Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 34058
В журнале Environment International опубликована статья группы ученых из Франции и США о результатах моделирования последствий возможных катастрофических лесных пожаров в зоне чернобыльского следа (зоны сильного радиоактивного загрязнения от аварии на Чернобыльской АЭС) в сопредельных районах России, Белоруссии и Украины. Ученые моделировали развитие катастрофических пожаров по сценарию, аналогичному тому, который наблюдался в Средней полосе Европейской России летом 2010 года, при разных масштабах катастрофы.
Вывод ученых таков: возможный выброс цезия-137 в результате гипотетических лесных пожаров в зоне чернобыльского следа при наиболее катастрофическом сценарии может соответствовать серьезной аварии - уровню 6 по Международной шкале ядерных событий (авторы сравнивают наихудший сценарий развития лесных пожаров в зоне чернобыльского следа по масштабам радиоактивного загрязнения с Кыштымской аварией). При этом по количеству вызванных этим выбросом онкологических заболеваний и смертей при худшем развитии ситуации катастрофические лесные пожары в зоне чернобыльского следа могут сравниться с аварией на АЭС Фукусима-1, поскольку значительная часть зоны загрязнения от фукусимской аварии пришлась на Тихий океан, а загрязнение от пожаров в зоне чернобыльского следа неизбежно охватит окрестные густонаселенные районы.
По оценке ученых, в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации с лесными пожарами, количество вызванных вторичным радиоактивным загрязнением случаев рака может составить от 20 до 240, что может привести к гибели от 10 до 170 человек.
Отметим особо, что в статье вообще не анализируются риски, связанные с торфяными пожарами - при том, что пожары на торфяниках ведут к выбросу в атмосферу гораздо большего количества микрочастиц дыма, и уровень радиоактивного загрязнения местности в низинах (где расположено большинство торфяников) обычно выше, чем на возвышенных участках, занятых сухими лесами.
Статья размещена в открытом доступе на сайте Лесной службы США:
Из всего этого можно сделать несколько вполне конкретных выводов.
Во-первых, в 2010 году Лесопожарная служба Брянской области и другие организации лесного сектора, предотвратив катастрофическое развитие лесных пожаров в западных районах области, спасли, скорее всего, сотни жизней - за это им огромное спасибо. Напомним: по погодным условиям ситуация в Брянской области летом 2010 года мало отличалась от ситуации в других регионах Средней полосы, но благодаря эффективной работы лесных пожарных катастрофического развития лесоторфяных пожаров в этом регионе получилось избежать. Леса Брянской области и в последующие годы хорошо охранялись от пожаров.
Во-вторых, в 2014 году бездействие ГУ МЧС по Брянской области, приведшее к развитию катастрофических торфяных пожаров в зоне чернобыльского следа (вне земель лесного фонда - поэтому и вне зоны ответственности органов управления лесами), создало очень серьезную угрозу для жизни и здоровья людей, проживающих на западе этого региона и в смежных районах Белоруссии и Украины, а также, возможно, в ряде районов Смоленской и Калужской областей. Масштабы этой угрозы до сих пор не оценены должным образом.
В-третьих, опасность сильного вторичного радиоактивного загрязнения местности в результате катастрофических лесоторфяных пожаров в зоне чернобыльского следа весьма велика. При этом угроза крупномасштабных пожаров в этой зоне не снята, и при неблагоприятном развитии ситуации (повторении засух, безнаказанности руководящих работников МЧС, нарастании упадка в лесном хозяйстве, дальнейшем разрушении местного самоуправления и т.д.) катастрофа, последствия которой моделировали ученые, вполне может произойти в реальности.