13 сентября 2020 года в Иркутской области пройдут выборы губернатора. Кто бы ни оказался новым руководителем региона - ему придется решать множество самых разных проблем, в том числе лесных. Проблемы в основном не новые (большинство из них связано с так называемой "экстенсивной" системой лесопользования, окончательно сложившейся в таежной зоне нашей страны еще в тридцатые годы прошлого века), и в основном не региональные (их корни - в безумном федеральном лесном законодательстве и федеральной системе финансирования лесного хозяйства). Но по закону управление лесами, находящимися в федеральной собственности, передано регионам, и за решение большинства лесных проблем в той или иной степени отвечает именно губернатор. Поэтому перечислим шесть самых важных лесных дел, которые нужно будет сделать новому губернатору, кто бы им ни оказался.
Организация эффективной охраны лесов от пожаровОрганизация воспроизводства лесов (лесовыращивания)Развитие лесоводства на неиспользуемых сельхозземляхСохранение горных лесов, имеющих особое водорегулирующее значениеПриведение лесов Иркутской области в известностьВозвращение санитарных рубок в правовое полеОрганизация эффективной охраны лесов от пожаровОгонь - главный конкурент лесного комплекса Иркутской области: в среднем пожары съедают примерно столько же древесины, сколько все лесозаготовительные предприятия и лесные воры региона вместе взятые. По данным официальной статистики (ЕМИСС), за пять лет с 2015 по 2019 включительно в Иркутской области было заготовлено 171,7 млн. м3 древесины, а сгорело в лесных пожарах - 134,1 млн. м3. Эти данные неполны: официальная статистика по заготовке древесины не учитывает незаконные рубки и скрытые перерубы у законных лесопользователей, а по сгоревшим насаждениям - гибель молодняков и лесов, не имеющих официального правового статуса, а также долгосрочные последствия пожаров; данные по сгоревшим насаждениям более неполны, чем по рубкам. В целом лесные пожары в Иркутской области - это примерно такой же крупный лесопользователь, как весь лесной комплекс региона. Лесных ресурсов едва ли хватит, чтобы прокормить одного из них, но на то, чтобы прокормить обоих - не хватит точно. Поэтому победа над пожарами - это необходимое условие выживания лесного комплекса Иркутской области.
Кроме того, пожары и задымление создают серьезную угрозу жизни и здоровью населения Иркутской области, тем более в условиях пандемии COVID-19 (за счет обострения заболеваний органов дыхания при задымлении). И еще массовые пожары значительно снижают способность лесов выполнять важные средообразующие и природоохранные функции - от регулирования речного стока до смягчения изменений климата.
Борьба с лесными пожарами должна стать главным приоритетом в работе органов государственной власти Иркутской области по управлению лесами.
Важнейшие шаги, которые необходимо сделать на уровне области:1. Добиться полного финансирования переданных Иркутской области федеральных лесных полномочий (увеличения лесных субвенций с нынешних примерно 1,2 млрд. руб. в год до как минимум 5 млрд. руб. в год);
2. Исключить опасное использование огня из практики землепользования и лесопользования, в том числе обеспечить жесткий контроль и неотвратимость наказаний за неконтролируемые сельхозпалы, сжигание порубочных остатков в пожароопасный период, проведение не обеспеченных необходимыми мерами безопасности профвыжиганий.
3. Перейти на систему оплаты труда лесных пожарных, мотивирующую не к процессу, а к результату тушения (отсутствию или быстрой ликвидации пожаров), обеспечивающую достойный уровень жизни и престижность этой профессии.
4. Обеспечить достаточное количество сил и средств пожаротушения в северных районах области, в том числе на территориях, недавно отнесенных к охраняемым лесам (исключенных из "зон контроля лесных пожаров", где пожары разрешается не тушить).
Организация воспроизводства лесов (лесовыращивания)С начала промышленного освоения лесов региона до настоящего времени в Иркутской области абсолютно господствует так называемая "экстенсивная", она же бесхозяйственная, модель лесопользования, при которой лес используется как природное месторождение бревен, а воспроизводство хозяйственно ценных насаждений после рубок и пожаров за формально установленный оборот (возраст) рубки не обеспечивается. Связано это прежде всего с отсутствием правильного ухода за молодняками, без которого лесовосстановление, даже если проводится, практически никогда не дает значимых результатов.
