Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04 авг 2021, 10:43 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38730

Гринпис направил в Правительство РФ предложения по разработке комплексного плана действий по борьбе с лесными пожарами. В сопроводительном письме говорится, что этот план необходимо разработать в кратчайшие возможные сроки и учесть при подготовке законопроекта о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Предложения Гринпис включают девять основных пунктов, их перечень приводится ниже.


Выжигание леса, самовольно выросшего на заброшенной сельхозземле - одна из распространенных причин катастрофических ландшафтных пожаров, прямо связанных с дефектами лесного и земельного законодательства


Перечень мер по сокращению масштабов лесных пожаров в России, предлагаемых к включению в комплексный план действий по борьбе с лесными пожарами

Оглавление
1. Значительное сокращение площади неохраняемых лесов
2. Максимальное исключение огня из сельского и лесного хозяйства
3. Полное финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий
4. Высвобождение ресурсов на охрану лесов за счет сокращения бумагооборота
5. Исключение законодательных мотивов к выжиганию лесов
6. Усиленная охрана федеральных особо охраняемых природных территорий
7. Усиленное противопожарное просвещение населения
8. Развитие пожарного добровольчества на природных территориях
9. Создание системы достоверного учета всех типов ландшафтных пожаров


1. Значительное сокращение площади неохраняемых лесов
обратно к оглавлению

В настоящее время примерно половина лесов России фактически не охраняется от пожаров. В эту половину входят так называемые "зоны контроля лесных пожаров", где пожары разрешается не тушить при соблюдении некоторых простых условий (больше 40% всех лесов), а также леса без правового статуса или со спорным правовым статусом - леса на сельхозземлях, землях запаса, а также основная часть бывших колхозных и совхозных лесов (в общей сложности до 10% всех лесов). Эти не охраняемые леса вносят самый большой вклад в суммарную площадь российских лесных пожаров, а также в вызываемое ими задымление, выбросы сажи и парниковых газов.

Необходимо установить единые требования к обеспечению пожарной безопасности и тушению лесных пожаров для всех лесов, расположенных на землях любых категорий (в том числе сельскохозяйственного назначения и запаса). Площади зон, в которых допускается отказ от тушения лесных пожаров или приостановка тушения (в настоящее время - "зон контроля"), необходимо сократить, исключив из них леса, располагающиеся ближе 10 км от населенных пунктов, железных дорог, автомобильных дорог федерального и регионального значения, заповедников и национальных парков, эксплуатационные леса, и леса в границах Северо-Западного федерального округа.


2. Максимальное исключение огня из сельского и лесного хозяйства
обратно к оглавлению

В настоящее время одной из важнейших причин пожаров является массовое применение пожароопасных практик в сельском и лесном хозяйстве - в том числе сельскохозяйственных палов, профилактических выжиганий, огневой очистки лесосек в пожароопасный период. Перечисленные действия, во-первых, нередко сами становятся причиной лесных и торфяных пожаров, и во-вторых, служат мощнейшей рекламой опасного обращения с огнем на природных территориях, приучают граждан к мысли о том, что жечь сухую траву и другие горючие материалы можно и нужно. Во многом именно из-за массового применения огня в сельском и лесном хозяйстве с ведома и дозволения государственных органов и организаций, или даже самими государственными организациями, противопожарная пропаганда в стране практически не срабатывает.

Необходимо максимально исключить использование открытого огня в практике землепользования и лесопользования (в том числе проведение профилактических выжиганий), а для тех случаев, когда это использование необходимо и неизбежно, установить жесткие требования к мерам пожарной безопасности и к квалификации исполнителей работ, связанных с применением открытого огня. Полностью исключить практику применения огня в лесном хозяйстве лицами, квалификация и трудовые функции которых не соответствуют профессиональному стандарту "Лесной пожарный", а также возможность огневой очистки лесосек и сжигания порубочных остатков в пожароопасный период.


3. Полное финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий
обратно к оглавлению

В настоящее время переданные субъектам РФ федеральные лесные полномочия финансируются из федерального бюджета через лесные субвенции и через средства национального проекта "Экология" примерно на треть от минимально необходимого уровня. В 2021 году, с учетом дополнительно выделенных средств, объем финансирования этих полномочий составит около 36 миллиардов рублей, в то время как для полноценной организации лесного хозяйства необходимо, оценочно, не менее 100 млрд. руб. Хуже всего финансируются сибирские и дальневосточные регионы, на которые как раз и приходятся основные площади катастрофических лесных пожаров. Хроническое (с 2007 года) недофинансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий ведет к хронической же нищете работников леса, постоянному оттоку квалифицированных специалистов и демотивации оставшихся, утрате материально-технической базы, делает лесное хозяйство непривлекательным для молодых специалистов. В результате при высокой пожарной опасности и массовом возникновении лесных пожаров организовывать эффективную охрану лесов от огня и тушение всех пожаров оказывается просто некому.

