Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 июл 2014, 18:37 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 34058

2 июля 2014 года проблемы охраны лесов от пожаров были рассмотрены на специальном заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Материалы для обсуждения на заседании Совета были подготовлены в Гринпис России руководителем лесного отдела А.Ю.Ярошенко и руководителем противопожарного проекта Г.В.Куксиным. Общее описание проблемы, подготовленное для этого заседания, уже размещалось на Лесном форуме (ссылка); предлагаемые меры по борьбе с пожарами приводятся в конце данного сообщения.

На заседании с докладами выступили руководитель лесного отдела Гринпис России А.Ю.Ярошенко, директор ФБУ "Рослесозащита" В.В.Солдатов, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства А.Д.Жилин, представитель Общества добровольных лесных пожарных Н.Н.Максимова, заведующий кафедрой охраны лесов от пожаров Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Н.А.Коршунов.

Предлагаемый набор мер по борьбе с лесными пожарами должен быть доработан по итогам заседания с учетом предложений участников, и представлен в соответствующие органы государственной власти. Ниже приводятся предложения Гринпис, подготовленные для этого заседания.


Необходимые меры по борьбе с пожарами на природных территориях России

Восстановление жизнеспособного лесного хозяйства и системы охраны лесов от пожаров


Несмотря на разрушительные для лесного хозяйства реформы последних лет (основанные главным образом на Лесном кодексе 2006 года), абсолютное большинство лесных и лесоторфяных пожаров все еще тушится организациями лесного сектора, сотрудники которых знают лес и обладают необходимыми навыками. Тушение лесных пожаров непрофильными ведомствами (подразделениями МЧС, пожарной охраной населенных пунктов и т.д.) чаще всего оказывается непропорционально дорогим, опасным и неэффективным. Это означает, что для эффективной борьбы с лесными и лесоторфяными пожарами необходимо восстанавливать полноценное и экономически жизнеспособное лесное хозяйство и специализированную систему борьбы с особо опасными и катастрофическими лесными пожарами.

Для этого необходимо:

а) обеспечить восстановление специализированных лесохозяйственных организаций, ведущих лесное хозяйство в лесах, не предоставленных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование или выбывающих из аренды, согласно федеральному закону от 12 марта 2014 года № 27-ФЗ, в том числе предусмотреть выделение дополнительных средств на их восстановление и развитие при подготовке и принятии федерального бюджета на 2015-2017 годы;

б) обеспечить восстановление централизованной системы авиационной охраны лесов от пожаров, позволяющей быстро и эффективно перебрасывать силы для ликвидации ЧС с лесными пожарами регионального или более высокого уровня (ликвидация которых в рамках существующей системы лесных субвенций силами субъектов РФ практически невозможна), и создать ясные правовые основы для существования и работы федерального резерва сил пожаротушения;

в) незамедлительно принять меры по отмене лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров, и обеспечить ясные правовые условия для привлечения лесопользователей (арендаторов лесных участков) к тушению лесных пожаров, в том числе для компенсации расходов по тушению ими лесных пожаров, произошедших не по их вине.

Максимальное ограничение выжигания сухой травы

Палы сухой травянистой растительности (травы, стерни, тростника) являются одним из двух главных источников пожаров в лесах, и главным источником пожаров на торфяниках. Кроме того, палы сухой травы часто становятся причиной пожаров в населенных пунктах и на объектах инфраструктуры (официальный статистический учет последствий травяных палов в России не ведется; оценочно, ежегодно они уничтожают несколько тысяч домов и дач). Палы сухой травы ежегодно становятся причиной гибели людей и вызывают опасное для жизни и здоровья задымление. Наибольший ущерб палы сухой травы приносят в период с марта по июнь включительно, но в отдельные годы они могут приобретать катастрофические масштабы и в другие месяцы.

Искоренение практики массового бесконтрольного выжигания сухой травы может, оценочно, сократить количество лесных пожаров по меньшей мере вдвое, а количество торфяных пожаров - в пять-десять раз. Российский и зарубежный опыт показывает, что для полного искоренения этой практики нужны десятилетия, но значительного снижения пожарной опасности можно добиться уже в первые годы.

Для максимального ограничения выжигания сухой травы необходимо сделать следующее:

а) обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации (Пр-1037, п.1.ж) об установлении порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающего возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты. Для этого, в частности, необходимо внести в Правила противопожарного режима в Российской Федерации изменения, распространяющие действие пункта 71(1) этих Правил на земли всех категорий, включая земли сельскохозяйственного назначения;

б) ускорить принятие законопроекта № 308609-6 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части установления возможности изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения в случае незаконного выжигания растительности), внесенного в Государственную Думу в сентябре 2013 года, однако до сих не рассмотренного даже в первом чтении;

в) внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях нормы об административной ответственности правообладателей земельных участков за выжигание растительности на земельных участках, повлекшее гибель, сокращение численности, разрушение среды обитания объектов животного мира или причинение вреда окружающей среды.

