Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Биология леса, наука, образование » Лесное образование
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2012, 10:07 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29271

16 ноября в подмосковном Пушкино, во Всероссийском НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, состоялось Всероссийское совещание с руководителями школьных лесничеств, организованное Федеральным агентством лесного хозяйства. Вопреки опасениям, мероприятие получилось в достаточной степени неформальным, информативным и интересным. В общей сложности в нем приняли участие около ста сорока человек, в основном представлявших органы управления лесами субъектов РФ, разнообразные детские образовательные учреждения и сами школьные лесничества.

Выступления участников показали, что движение школьных лесничеств, несмотря на разрушительные для лесного хозяйства реформы последних тринадцати лет, все еще живо, по крайней мере в значительной части регионов страны. Однако, единая система управления этим движением, равно как и система его поддержки на государственном уровне, утрачена, и ее остатки поддерживаются силами энтузиастов - где-то на уровне региональных уровней власти, где-то на уровне отдельных районов, а где-то и на уровне отдельных школ, лесничеств или лесхозов. Сколько именно в России сохранилось школьных лесничеств - точно пока неизвестно. По максимальной оценке, их сейчас существует около 3,6 тысяч (это "консервативная" оценка, учитывающая в том числе те школьные лесничества, судьба которых в последние годы достоверно неизвестна); по осторожной оценке Рослесхоза, основывающейся на данных недавней инвентаризации школьных лесничеств - их сейчас в стране чуть больше тысячи. Скорее всего, реальное количество активно действующих школьных лесничеств составляет несколько сотен. При этом единого формата работы школьных лесничеств, который раньше определялся соглашениями между органами управления лесами и органами образования, уже нет - в каждом конкретном школьном лесничестве делают то, на что у руководителей хватает сил и что представляется им уместным в существующих обстоятельствах.

Рослесхоз представил подготовленные проекты некоторых документов, регламентирующих работу школьных лесничеств, в том числе критериев школьного лесничества. Проекты вызвали опасения у многих участников совещания в связи с изрядным формализмом - они были в значительной степени ориентированы на старый ("дореформенный") формат работы школьных лесничеств, который сейчас в значительной степени утрачен, и который вряд ли можно в полном объеме восстановить сейчас - да и не факт, что нужно. Представители Рослесхоза - А.В.Панфилов и С.В.Старостин - по поводу этих опасений пояснили, что Рослесхоз будет стараться сделать нормативные и методические акты, касающиеся работы школьных лесничеств, максимально реалистичными, чтобы излишним формализмом не убить живые инициативы на местах. Рослесхоз намерен включить положения, касающиеся развития системы школьных лесничеств, в соглашения о взаимодействии со всеми субъектами РФ, заключаемыми на 2013 год.

Краткая историческая справка. Родиной Всероссийского движения школьных лесничеств считается Жуковский лесхоз Брянской области - здесь в 1952 году появился ученический отряд "Лесной патруль", руководимый учителем, лесничим и директором лесхоза. Официальный статус и название "школьные лесничества" такие отряды получили в 1966 году, и тогда же за ними были закреплены свои участки леса, и некоторые связанные с этими участками права и обязанности. В классическом варианте школьные лесничества копировали структуру настоящих лесничеств, с их штатным расписанием и системой организации работ. С 1969 года в РСФСР проводились всероссийские смотры (в дальнейшем - конкурсы) школьных лесничеств, с 1978 года деятельность школьных лесничеств определялась Лесным кодексом. К середине 80-х г.г. прошлого века количество школьных лесничеств в РСФСР достигло примерно шести тысяч. Реформы системы лесоуправления начала 90-х г.г. прошлого века сильно подкосили работу школьных лесничеств, привели к частичному распаду централизованной системы управления ими - но на местах школьные лесничества продолжали существовать (оценочно, к концу 90-х г.г. в какой-то мере продолжали свою работу около трех тысяч школьных лесничеств - то есть около половины от максимального их количества). С самого конца 90-х г.г. федеральными органами исполнительной власти предпринимаются попытки оживления всей системы путем проведения разных всероссийских мероприятий (конкурса "Подрост" и других), но пока эти попытки были не особенно успешными. В настоящее время, по оценке Рослесхоза, школьных лесничеств, чья деятельность примерно соответствует первоначальному представлению о них, насчитывается чуть больше тысячи - то есть около одной шестой от максимального их количества, достигнутого около четверти века назад.

* * * * *

Лесное просвещение. Материалы в помощь учителям, школам, школьным лесничествам


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 24 ноя 2017, 14:09


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100