Необходимо увеличить финансирование переданных субъектам РФ федеральных лесных полномочий (размер лесных субвенций, устанавливаемый законом о федеральном бюджете на каждый год) по меньшей мере до 100 миллиардов рублей в год, а также обеспечить зарплаты работников лесного хозяйства на уровне не ниже средней зарплаты по региону, а зарплаты руководителей, специалистов высокой квалификации и лесных пожарных - до уровня не ниже 200% от средней зарплаты по региону.


4. Высвобождение ресурсов на охрану лесов за счет сокращения бумагооборота
обратно к оглавлению

В настоящее время основная часть рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства тратится на поддержание отраслевого документооборота (включая составление разнообразной планово-отчетной документации, наполнение данными отраслевых информационных систем, подготовку различных материалов по запросам вышестоящих структур и надзорных органов). Оценочно, эта работа занимает в среднем около трех четвертей рабочего времени руководителей и специалистов; с учетом всех прямых и косвенных затрат на обеспечение этой части их рабочего времени, на поддержание отраслевого документооборота уходит до половины от общего объема финансирования лесного хозяйства. С течением времени объем документооборота растет - в первую очередь в связи с расширением отраслевых информационных систем (в частности, ЛесЕГАИС) и с увеличением количества проверок и запросов со стороны правоохранительных органов. Большие штрафы за нарушения при оформлении документов или занесении данных в информационные системы не позволяют руководителям и специалистам игнорировать растущие требования к документообороту. В результате основная часть рабочего времени и ресурсов в лесном хозяйстве уходит на работу с документами и информационными системами, а не с самим лесом - что увеличивает степень беспризорности лесов страны.

Необходимо отказаться от идеологии тотального контроля за всеми действиями работников лесного хозяйства и лесопользователей, установить разумный уровень ненаказуемых погрешностей и ошибок, и меры по защите руководителей и специалистов лесного комплекса при контроле и проверках со стороны вышестоящих инстанций и правоохранительных органов.


5. Исключение законодательных мотивов к выжиганию лесов
обратно к оглавлению

В настоящее время система штрафов и иных наказаний за неиспользование или неправильное использование земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению вынуждает собственников заброшенных земель уничтожать растущие на них леса, в том числе самым простым и дешевым способом - выжиганием. За сам факт существования самовольно выросшего леса на сельхозземле на собственника может быть наложен крупный штраф (до 50 тыс. руб. с гражданина и до 700 тыс. руб. с организации), а сам земельный участок впоследствии изъят, причем весь, а не только часть, на которой растут деревья. Чтобы избежать наказаний - собственники выжигают молодую древесную поросль вместе с сухой прошлогодней травой, что нередко становится причиной крупных ландшафтных пожаров (в том числе лесных и торфяных). Постановлением от 21 сентября 2020 года № 1509 Правительство РФ частично легализовало такие леса, дав возможность использовать заброшенные сельхозземли для лесоводства - однако, остались противоречия со статьями 77 и 78 Земельного кодекса РФ (фактически запрещающими сельское лесоводство), и с видами разрешенного использования земельных участков. Кроме того, Минприроды России уже подготовило проект поправок к постановлению 1509, фактически вводящих полный запрет на развитие лесоводства на заброшенных землях сельхозназначения. Тем самым Минприроды продемонстрировало, что государство и впредь собирается жестко наказывать собственников сельхозземель за растущие на этих землях леса, таким образом в полной мере вернув мотивацию к сжиганию этих лесов.

Необходимо обеспечить условия, способствующие развитию лесоводства на выбывших из использования землях сельскохозяйственного назначения без изменения категории земель и формы собственности, и не мотивирующие собственников к уничтожению этих лесов путем сжигания вместе с сухой травой (в т.ч. внести лесоводство в виды возможного использования этих земель, предусмотренные статьями 77 и 78 Земельного кодекса РФ и Классификатором видов разрешенного использования земельных участков).


6. Усиленная охрана федеральных особо охраняемых природных территорий
обратно к оглавлению

В настоящее время заповедная система России испытывает практически все вышеперечисленные трудности в обеспечении охраны лесов и в организации тушения лесных пожаров. При этом удаленность многих федеральных ООПТ друг от друга, от крупных поселений и основных объектов инфраструктуры, а также крайне низкий уровень финансирования заповедной системы в целом, дополнительно затрудняют как охрану лесов, так и тушение лесных пожаров. В целом приемлемый уровень пожарной безопасности на федеральных ООПТ пока обеспечивается за счет заповедного режима (где он есть), а также за счет энтузиазма и самоотверженного труда работников заповедной системы. Однако, по мере нарастания изменений климата, ведущих в том числе к увеличению продолжительности пожароопасного периода, частоты и интенсивности засух и в целом к росту пожарной опасности, обеспечивать охрану федеральных ООПТ от огня становится все труднее. Многие федеральные ООПТ уже находятся в зоне неприемлемо высокого риска катастрофических лесных пожаров.

