support lesegais писал(а):
Основная идея, которая закладывается в систему это то, что древесина не может взяться ниоткуда.
Эта идея, на мой взгляд, является одной из главных концептуальных ошибок 415-ФЗ.
Если ориентироваться на нынешнее законодательство, то древесина как раз может взяться ниоткуда (то есть произойти из некриминальных источников, о которых законодатели просто забыли или которые должным образом не учли; или, наоборот, из криминальных, но "на бумаге" легализованных). Главных источников такой древесины три:
1. Неучтенные леса (это десятки миллионов гектаров лесов на землях сельхозназначения, в основном весьма продуктивных и доступных, среди которых немало приспевающих, спелых и перестойных насаждений), а также лесополосы и деревья вне леса. По потенциально возможным объемам неистощительного лесопользования этот источник вполне сравним с нынешними учтенными объемами рубок в "официальных" лесах - то есть он очень велик. Он пока используется слабо в силу преимущественно низкого качества древесины и преобладания молодых лесов, но именно пока - с течением времени этот источник будет становиться все более важным.
2. Низкое качество учета лесных ресурсов, предоставляемых лесопользователям. В большинстве случаев получение лесного участка в пользование - это лотерея: точные характеристики участка в связи с его обширностью, низким качеством и древностью лесоустройства, остаются неизвестными ни арендодателю, ни арендатору. Счастливчики могут получить больше того, что числится на бумаге (особенно по договорам купли-продажи), несчастное большинство получает гораздо меньше. В последнем случае возникает как бы квота на легализацию древесины: у лесопользователя есть разрешительные документы на заготовку, но нет полного объема для заготовки - его можно восполнить, например, "ворлесом".
3. Возможность заготовки больших объемов наиболее ценной древесины под видом санитарных рубок или ухода за лесами, легализации и последующего использования такой древесины. Санрубки и уход в подавляющем большинстве случаев фактически превратились в обычные рубки главного пользования. Органы управления лесами часто закрывают на это глаза, и даже используют эту возможность для компенсации затрат санрубки и уход (например, отводят лесосеки под санрубки таким образом, чтобы прихватить изрядное количество здорового леса и этим заинтересовать потенциальных исполнителей, или вовлечь в коммерческую рубку то, что формально вовлечь нельзя). С точки зрения духа лесного законодательства это незаконно, но буквально оно соблюдается.
Главный вопрос, который концептуально не решен в рамках 415-ФЗ - это вопрос о том, как соотнести предоставляемые лесопользователям очень примерные по объему и качеству лесные ресурсы ("слон большой по описи конца прошлого века - примерно одна штука") с объемами вывозимой и используемой древесины, которую можно весьма точно измерить при транспортировке и переработке. Пока этот вопрос не решен, на мой взгляд, 415-ФЗ с одной стороны не будет сколько-нибудь надежно защищать леса от незаконных рубок, а с другой - будет создавать изрядные проблемы для законопослушных лесопользователей.