Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 12 май 2009, 08:57 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 33489

В Лесной газете и на сайте Федерального агентства лесного хозяйства опубликовано интервью руководителя Федерального агентства лесного хозяйства А.И.Савинова, посвященное охране лесов от пожаров в 2009 году и некоторым другим смежным вопросам. Следует ответить, что в ответах руководителя Рослесхоза имеется ряд весьма серьезных неточностей.

Например, в соответствии с внесенными в Лесной кодекс поправками, полномочия по осуществлению государственного пожарного надзора в лесах передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации только с 1 января 2010 года. Соответственно, 40 тысяч сотрудников лесничеств, о которых говорит А.И.Савинов, смогут осуществлять государственный пожарный надзор в лесах только со следующего года (да и то одновременно с выполнением множества других своих обязанностей). А в 2009 году государственный пожарный надзор в лесах будет по-прежнему осуществлять совершенно неприспособленная для этого федеральная структура - Россельхознадзор.

О том, что арендаторы привели свои договора в соответствие с новым законодательством, и готовы взять на себя обязательства по обеспечению пожарной безопасности в лесах, говорить пока рано. Действительно, большинство переоформленных договоров аренды подписано, но есть большие проблемы с их государственной регистрацией и с подготовкой новой плановой документации (и то, и другое - из-за дефектов нового лесного законодательства). Без госрегистрации переоформленные договора формально не могут считаться действительными, а без подготовки полноценной новой плановой документации остается неясным, что же именно арендатор обязан делать, в том числе в отношении пожарной безопасности. Кроме того, негодное законодательство и экономический кризис неизбежно приведут к массовому банкротству арендаторов и отказу их от аренды лесов.

Заинтересованности арендатора в сохранении переданных ему лесов тоже пока практически нет, даже если срок аренды составляет 49 лет: законодательство и система отношений с властью меняются так часто, что мало кто из арендаторов может быть уверен, что сохранит права на использование своего участка хотя бы в течение ближайшего десятилетия. А на ближайшие лет десять, как считает большинство руководителей, лесов хватит даже при самом бесхозяйственном их использовании.

Нераспределенный резерв субвенций, в соответствии с действующим законодательством, не может превышать 5% от их суммарного размера - а это не та величина, которая может решить проблему переброски пожарных средств в наиболее горящие регионы. Соответственно, инициативы Рослесхоза по созданию федерального резерва средств на тушение лесных пожаров в рамках действующего законодательства практически обречены на провал.

Заявление руководителя Рослесхоза, что "основные показатели уровня подготовки к пожароопасному сезону 2009-го на местах составляют 150-240% к аналогичному периоду прошлого года", выглядит по меньшей мере странно. В 2009 году из-за бестолковых действий федеральных чиновников произошла трехмесячная задержка перечисления лесных субвенций из федерального бюджета органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно, вплоть до 1 апреля (примерной даты начала пожароопасного сезона) в большинстве регионов просто не было возможности осуществлять те действия по подготовке к пожароопасному сезону, которые требуют финансирования за счет субвенций. Как можно полноценно подготовиться к пожароопасному сезону, не имея на это положенного финансирования - непонятно. Впрочем, оперативные данные о лесных пожарах говорят о том, что в реальности страна к сезону лесных пожаров оказалась совершенно не готовой.

Ниже приводится текст интервью А.И.Савинова Лесной газете (цитируется по сообщению на сайте Рослесхоза).

Интервью руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Алексея Ивановича Савинова "Лесной газете"

А. И. Савинов: «Лесной пожар можно победить лишь всем миром, когда каждый знает свой маневр»


Интервью опубликовано 2 мая 2009 года в "Лесной газете"

Начинается май – последний весенний месяц. Впереди нас ждет, по прогнозам синоптиков, довольно жаркое лето и неизбежные лесные пожары, сезон которых уже стартовал.

От наскоков «красного петуха» никто в мире не застрахован, и от них, увы, никуда не деться. Мы не волшебники и только учимся минимизировать, по мере возможности, ущерб от убойного огня. Конечно, учиться следует быстрее и продуктивнее. Конечно, в условиях кризиса совсем не хочется добавлять к прочим тяготам еще и «беды с дымком». Не хочется с горечью повторять народную поговорку: пришла беда – отворяй ворота.

