Короед-типограф - один из самых известных вредителей российских лесов. Самую широкую известность он получил после вызванной им массовой гибели ельников в разных регионах Средней полосы и Северо-Запада на протяжении последнего десятилетия - фактически короед-типограф стал главным живым символом разрушительных для лесного хозяйства реформ, основанных на Лесном кодексе РФ 2006 года. Для борьбы с ним или под предлогом борьбы с ним за это время были проведены сплошные санитарные рубки на сотнях тысяч гектаров леса, в том числе в самых густонаселенных регионах, вблизи населенных пунктов или даже в городских лесах.
Сейчас на Северо-Западе России сложились условия для новой вспышки численности короеда-типографа, и для новой вызванной им волны гибели еловых лесов. Зима 2018-2019 годов была мягкой, а весна ранней и теплой - что позволило жукам успешно перезимовать (абсолютное их большинство зимует в лесной подстилке у поверхности минеральной почвы), вылететь и рано заселить подходящие деревья. Плохое санитарное состояние лесов, большое количество вываленных ветром или ослабленных деревьев ели, неспособных сопротивляться атакам типографа, создало идеальную кормовую базу для его первого в нынешнем году поколения. То, насколько короед уже продвинулся в прокладке своих ходов под корой деревьев и в откладке яиц, однозначно свидетельствует, что в нынешнем году в регионах Северо-Запада точно успеют вывестись два полных поколения вредителя. Второе поколение бывает гораздо более многочисленным, чем первое, и обычно достигает такой численности, при которой жуки могут заселять и убивать даже вполне здоровые крупные ели и целые участки елового леса. Конечно, многое будет зависеть от погодных условий лета - если оно будет преимущественно жарким и сухим, это создаст еще более благоприятные условия для роста численности вредителя, и одновременно с этим дополнительно ослабит ельники, снизить их способность сопротивляться атакам короеда. Но в любом случае ситуация с короедом-типографом и усыханием ельников на Северо-Западе России будет весьма напряженной, особенно во второй половине лета и в начале осени.
Вот он, герой нашего лесного времени - короед-типограф (автор фотографий - Евгений Усов, фотографии сделаны 23 мая 2019 года в квартале 65 Сосновского участкового лесничества на Карельском перешейке в Ленинградской области):

Вываленная ветром ель, густо заселенная перезимовавшими жуками короеда-типографа в мае 2019 года. Входные отверстия отмечены так называемой "буровой мукой" - трухой из коры и древесины, которую короеды при прокладке своих ходов выталкивают через эти отверстия наружу
Буровая мука крупным планом

Короеды, только начинающие прокладку ходов

Ход короеда, взрослые жуки и отложенные яйца


Кора ели, отработанной короедом-типографом в прошлом году - видны многочисленные выходные отверстия, через которые молодые жуки вылетели из дерева наружуА что санитарные рубки - помогают или нет?Помогают - но, к сожалению, часто не столько ельникам, сколько короеду. В некоторых случаях именно неправильно проводимые санитарные рубки создают оптимальные условия для размножения этого вредителя, и приводят к дальнейшему его распространению на оставшиеся еловые леса.
Для того, чтобы санитарная рубка была эффективной с точки зрения борьбы с короедом-типографом, при ее проведении должны выполняться два основных условия:
во-первых, сроки рубки и вывозки древесины должны учитывать жизненный цикл короеда-типографа: рубить и вывозить (или, если древесина неликвидная, уничтожать) надо заселенные им деревья - до того, как очередное поколение жуков вылетит из них и расселится по окрестным лесам;
во-вторых, рубки надо планировать так, чтобы их проведение не приводило к массовому распаду окружающих их стен леса (для этого рубки должны быть по возможности небольшой площади - в первые гектары, а их границы, опять же по возможности, проходить по устойчивым к распаду участкам леса), а если это невозможно - то своевременно убирать по периферии проведенных рубок вываливаемые ветром деревья, пригодные для заселения короедом.
На практике при проведении санитарных рубок эти условия чаще всего не соблюдаются. Процесс оформления документов и сами лесосечные работы занимают очень длительное время - гораздо более долгое, чем то, за которое из заселенных короедом деревьев вылетает новое поколение жуков. Сами рубки обычно выполняются не в те сроки, когда в заселенных деревьях идет развитие личинок короеда, а в те, когда подрядчику и или арендатору (если лес в аренде) удобнее рубить и вывозить древесину. А про устойчивость образующихся стен леса, и тем более про постоянный их мониторинг и очистку от древесины вываливающихся деревьев, обычно никто и вовсе не думает. В результате вокруг больших массивов санитарных рубок часто формируются зоны, наиболее благоприятные для размножения короеда-типографа и других стволовых вредителей - откуда происходит их дальнейший разлет в окружающие леса.
Распад стены леса, образовавшейся при проведении сплошной санитарной рубки в квартале 64 Сосновского участкового лесничества (граница рубки проходит по бывшей просеке между 64 и 65 кварталами) - фотография сделана в апреле 2019 года


Сейчас эта распадающаяся стена леса выглядит так:

Фактически в нынешних российских условиях санитарные рубки в лучшем случае позволяют ликвидировать последствия массового размножения короеда-типографа (убрать погибшие деревья и участки леса), но нередко создают условия для дальнейшего роста его численности в окружающих лесах. В худшем случае борьба с короедом-типографом используется лишь как повод для интенсивных рубок в тех лесах, где эти рубки в норме запрещены (например, в защитных лесах - лесопарковых, зеленых зонах, запретных полосах по берегам водных объектов, на особо охраняемых природных территориях и т.д.). Такие санрубки короеду не вредят, а во многих случаях лишь помогают.