г) провести тщательное расследование связи между массовыми "контролируемыми" выжиганиями сухой травы в Забайкальском крае и возникшей сразу после этих выжиганий чрезвычайной ситуацией регионального характера, вызванной лесными пожарами, опубликовать в открытом доступе данные о местах проведения этих выжиганий для максимально широкой независимой экспертизы их последствий;

д) внести изменения в Федеральный закон «О полиции» в части отнесения к задачам полиции предотвращение и пресечение нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности (в частности, незаконного выжигания растительности);

е) поручить МЧС России обеспечить официальный статистический учет палов сухой травянистой растительности и их последствий, для чего внести изменения в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС от от 21 ноября 2008 г. № 714 (согласно которому случаи горения сухой травы не подлежат официальному статистическому учету).

Своевременное обнаружение и тушение торфяных пожаров

Из всех типов природных пожаров, пожары на осушенных торфяниках и брошенных торфяных месторождениях приносят наибольший вред жизни и здоровью людей, поскольку являются главными источниками сильного задымления. Несмотря на это, система борьбы именно с торфяными пожарами в России (как, впрочем, и в мире в целом) разработана наихудшим образом, а во многих районах практически отсутствует. При этом торфяные пожары развиваются гораздо медленнее лесных, их поведение более предсказуемое, и при грамотной организации борьбы с этими пожарами их катастрофического развития можно гарантированно избежать.

Для того, чтобы практически полностью исключить риски развития катастрофических торфяных пожаров, необходимо сделать следующее:

а) создать единую систему и единые стандарты учета торфяных пожаров, исключающие возможность сокрытия этих пожаров на ранних стадиях развития (в частности, обязывающие учитывать торфяные пожары независимо от причиненного ущерба, от наличия открытого огня или только тления, от принадлежности и целевого назначения заторфованного участка);

б) для всех осушенных торфяников и брошенных торфяных месторождений - проверить наличие землепользователей, в явном виде отвечающих за пожарную безопасность и обладающих ресурсами для своевременной ликвидации торфяных пожаров; в случае отсутствия таковых - предусмотреть выделение субсидий органам местного самоуправления для обеспечения специальных мер пожарной безопасности на торфяниках, находящихся на подведомственных им землях;

в) разработать и утвердить Правила введения ЧС, возникших вследствие торфяных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких ЧС (по аналогии с существующими правилами для лесных пожаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 года № 376);

г) провести ревизию проведенных обводнений торфяников, и исключить практику спешного и тайного принятия решений об обводнении ранее осушенных торфяников, в результате которой массово выбираются самые дорогие и часто малоэффективные способы и технологии работ - а вместо этого разработать долгосрочную программу обводнения, предусматривающую выбор наиболее эффективных и экологически безопасных подходов для каждого конкретного случая;

д) рекомендовать Генеральной прокуратуре РФ усилить надзор за применением статьи 237 Уголовного кодекса РФ ("Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей") в части сокрытия информации об угрозах, связанных с задымлением, вызванным пожарами на природных территориях, в особенности торфяными.

Высвобождение рабочего времени руководителей и специалистов за счет сокращения отчетности

Исходя из затрат рабочего времени на поддержание документооборота в лесном хозяйстве, его стоимость можно оценить примерно в 13 млрд. рублей в год - это почти втрое больше расходов на борьбу с лесными пожарами. Сокращение документооборота - это важнейший резерв рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства. Необходимо:

а) незамедлительно проанализировать отраслевую отчетность и отказаться от избыточной инаименее нужной - в первую очередь от той, которая собирается неоправданно часто (чаще, чем раз в год), или которая фактически не используется на федеральном уровне из-за отсутствия необходимых для этого сил и специалистов. В первую очередь должны быть проанализированы и при отсутствии ясных противопоказаний отменены негодовые формы отчетов об исполнении полномочий, не имеющие отношения к управлению лесами на федеральном уровне формы АИС "Государственный лесной реестр", и т.д.);

б) свести ежедневно запрашиваемую у субъектов информацию о некатастрофических лесных пожарах к минимуму, достаточному для формирования публичной отчетности (в частности, оставить в ежедневной отчетности только ту информацию, которая необходима организациям федерального уровня для контроля за достоверностью сведений о лесных пожарах и для принятия решений о переброске сил и средств федерального резерва);

в) запретить органам государственной власти в условиях действия особого противопожарного режима или режима ЧС в связи с лесными пожарами запрашивать у органов управления лесами и специализированных лесопожарных организаций оперативную отчетность сверх необходимого минимума, проводить в эти периоды проверки (кроме неотложных); предусмотреть дисциплинарную ответственность государственных служащих за неоправданное отвлечение специалистов лесохозяйственных и лесопожарных организаций от организации тушения лесных пожаров.