Чтобы пожарный колокол звучал как можно реже и стихия натворила как можно меньше несчастий, придется сильно постараться. Особенно в переходный период реформирования, когда трудностей, а зачастую и «непоняток» хоть пруд пруди. Об оперативной обстановке на местах «ЛГ» постоянно информирует читателей. Сегодня же, по просьбе редакции, ситуацию в центре и в регионах анализирует руководитель Федерального агентства лесного хозяйства А.И. Савинов:


- Алексей Иванович, наверное, прежде чем по косточкам разобрать стратегию и тактику 2009 года, стоит еще раз напомнить, что в 2008-м в России возникло более 25 тысяч лесных пожаров. В зоне активного лесопользования и развитой инфраструктуры огнем пройдено 2,3 млн. гектаров лесов. Только прямой ущерб составил 18 млрд. рублей. Основными причинами убытков от форс-мажора тогда явились: недостаточная готовность субъектов РФ к началу пожароопасного сезона; слабое взаимодействие между заинтересованными структурами власти; нехватка грамотных специалистов; отсутствие маневрирования силами пожаротушения между областями, краями, республиками. Что сделано, чтобы не повторить ошибок?

- Необходимо особо отметить: реформа лесного хозяйства в целом на законодательном уровне завершена. С 1 января в полном объеме вступил в действие Лесной кодекс РФ. Выделю две главных позиции:

1. Сформирована система лесничеств, которые осуществляют только лесоуправление, без хозяйственных функций. Таким лесничествам, в соответствии с поправками в Лесной кодекс, переданы полномочия государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах. Около 40 тысяч сотрудников будут выполнять эти функции.

2. Арендаторы переоформили договоры аренды лесных участков. На площади около 140 млн. гектаров фактически появился собственник. Лесопользователь на арендованной территории осуществляет полный комплекс всех лесохозяйственных работ, в том числе профилактические противопожарные мероприятия и выполняет тушение лесных пожаров. Следовательно, имея договор аренды на 49 лет, лесопользователь заинтересован в сохранении данного ему «зеленого ресурса».

Далее. С учетом анализа горимости лесов в 2008-м, для того чтобы никто не наступал на старые грабли, мы рекомендовали органам исполнительной власти в регионах в первую очередь создать специализированные лесопожарные структуры, включающие авиационные и наземные силы пожаротушения. В прошлом году в борьбе с огнем на местах действовало около 3 тысяч организаций с различной правовой формой (государственные учреждения, казенные предприятия, акционерные общества и др.). Только 21 субъект РФ имел государственные учреждения, отвечающие за охрану лесов от пожаров. Появление специализированных структур будет в значительной степени способствовать движению вперед и наведению порядка. Здесь должен быть один хозяин, который станет организовывать процесс и отвечать за всю работу в целом, и с кого можно спросить за результат. Подобные структуры уже сформированы в Республике Коми, Тюменской и Сахалинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Надо отметить: показатели по эффективности обнаружения и тушения лесных пожаров тут значительно выше, чем у соседей.

В субъекте РФ, имеющем зону авиационной охраны лесов, весь комплекс профилактических мероприятий, а также тушение огня, должно обеспечивать специализированное государственное учреждение на базе бывших филиалов Авиалесоохраны и имеющейся сети пожарно-химических станций. В малолесных регионах, где упор делается на наземный способ, специализированное госучреждение следует создавать на базе пожарно-химических станций. Это принципиальная позиция Рослесхоза. Она доведена до всех наших коллег, партнеров, смежников.

- Чтобы этот кулак был мощным, требуются финансы – и немалые. Из чего они будут складываться? Ведь каждому надо знать свою смету, свой маневр и уметь четко, оперативно действовать в трудную минуту.

- Для обеспечения новых подразделений современной техникой и оборудованием мы провели мониторинг и сформулировали предложения по возможности обновления, так сказать, материальной части. В правилах расходования субвенций, также подготовленных Рослесхозом, предусматривается возможность направления денег из федеральной казны на приобретение специальной лесопожарной техники и оборудования. Субъекты РФ, в свою очередь, обязаны обеспечить выделение средств и из собственных бюджетов на эти цели. Перспективны закупки через Росагролизинг. (Техника и оборудование передаются в финансовую аренду сроком до 5 лет с уплатой аванса не менее 10-15%. Процентная ставка – 4,3% годовых.)

В связи с реформой лесного хозяйства проблемным вопросом является отсутствие маневрирования средствами пожаротушения между городами и весями. Это прежде всего касается многолесья. Без изменения законодательства поиск оптимального варианта возможен только на основании соглашений с местными властями. Рослесхоз готов взять на себя эту непростую координирующую работу. Проект соглашения между Федеральным агентством и субъектами имеется. Маневрирование предполагается осуществлять за счет средств Резервного фонда субвенций, созданного при Рослесхозе. Данный документ направлен органам исполнительной власти регионов для подписания. Подготовлена и Программа создания региональных центров, которая проходит согласование и уже получила одобрение в МЧС, Минприроды, Минтрансе. Так и должно быть, ведь лесной пожар можно победить лишь всем миром, когда каждый знает свой маневр.