Необходимо выделить дополнительное финансирование на обеспечение пожарной безопасности и тушение лесных пожаров на федеральных особо охраняемых природных территориях, в том числе на аренду воздушных судов для обеспечения нормативной кратности авиационного патрулирования при высокой и чрезвычайной пожарной опасности.


7. Усиленное противопожарное просвещение населения
обратно к оглавлению

Поскольку по меньшей мере девять из десяти пожаров происходят по вине людей, важнейшим условием повышения пожарной безопасности является усиленное противопожарное просвещение населения. Это позволит не только уменьшить количество и площадь пожаров, возникающих по вине людей, но и сосредоточить большие силы и средства на охране лесов от пожаров, возникающих по природным причинам (от молний). Мировой опыт показывает, что добиться серьезных успехов в борьбе с ландшафтными пожарами можно только при высокой противопожарной культуре большей части населения.

Необходимо продолжить развитие федеральной информационной противопожарной кампании "Останови огонь!", в том числе за счет вовлечения в нее всех государственных дошкольных и общеобразовательных учреждений, и введения в этих учреждениях занятий и уроков по пожарной безопасности на природных территориях. Кроме того, необходимо отнести противопожарную пропаганду и агитацию к мерам по охране лесов от пожаров, с возможностью финансирования их из всех источников средств, предназначенных для охраны лесов от огня.


8. Развитие пожарного добровольчества на природных территориях
обратно к оглавлению

В настоящее время развитие пожарного добровольчества, в том числе применительно к природным территориям и ландшафтным пожарам, регулируется федеральным законом от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ. Несмотря на то, что главным поводом к разработке и принятию этого закона стали катастрофические лесные и торфяные пожары 2010 года в Средней полосе Европейской России, сам закон основывается в первую очередь на опыте развития пожарного добровольчества в поселениях и на различных объектах, в основном там, где существуют и действуют подразделения государственной противопожарной службы. Для добровольческих объединений, специализирующихся на сезонной работе, связанной с обеспечением пожарной безопасности и тушением пожаров на природных территориях, а также с эпизодической работой в сельских населенных пунктах, закон слишком тяжел, формален и трудноисполним, и в целом скорее ограничивает развитие этого вида добровольчества, чем способствует ему.

Необходима системная работа по снятию административных барьеров и по усилению мер поддержки развития сельского пожарного добровольчества, профилактической работы добровольцев с местным населением, сезонной работой по обеспечению пожарной безопасности и тушению лесных пожаров на природных территориях.


9. Создание системы достоверного учета всех типов ландшафтных пожаров
обратно к оглавлению

В настоящее время полнота, достоверность и оперативность учета лесных и ландшафтных пожаров очень сильно различается в зависимости от категорий земель, на которых возникают и развиваются пожары. Существующие правила контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 687 в редакции 2014 года) фактически распространяются только на земли и отношения, относящиеся к компетенции Рослесхоза, т.е. главным образом на земли лесного фонда. По землям остальных категорий такой контроль фактически отсутствует. В результате пожары, в том числе катастрофические, учитываются далеко не полностью. Например, в 2020 году площадь лесных пожаров в России по данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз составила 16,5 млн. га - а в официальной статистической отчетности (ЕМИСС) были учтены только 9,27 млн. га (56% от площади пожаров по данным дистанционного мониторинга). За январь-май 2021 года площадь лесных пожаров в Тюменской области составила по данным дистанционного мониторинга системы ИСДМ-Рослесхоз 1331 тыс. га, а в оперативную сводку ФБУ "Авиалесоохрана", основанную на информации региональных диспетчерских служб, попали только 199,8 тыс. га (15% от площади пожаров по данным дистанционного мониторинга). Хронический недоучет площадей лесных пожаров как в оперативной, так и в статистической отчетности ведет к недооценке рисков, несвоевременному и недостаточному реагированию на пожары.

Необходимо создать общедоступную федеральную информационную систему дистанционного мониторинга ландшафтных пожаров на землях всех категорий и форм собственности, аналогичную по функциям информационной системе дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз, и установить единые для всех категорий земель и форм собственности на земельные участки требования по учету ландшафтных пожаров.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 авг 2021, 18:43 

Сообщения: 2158

Редактор новостей писал(а):
Мировой опыт показывает, что добиться серьезных успехов в борьбе с ландшафтными пожарами можно только при высокой противопожарной культуре большей части населения.

Противопожарная культура рождается не на пустом месте. Естественное желание человека улучшить своё материальное положение, за счёт управления лесным хозяйством на собственном лесном участке, формирует противопожарную культуру. Никто не захочет стать бедным по причине лесного пожара.
Перераспределение полномочий, активов, доходов лесного хозяйства как можно большему количеству граждан не только основа экономического роста, но и эффективной борьбы с лесными пожарами. ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Текущее время: 01 дек 2021, 13:45


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: vadalin и гости: 34


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100