Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России
Сообщения: 30230
В Кабанском районе Республики Бурятия опять действуют крупные пожары на осушенных торфяниках. Самый крупный пожар - пал сухой травы, охвативший, по предварительным оценкам, площадь около пятисот гектаров - действует на торфянике вблизи села Большая Речка. Особенности торфяника позволяют предположить с вероятностью практически в 100%, что этот пал привел к возникновению множества очагов тления торфа. Пожары меньшего размера зафиксированы системами дистанционного мониторинга также в дельте Селенги и на осушенном торфянике вблизи Селенгинска; по информации с места, вблизи Селегинска действует уже настоящий торфяной пожар.
Снимок VIIRS за 17 апреля 2017 года на Кабанский район и окрестности (желтой линией показаны границы района) с наложенными термоточками FIRMS за день:
Увеличенная часть этого же снимка:
Пожары действуют вне земель лесного фонда, на землях разных категорий, главным образом сельхозназначения, находящихся в разной собственности, в том числе в федеральной. На протяжении последних нескольких лет в регионе происходили ожесточенные споры между разными региональными и федеральными органами исполнительной власти по поводу того, кто должен тушить торфяные пожары на этих землях. Однако, в марте 2017 года Верховным судом Республики Бурятия было удовлетворено требование прокуратуры "обязать ГУ МЧС России по Республике Бурятия принять меры по ликвидации торфяных пожаров, действующих в Кабанском районе на землях, находящихся в федеральной собственности" (текст самого определения пока недоступен, но есть сообщение о нем на сайте Прокуратуры Республики Бурятия - ссылка).
В сводке ЧС и происшествий ГУ МЧС по Республике Бурятия за 17 апреля 2017 года информация о пожарах, действующих на торфяниках Кабанского района, отсутствует.
В ближайшие несколько дней в Кабанском районе Республики Бурятия не ожидается существенных осадков, способных затушить возникшие от палов сухой травы очаги тления торфа. Это значит, что возникшие очаги тления торфа сами собой не потухнут, а уйдут вглубь осушенных торфяных залежей и станут неуязвимыми для осадков. При жарком и сухом лете они практически неизбежно станут источниками крупных торфяных пожаров, способных привести к задымлению значительной части Кабанского района и сопредельных территорий, создать угрозу жизни и здоровью людей и безопасности транспортных объектов. Сейчас очаги тления торфа можно потушить сравнительно малыми силами; если же время будет упущено, для их ликвидации может не хватить всех сил пожарной охраны, имеющихся в регионе.
Вот сейчас МЧС и покажут на что способны, пригонят БЕ - 200 - брать воду из Байкала, ИЛ - 76 бросать водяные бомбы, курточки свои фирменные оденут с огромными буквами МЧС - может после этого больше народу поймёт что разгонять их пора.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России
Сообщения: 30230
Так они уже третий год в Кабанском районе это показывают - ведь судебное разбирательство не на пустом месте возникло.
Вообще система МЧС какая-то бессистемная: в Бурятии МЧСовцы спорят с тем, что они должны тушить торфяные пожары - а в Брянской, Тверской, Ивановской, Ярославской, Владимирской и некоторых других областях, где раньше тоже спорили, теперь спорить перестали и стали нормально тушить. Даже в Иркутской, с другой стороны от Байкала, уже не спорят, а тушат. А есть еще регионы, где вроде бы и не спорят, но и нормально не тушат (Ленобласть, например). Как будто бы у них в разных регионах - разное федеральное законодательство.
А если посмотреть как у них? Такое впечатление что МЧС создано под конкретного друга что бы его пропиарить. Есть ведь росгвардия, армия, да и много ещё чего есть вплоть до гражданской обороны, они получается нужны не для чрезвычайных ситуаций, а так для мирной жизни. С другой стороны, может я чего не понял, но как бесхозный торфяник оказался осушенным, странное вложение денег.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России
Сообщения: 30230
колыван писал(а):
С другой стороны, может я чего не понял, но как бесхозный торфяник оказался осушенным, странное вложение денег.
Когда торфяник осушали (в 70-е годы прошлого века) - он не был бесхозный. Насколько я знаю, это было опытно-производственное хозяйство "Байкальское", занимавшееся выращиванием кормовых трав. Впоследствии оно развалилось и закрылось. Однако, и сейчас торфяник не совсем бесхозный - номинально у части земель есть собственники.
Насколько мне известно тот же МЧС занимается поборами с арендаторов земель лесного фонда, за это оно милостиво разрешает им тушить пожары, а с собственников части не бесхозных осушенных торфяников получается МЧС денег слабо взять что бы они имели право их тушить. Да и с вопросом интересным недавно столкнулся, берут землю под охотугодья, лесники вроде не при делах, где базу поставить? Понятно что проще всего в брошенной деревне, на землях ГЛФ - геморрой (вполне понятный), но оказалось что на "бесхозных" землях сельхозназначения геморрой ещё больше, прямо как нынче модно говорить двойные стандарты какие то.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России
Сообщения: 30230
Так МЧС не возражает, чтобы эти пожары кто-нибудь другой за него потушил. Проблема-то в том, что других, которые должны и могут тушить, на этих землях нет.
Если торф горел бесконтрольно хотя бы неделю - проливать придется недели две. Никаких особых навыков для этого не надо - копай, проливай, перемешивай. А вот терпения и моря горючки - это очень надо. Если вовремя не тушить. Заставить работать можно и собственника - у нас в районе собственник на ассенизационной бочке приезжал и силами трех мужиков тушил. Потом задолбался и начал по осени траву в этом квадрате обкашивать, шлагбаум на въезде поставил. Понял, что это дешевле обойдется. Можно и МЧС заставить работать. Однако они и счет потом выставить могут - у них всегда нет горючки, личного состава и рукавов. А можно и без них торф тушить - трактор и поливалки мобилизовать на это дело надо. А вот если местная власть с этими торфами ничего делать не хочет - тут уже никого не заставишь. Потому что некому заставлять. Чем занимается центральный аппарат МЧС (та его часть, которая отвечает за применение сил и средств и боевую подготовку) - вообще неясно, поскольку уже после 2010 года можно было родить циркуляр по торфам и разослать его по всем главкам с контролем за исполнением. Так как этого сделано не было, каждый регион предпочел учиться на своих ошибках. Томск учился в 2012, Брянск и Тверь - в 2014. До Бурятии и Иркутска это добралось в 2015-16. Но зато профильный замминистра несколько лет боролся с баночками, в которых пожарные еду на службу таскают...