Для оказания помощи регионам в раннем обнаружении огня и для контроля за развитием лесопожарной обстановки в Рослесхозе действует Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров. Она позволяет быстро, в реальном режиме времени, обнаруживать загорания, определяя их координаты. Все уполномоченные структуры в области лесных отношений, от Калининграда до Камчатки, получили коды доступа в нее.

К сожалению, до лесничеств и арендаторов информация зачастую не доходит. Кроме того, в недавнем прошлом отмечено несоответствие статистических данных о пройденной огнем площади с данными космических снимков. Выездные проверки, проведенные специалистами Рослесхоза, выявили частые факты занижения площадей загораний. А в Приморском крае и Иркутской области были даже случаи сокрытия фактов крупных ЧП. Итоговые материалы направлены в следственные органы и полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах.

Чтобы в корне пресечь «блокировку», а то и явный обман, необходимо обеспечить укомплектование рабочих мест, и в первую очередь в лесничествах, в государственных учреждениях, обеспечивающих тушение лесных пожаров, всеми техническими средствами по эксплуатации Информационной системы. Мы проводим обучение пользователей данной системы.

При ФГУ «Авиалесоохрана» организован Учебный центр по подготовке специалистов для тушения лесных пожаров и летчиков-наблюдателей. Следует отметить, что это единственная в России организация, имеющая возможность выпуска таких ценных профессионалов. Здесь в начале 2009-го установлены и налажены самые современные тренажеры (вертолетный и парашютный). И люди подстать технике XXI века. Воздушные пожарные всегда были гордостью отрасли. Надеюсь, останутся таковыми и впредь.

Теперь о штабах. Рослесхоз проводил селекторное совещание с полпредами регионов по подготовке к пожароопасному сезону. Были и выездные совещания с участием аппаратов полномочных представителей Президента РФ, МЧС, Генеральной прокуратуры, МВД, Россельхознадзора и других заинтересованных структур.

Отмечу, что представители органов исполнительной власти субъектов РФ гарантировали: все намеченное будет выполнено в полном объеме. А слово надо держать. Правда, они же отметили слабый уровень обеспечения пожарной безопасности лесов, расположенных на землях государственных природных заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Минприроды. Рослесхоз и Россельхознадзор с совместным письмом обратились к министру природных ресурсов с просьбой принять соответствующие меры. Радует, что Россельхознадзор занял активную, боевую позицию в этом и других вопросах. С ним подписаны соглашения о взаимодействии. Одно ведь дело делаем, один русский лес оберегаем. Как сказал поэт, «сочтемся славою – ведь мы свои же люди». Главное заслужить эту добрую славу. Общую – без всяких ведомственных амбиций.

- Алексей Иванович, давайте еще раз вернемся к деньгам, которые решают если не все, то очень многое. Без них самые лучшие планы могут зависнуть в воздухе, а самые заманчивые перспективы превратятся в миражи. Итак, что с финансовым обеспечением «огненной страды»?

- Был проработан и решен с Федеральной антимонопольной службой вопрос организации охраны лесов от огня путем прямого сметного финансирования специализированных госучреждений. Это кардинально поменяет ситуацию с профилактикой. И, главное, с тушением пожаров в 2009 по сравнению с прошлым годом.

Следующий важнейший момент. Средства субвенций за первое полугодие направлены в регионы в полном объеме. Финансирование мероприятий по охране лесов от пожаров, несмотря на оптимизацию федерального бюджета, осталось неизменным, без секвестирования – 3 млрд. рублей. И это несмотря на кризис. Как и в прошлом году, для оказания помощи субъектам РФ в Рослесхозе имеется Резервный фонд. Суммы из него будут выделяться дополнительно тем, кто имеет высокую и чрезвычайную горимость, с учетом 50% софинансирования из бюджетов субъектов.

Начало обнадеживает. Так, основные показатели уровня подготовки к пожароопасному сезону 2009-го на местах составляют 150-240% к аналогичному периоду прошлого года. В первую очередь созданы запасы ГСМ, обучены специалисты, имеются ПХС и воздушные суда малой авиации, проводятся контролируемые выжигания.

Нельзя не упомянуть, что одной из наших забот являются трансграничные лесные пожары. Для взаимодействия и отработки совместного подхода Рослесхозом запланировано проведение Международного совещания на территории Забайкальского края. Приглашены представители Китая, Монголии, Казахстана, Финляндии.

- Готовясь к интервью, мы натолкнулись на сообщение НИА Байкал, в котором говорится о том, что со стороны некоторых государственных органов управления лесами наблюдаются попытки обязать арендаторов лесного фонда заключать договоры на дополнительное авиапатрулирование и тушение пожаров. Как Вы можете прокомментировать ситуацию?