Обеспечение своевременного введения ЧС

Действующим лесным и бюджетным законодательством не предусматривается выделение органам государственной власти субъектов РФ достаточных ресурсов для ликвидации ЧС, вызванных лесными пожарами, регионального или более высокого уровня. Фактически выделяемых на лесное хозяйство средств достаточно, чтобы эффективно бороться с лесными пожарами при средней пожарной опасности (третьем классе пожарной опасности по погодным условиях). Собственных средств на ликвидацию крупномасштабных ЧС, вызванных лесными пожарами, у большинства субъектов РФ нет, и взять их неоткуда.

В такой ситуации своевременное введение ЧС в связи с лесными пожарами обеспечивает возможность привлечения дополнительных сил не из лесного хозяйства (эти силы могут помочь только при своевременном привлечении). При этом в России сложилась устойчивая практика несвоевременного введения ЧС в связи с лесными пожарами, несмотря на наличие достаточно четких и ясных правил (утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376).

Например, в начале пожароопасного сезона 2014 года в двух субъектах РФ наблюдались очень большие задержки с введением ЧС регионального характера в связи с лесными пожарами: в Приморском крае - примерно на три недели, в Забайкальском крае - примерно на две недели. Более короткие (на несколько дней) задержки введения ЧС регионального характера в связи с лесными пожарами вообще весьма обычны.

Начиная с апреля 2014 года практика введения ЧС в связи с лесными пожарами начала постепенно улучшаться, но задержки в несколько дней пока не изжиты (наиболее яркий пример - недавнее введение ЧС в связи с лесными пожарами в Иркутской области). Задержка введения ЧС в несколько дней может делать вовлечение дополнительных сил РСЧС в борьбу с лесными пожарами почти бессмысленным, или, как минимум, неэффективным.

Позднее введение ЧС регионального характера означает формальную невозможность использования всех сил и средств территориальных подсистем РСЧС для ликвидации лесных пожаров и их последствий, и в конце концов может привести к неоправданно большим потерям лесов и жертвам.

Необходимо тщательно проанализировать причины несвоевременного введения ЧС регионального характера в этих субъектах РФ и принять меры, чтобы такое не повторялось.

Следует также учитывать, что развитие лесопожарной обстановки может потребовать введения ЧС федерального характера уже в ближайшее время. Практики своевременного введения ЧС федерального характера в связи с лесными пожарами в России пока нет.

Справедливая ответственность и выводы

Как показал опыт последних нескольких лет, основная ответственность за катастрофические лесоторфяные пожары часто возлагается на тех, кто как раз делает все возможное для борьбы с ними, а главными героями выходят те, кто больше всего недоглядел и недовыполнил. Это деморализует тех, кто реально тушит пожары и обеспечивает пожарную безопасность, и формирует ощущение безответственности у бюрократических структур.

Чрезвычайно важно, чтобы в ходе пожароопасного сезона 2014 года и по его итогам работники леса не были "назначены" главными виновниками пожарных катастроф и задымления. Важно, чтобы свою долю ответственности получили и те, кто не смог должным образом организовать работу РСЧС в целом, и чтобы по итогам сезона были сделаны правильные выводы (о необходимости усиления лесного хозяйства, приведения лесного и смежного законодательства в соответствие со здравым смыслом).

Рассмотрение практики применения статьи 237 Уголовного кодекса РФ

Развитие катастрофических лесных пожаров часто, а развитие катастрофических торфяных пожаров практически всегда связано с искажением и сокрытием информации о них, и, как следствие, с несвоевременным принятием мер по их ликвидации.

Статьей 237 Уголовного кодекса РФ предусматривается достаточно серьезное наказание за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. Однако, на практике эта статья к случаям сокрытия информации о лесных и торфяных пожарах, угрожающих жизни и здоровью людей, не применяется, что создает у отвечающих за эту информацию чиновников ощущение полной безответственности и безнаказанности. В частности, именно сокрытие информации о лесных и торфяных пожарах и связанных с ними угрозах обусловило наиболее тяжкие последствия пожарной катастрофы 2010 года, но никто не понес за это ровным счетом никакой ответственности. То же самое повторилось и в последующие годы в наиболее пострадавших от огня регионах.

Необходимо принятие комплекса мер, направленных на "оживление" этой статьи и ее реальное применение в отношение должностных лиц, не обеспечивающих должное информирование населения о чрезвычайных ситуациях, связанных с лесными и торфяными пожарами, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.

Кроме того, необходимо внести изменения в Приказ МЧС РФ от 29.06.2006 N 386 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.07.2006 N 8074) в части исключения из него положения о том, что Критериями, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются:

при крупных пожарах - погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара.

При организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, должностным лицам, ответственным за решение этой задачи, запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 10 дек 2019, 01:25


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100