Согласно государственной программе Иркутской области "Развитие лесного хозяйства" на 2019 - 2024 годы (в редакции от 8 апреля 2020 года), за период с 2020 по 2024 гг. включительно в Иркутской области планируется провести лесовосстановление на площади 825,4 тыс. га, а рубки ухода в молодняках - всего на 47,5 тыс. га. С учетом того, что для эффективного воспроизводства хозяйственно ценного молодого леса рубки ухода за молодняками на каждом участке в среднем нужно проводить дважды (одно осветление и одну прочистку), это означает, что даже при полном и качественном выполнении госпрограммы лесовосстановление более чем на девяносто процентов окажется неэффективным. Разумеется, в период 2020 по 2024 гг. из-за отсутствия ухода пропадут результаты лесовосстановления не этого, а предыдущих периодов - но суть дела это не меняет. Ситуация усугубляется тем, что действующее лесное законодательство допускает некачественный уход (например, так называемый "коридорный", при котором нежелательная растительность убирается только вдоль рядов сеянцев, результаты которого полностью теряются за несколько лет).
Существующая методика исчисления расчетной лесосеки основывается на предположении, что хозяйственно ценные леса не только охраняются от непроизводительных потерь, но и воспроизводятся за установленный оборот (возраст) рубки. Если этого не происходит - то зависящие от леса предприятия и поселения просто остаются без необходимых ресурсов и умирают. От эффективности ухода за молодняками зависит также возможность так называемого "промежуточного" пользования лесом - заготовки ценной древесины задолго до достижения древостоем возраста хозяйственной спелости. Поэтому организация эффективного воспроизводства лесов - это необходимое условие выживания лесного комплекса Иркутской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе (через два-три десятилетия и дальше).
Кроме того, именно уход за растущим лесом обеспечивает при правильно организованном лесном хозяйстве основную часть постоянных рабочих мест и занятости населения.
Важнейшие шаги, которые необходимо сделать на уровне области:1. Как и с охраной лесов от пожаров - добиться полного финансирования переданных Иркутской области федеральных лесных полномочий.
2. Обеспечить силами специализированных лесохозяйственных организаций и привлеченных специалистов создание и ежегодное расширение опытно-показательных участков правильного воспроизводства лесов (включающего все элементы от лесовосстановления до завершающих приемов ухода за молодняками) - на доступных территориях и с открытой подробной информацией о всех выполненных мероприятиях.
3. Обеспечить единый подход к определению необходимых объемов, видов и характеристик мероприятий по воспроизводству лесов (в том числе по приведению масштабов ухода за молодняками в соответствие с масштабами лесовосстановления) при государственной экспертизе проектов освоения лесов, а также при установлении государственных заданий специализированным лесохозяйственным учреждениям.
4. Ограничить расходование бюджетных и иных контролируемых государством средств на лесовосстановление, пока не обеспечен полноценный своевременный уход за теми участками, где лесовосстановление уже проведено (а высвободившиеся средства направлять на обеспечение этого ухода).
Развитие лесоводства на неиспользуемых сельхозземляхПо разным оценкам, площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для развития интенсивного лесоводства, составляет в Иркутской области от 0,7 до 1,5 миллионов гектаров. На возвращение сколько-нибудь существенной части этих земель в сельскохозяйственный оборот, и тем более на поддержание на этих землях сельского хозяйства, потребовались бы колоссальные деньги, которым в обозримом будущем у Иркутской области взяться будет просто неоткуда. Выделявшихся в последние годы в Иркутской области субсидий на возвращение залежных земель в пашню (4,4 тыс. руб./га в 2018 году) может хватить только для распашки лучших и недавно заброшенных участков, не требующих реальной культуртехнической мелиорации. Стоимость возвращения в пашню давно заброшенных и заросших молодым лесом земель может составлять 70-80 тыс. руб./га, и для больших площадей заведомо нереалистична. Удержание этих земель в сельскохозяйственном использовании в течение хотя бы десятилетия потребует еще больших субсидий, что тоже выглядит совершенно нереальным. При этом разрабатываемая сейчас "Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" не относит Иркутскую область к приоритетным территориям, поэтому существенной поддержки в рамках этой госпрограммы Иркутской области ожидать не приходится. Скорее всего, даже если использовать все имеющиеся силы и ресурсы региона для возвращения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель - этого не хватит даже для того, чтобы компенсировать забрасывание новых земель, пока используемых.