- В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности в лесах делятся между арендаторами и государством (или организациями, работающими на основании госзаказов) следующим образом. Арендаторами на своих участках, на основании проекта освоения лесов, осуществляются: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и т.д.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Прочее – дело не арендаторов, а государственных органов лесного хозяйства, лесного контроля и надзора или организаций, проводящих охрану, защиту и воспроизводство лесов на основании госзаказов. К числу таких мер относятся: мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; само тушение лесных пожаров.

Все остальное, что «изобретают» некоторые деятели – от лукавого. В частности, такой формы размещения заказа, как «обязать арендаторов лесного фонда заключать договоры», закон не предусматривает. Следовательно, если сообщение НИА Байкал верно, то в Братском районе Иркутской области пошли «самостийным» путем. А это путь правового нигилизма.

Это первое, что я хотел сказать по этому поводу. Но давайте посмотрим на эту проблему и под другим углом зрения. Арендатор берет лес в аренду на весьма длительный срок, стало быть, он кровно заинтересован в том, чтобы этот лес был в добром здравии. Так ведь? Так, иначе какой же он хозяин. А раз так, то вполне разумно было бы ему и самому позаботиться о тушении лесных пожаров на своем участке, заключить соответствующие договоры с нужными для этого дела организациями. Это возможно при желании. А средства, потраченные на эти цели, арендатору можно компенсировать из лесных субвенций или из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

- Кстати, раз уж Вы упомянули Лесной кодекс, то какие поправки в него по лесопожарной проблематике предлагает Рослесхоз?

- Они касаются прежде всего перераспределения полномочий. А именно. В целях поддержки арендаторов лесных участков следует включить в полномочия субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций, тушение лесных пожаров и лесовосстановление на арендованных участках. Оставить в обязанностях арендаторов только противопожарную профилактику.

А вообще законотворческий процесс длится постоянно, ибо нет предела для совершенствования, в том числе и в юридическо-правовой области.

- Ну, и, так сказать, на десерт – вопрос о форме, которая во многом определяет содержание. Речь в данном случае – о форменной одежде. Она при профилактической работе с населением отнюдь не мелочь.

Согласны ли Вы с тем, что доводы профессионала звучат более убедительно для окружающих, если он одет в красивый мундир? Этим сразу подчеркивается весомый статус нашего человека. Разве не так?


- Полностью согласен. Мы в Рослесхозе уделяем данному вопросу чрезвычайно важное значение. Сейчас готовится соответствующее распоряжение, которое в скором времени, надеюсь, обретет силу закона. И это не «излишество». Это самая что ни на есть первейшая потребность! Форма дисциплинирует, подчеркивает государственный статус, придает особую весомость словам и поступкам. Уверен, что и с законопослушными гражданами, и особенно с нарушителями правил пожарной безопасности в лесах должен говорить только лесовод в форме – как полпред державы, как лесник с большой буквы. Кроме того, что форма дисциплинирует самого лесника, она еще повышает его авторитет, делает все его слова более весомыми для всех, с кем он общается по долгу службы, для населения и для лесопользователей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 май 2009, 20:27 

Сообщения: 130

1. Никто не хочет прогореть.
2. На некоторые вопросы ответов не последовало (...нехватка грамотных специалистов...)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 май 2009, 05:29 
Аватара пользователя

Сообщения: 13306
Откуда: Москва

Редактор новостей писал(а):
Ниже приводится текст интервью А.И.Савинова Лесной газете (цитируется по сообщению на сайте Рослесхоза).

Интервью руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Алексея Ивановича Савинова "Лесной газете"

А. И. Савинов: «Лесной пожар можно победить лишь всем миром, когда каждый знает свой маневр»


[i] Интервью опубликовано 2 мая 2009 года в "Лесной газете"


А вообще законотворческий процесс длится постоянно, ибо нет предела для совершенствования, в том числе и в юридическо-правовой области.


Вот именно!!! Это вам не Лондон!!!

_________________
Распил/раскрой и продажа: фанера берёзовая (ФК; ФСФ), ДСП шлифованное, ЛДСП, ДВП(Оргалит), ДВП окрашенное, МДФ. Упаковка и доставка. http://www.allfanera.ru/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 май 2009, 08:39 

Сообщения: 98

"Все остальное, что «изобретают» некоторые деятели – от лукавого. В частности, такой формы размещения заказа, как «обязать арендаторов лесного фонда заключать договоры», закон не предусматривает. Следовательно, если сообщение НИА Байкал верно, то в Братском районе Иркутской области пошли «самостийным» путем. А это путь правового нигилизма."
"А вообще законотворческий процесс длится постоянно, ибо нет предела для совершенствования, в том числе и в юридическо-правовой области."


Вот такой подход к законодательству и порождает этот правовой нигилизм... И к сожалению не только в сфере лесных отношений. Да и вообще, все это больше похоже на доклад с партийной конференции КПСС, или "Единой"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Текущее время: 17 сен 2019, 18:15


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: БРОННИКОВ и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100