Согласно статье 90 Лесного кодекса РФ, государственная инвентаризация лесов (ГИЛ) проводится в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса; оценки эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; информационного обеспечения управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). ГИЛ, согласно этой статье, проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Конкретные вопросы, на которые должна ответить ГИЛ, не определены ни Лесным кодексом, ни соответствующими подзаконными актами (приказами Рослесхоза от 6 июня 2011 г. № 207 "Об утверждении Порядка проведения государственной инвентаризации лесов" и от 10 ноября 2011 г. № 472 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов"). Это служит одной из причин того, что итоговые материалы ГИЛ, по крайней мере в части определения количественных и качественных характеристик лесов, невозможно использовать: они не дают ответов ни на один практически значимый вопрос.
Для того, чтобы эту ситуацию исправить, попробуем сформулировать основные вопросы, на которые хотелось бы получить ответы от государственной инвентаризации лесов - возможно, это поможет внести полезные исправления в методику ГИЛ. Поскольку одной из целей ГИЛ является информационное обеспечение государственного управления лесами, очень важно, чтобы ответы на этих вопросы можно было получить по основным территориальным единицам лесоуправления (России в целом, субъектам РФ, и, по возможности, лесничествам и лесопаркам).
1. Сколько у нас лесов (по площади), с разбивкой на категории по нескольким важнейшим параметрам (группам возраста; защитным, эксплуатационным, резервным лесам и лесам с неустановленным правовым статусом; хвойным, твердолиственным и мягколиственным лесам; продуктивным и непродуктивным насаждениям), по категориям земель:
- землям, на которые в явно виде распространяется действие Лесного кодекса РФ (землям лесного фонда, обороны и безопасности, ООПТ и городским лесам);
- землям иных категорий (сельскохозяйственного назначения и другим).
2. Какова продуктивность (прирост) наших лесов, с разбивкой по вышеупомянутым категориям, и каков баланс между приростом и убылью древесины (в результате совместного действия законной и незаконной заготовки древесины, потерь в результате пожаров, вспышек численности вредителей и болезней, ветровалов и других факторов). В итоге - каков предельный уровень неистощительного в долгосрочной перспективе использования лесов для заготовки древесины при существующем состоянии лесов и лесного хозяйства и существующем уровне потерь древесины в разрезе основных хозяйственных групп лесов (защитных, эксплуатационных и резервных, по основным группам пород и категориям земель).
3. Как и чем восстанавливаются наши леса после вырубки, пожаров и иных стихийных бедствий (отдельно по этим категориям): какова доля площадей успешного и безуспешного искусственного лесовосстановления, естественного возобновления и отсутствия возобновления леса, с разбивкой по преобладающим группам пород и по временным интервалам появления территорий, на которых происходит возобновления леса (в идеале - по пяти- или десятилетним периодам).
4. Какова доля площади лесов, охваченных уходом и другими лесохозяйственными мероприятиями, с разбивкой по группам возраста и преобладающим группам пород: на какой доле площади, особенно в молодняках и средневозрастных насаждениях, имеются признаки проведения рубок ухода и других лесоводственных мероприятий за последние один-два года и за последние одно или два десятилетия, и каковы результаты проведенных мероприятий (качественная оценка).
5. Какова доля площади лесов (отдельно - защитных лесов), в которых наблюдаются признаки действий, способных привести к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду (возведения заборов или ограничения доступа граждан в леса иными способами, загрязнения и захламления лесов, возведения капитальных строений на месте леса, расчистки леса для создания объектов инфраструктуры или иных целей, и т.д.), отдельно по этим категориям действий.
6. Каковы площади и распространение очагов опасных вредителей и болезней леса, представляющих угрозу распространения на новые территории, требующие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий или ликвидации последствий повреждения лесов.
7. Какова доля лесов, официально учтенных в соответствии с требованиями действующего законодательства (включенных в установленные границы лесничеств и поставленных на государственный кадастровый учет), от общей площади фактически существующих лесов.
Это лишь предварительный перечень, любые комментарии и дополнения к нему приветствуются.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России