С учетом этого, региону было бы гораздо разумнее тратить имеющиеся ресурсы на поддержку все еще живых сельхозпроизводителей на все еще используемых землях, а не на реанимацию умерших на землях давно заброшенных. А заброшенные земли использовать для более дешевого и эффективного для зоны рискованного земледелия вида хозяйственного использования - лесоводства. Это позволило бы в среднесрочной перспективе обеспечить выращивание на самых доступных землях до 7,5 миллионов кубометров древесины в год, и поддерживать до 2,8 тысяч постоянных новых рабочих мест в секторе лесоводства. Кроме того, это позволило бы свести к минимуму один из главных источников пожаров в лесах и главный источник пожаров на торфяниках - переход огня с неиспользуемых сельхозземель.
Важнейшие шаги, которые необходимо сделать на уровне области:1. Выступить с инициативой по внесению в действующее федеральное законодательство изменений, допускающих использование земель сельскохозяйственного назначения для лесоводства (в частности, изменений в статьи 77 и 78 Земельного кодекса, Перечень признаков неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства, Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, а также установления разумных Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения).
2. Разработать программу субсидий на противопожарное и лесоводственное обустройство (в частности, на проведение первых приемов рубок ухода в молодняках) заброшенных и заросших молодым лесом земель сельскохозяйственного назначения.
3. Разработать меры по организации общественных работ, связанных с развитием лесоводства на выбывших из использования землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии со статьей 24 закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Сохранение горных лесов, имеющих особое водорегулирующее значениеМногие населенные пункты Иркутской области периодически страдают от наводнений. В особенности это относится к поселениям, расположенным по берегам рек, берущих свое начало в горах Восточного Саяна - Уды, Ии, Бирюсы, Оки, Китоя, Иркута. Горные леса играют важнейшую роль в формировании стока этих рек. Хотя они и не могут в полной мере предотвратить такие катастрофические наводнения, как в июне 2019 года на реках Ия и Уда, но могут существенно повлиять на скорость и высоту подъема воды - и тем самым снизить риски и размер причиняемого наводнениями ущерба.
Вовлечение горных лесов Восточного Саяна в интенсивные рубки (в частности, в заготовку древесины под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий) существенно снижает их водорегулирующую способность: разреживает древесный полог, удерживающий часть осадков, нарушает лесную подстилку, выполняющую роль естественной губки, и формирует сеть новых линий стока воды вдоль лесовозных дорог и по волокам. В результате значительная часть осадков, которая могла бы задерживаться лесом, быстро стекает в ручьи и реки, ускоряя подъем воды после мощных дождей. Чем больше будет строиться лесовозных дорог в горных лесах Восточного Саяна и чем больше будет производиться любых рубок (независимо от их формальных названий и целей) - тем более разрушительными будут последующие наводнения.
Чтобы это предотвратить - необходимо развитие в горных лесах особо охраняемых природных территорий и территорий традиционного природопользования, исключающих любые формы промышленной заготовки древесины (в том числе под предлогом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий).
Важнейшие шаги, которые необходимо сделать на уровне области:1. Создать территорию традиционного природопользования коренного малочисленного народа тофаларов, исключить какие бы то ни было посягательства на их родовые угодья и сложившийся традиционный образ жизни. С учетом важнейшей средообразующей роли, которую играет эта территория - оказывать необходимую поддержку ее социально-экономическому развитию, не связывая ее с необходимостью промышленного освоения лесных и иных природных ресурсов.
2. Исключить промышленную заготовку древесины под какими угодно предлогами в защитных лесах Восточного Саяна (в том числе под видом санитарных рубок или рубок ухода в насаждениях старших классов возраста). Исключить проведение в этих лесах санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с общераспростаренными видами вредных организмов или с естественным для диких лесов повышенным уровнем отпада в лесных насаждениях.
Приведение лесов Иркутской области в известностьВ настоящее время органы управления лесами Иркутской области имеют весьма приблизительное и сильно устаревшее представление о состоянии ее лесов. Согласно государственной программе Иркутской области "Развитие лесного хозяйства" на 2019 - 2024 годы (в редакции от 8 апреля 2020 года), материалы лесоустройства с давностью десять лет и менее, то есть с не истекшим сроком годности, в настоящее время есть чуть более чем по четырнадцати процентам площади лесов региона, а к 2021 году эту долю планируется довести до 15,8%. Фактически это означает, что абсолютным большинством своих "официальных" лесов Иркутская область управляет вслепую, не имея о них актуальной и достоверной информации.
Про "неофициальные" леса (вне земель лесного фонда, земель обороны и безопасности, земель населенных пунктов и земель ООПТ) Иркутская область вообще не имеет никакого понятия: в последнем опубликованном сборнике Государственного лесного реестра (ГЛР 2014) по Иркутской области значатся "леса, в отношении которых отсутствуют материалы лесоустройства - 0,0 тыс. га".
Очевидно, что при таком уровне знаний о лесах эффективно управлять ими невозможно. Поэтому одной из важнейших задач государственного управления лесами Иркутской области является приведение этих лесов в известность - как официальных (на землях лесного фонда, обороны и безопасности, населенных пунктов и ООПТ), так и неофициальных (на землях сельхозназначения, запаса и остальных). При этом совершенно очевидно, что в рамках стандартных лесоучетных работ (классического лесоустройства в рамках переданных субъектам РФ лесных полномочий или государственной инвентаризации лесов на федеральном уровне) в ближайшие несколько лет это сделано быть не может. Поэтому Иркутской области необходима своя программа упрощенной инвентаризации лесов и оценки их состояния.
Важнейшие шаги, которые необходимо сделать на уровне области:1. Как и с охраной лесов от пожаров, и с обеспечением воспроизводства лесов - добиться полного финансирования переданных Иркутской области федеральных лесных полномочий, и организовать лесоустройство на такой площади, на какую хватит сил (их в любом случае не хватит, чтобы провести качественное лесоустройство за ближайшее десятилетие по всей области).
2. Создать региональный вариант государственной инвентаризации лесов - но, в отличие от федерального, работающий (с адекватными целями по количеству и точности определения параметров, с максимально возможным использованием дистанционных методов, с сосредоточением наземных работ в первую очередь на территориях с наиболее интенсивными изменениями лесного покрова). Чтобы избежать фатальных ошибок, допущенных при создании федеральной ГИЛ - сделать весь процесс полностью открытым для любых заинтересованных специалистов.
Возвращение санитарных рубок в правовое полеНа протяжении уже очень многих лет санитарные рубки в Иркутской области, как и в целом в Российской Федерации, используются не столько как способ борьбы с вредителями и болезнями леса, сколько как механизм обхождения запретов и ограничений на заготовку древесины в определенных категориях лесов или определенными категориями организаций. В Иркутской области "коммерческая лесная санитария" приобрела особый размах и привела к ряду громких уголовных дел с участием высокопоставленных руководителей вплоть до бывшего министра лесного комплекса.
Фактически санитарные рубки представляют вторую систему лесопользования, существующую параллельно основной, и ведущую к еще более быстрому исчерпанию ценных лесных ресурсов. Такие санитарные рубки (псевдо-санитарные) представляют угрозу не только защитным лесам и особо охраняемым природным территориям, но и ресурсному обеспечению лесного комплекса Иркутской области уже в самом ближайшем будущем. Поэтому практику коммерческой заготовки древесины под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий необходимо немедленно прекращать.
Важнейшие шаги, которые необходимо сделать на уровне области:1. Как и с охраной лесов от пожаров, с обеспечением воспроизводства лесов, и с лесоустройством - добиться полного финансирования переданных Иркутской области федеральных лесных полномочий, чтобы лесохозяйственным организациям не приходилось искать полукриминальные и криминальные способы зарабатывания денег на свое существование.
2. Исключить проведение в неосвоенных лесах санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с общераспростаренными видами вредных организмов или с естественным для диких лесов повышенным уровнем отпада в лесных насаждениях.
3. Обеспечить приоритет целей и режимов особо охраняемых природных территорий и центральной экологической зоны Байкальской природной территории над любыми иными целями и задачами при решении вопроса о возможности проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах.