Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37156
В России стремительно готовится очередная лесная реформа, по своим предполагаемым масштабам вполне сопоставимая с реформами 2000-2002 (после ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии России) и 2007-2010 годов (после введения Лесного кодекса РФ 2006 года). К сожалению, эта реформа гарантированно окажется сопоставимой с предыдущими не только по масштабам, но и по последствиям для лесов и остатков лесного хозяйства - они неизбежно будут примерно в такой же мере разрушительными.
Организационно-правовыми основами для очередной лесной реформы пока являются два документа:
Перечень мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденный 1 октября 2020 года вице-премьером Правительства РФ В.В.Абрамченко (ссылка);
Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, опубликованный 6 ноября 2020 года (ссылка).
Вскоре к ним должны добавиться новая редакция Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, а также целая серия законопроектов, предусмотренных вышеупомянутыми Планом мероприятий и Перечнем поручений (первый из них - № 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины" - уже внесен в Думу).
Почему эта готовящаяся реформа опять окажется бесполезной, губительной для лесов и разрушительной для остатков лесного хозяйства?
То, что эта очередная лесная реформа не принесет ни лесам, ни лесному хозяйству, ни зависящим от леса людям и поселениям, ни стране в целом никакой пользы, а принесет лишь вред - уже не предположение, а очевидный для большинства лесных специалистов факт. Причин много, перечислим тут лишь главные из них.
Во-первых, авторы реформы не признают главную проблему современного российского лесного комплекса: хозяйственно ценные и экономически доступные леса страны истощены до предела, и уже не могут надолго обеспечить сырьем не только новые крупные перерабатывающие предприятия, но и большинство существующих. Выживание большинства предприятий российского лесного комплекса даже в среднесрочной перспективе (10-20-30 лет) можно обеспечить только за счет перехода от экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству - эффективному выращиванию хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях в районах с благоприятным климатом, достаточными трудовыми ресурсами и сколько-нибудь развитой инфраструктурой. Но ни в Плане мероприятий, ни в Перечне поручений, ни в проекте новой редакции Стратегии развития лесного комплекса нет практически никаких мер, предусматривающих переход от экстенсивного лесопользования к полноценному лесному хозяйству и лесовыращиванию. Наоборот - некоторые меры прямо предусматривают сохранение и государственную поддержку именно экстенсивного лесопользования, освоения последних остатков диких лесов вместо развития полноценного лесного хозяйства.
Во-вторых, План мероприятий и Перечень поручений основываются на ошибочном предположении, что главный ущерб лесам России причиняют так называемые "черные лесорубы" и вообще те, кто использует леса вопреки законам и правилам, без ведома и согласия контролирующих и надзорных органов. Поэтому почти все мероприятия и поручения имеют отчетливый запретительно-репрессивный характер, предусматривают умножение запретов, усиление контроля и надзора, и ужесточение наказаний. Это неизбежно сделает любые инициативы, в том числе по развитию правильного лесного хозяйства, еще более наказуемыми и опасными для исполнителей. Единственной безопасной линией поведения для хозяйственников и управленцев лесного комплекса станет такая: ничего нового не делать и в сложившейся системе лесных отношений ничего принципиально не менять, в максимально возможной степени сводить свою работу к имитации кипучей деятельности и поддержанию бумагооборота. При этом ни на господствующую систему лесопользования (крупномасштабные сплошные рубки с принципиальным превышением уровня неистощительного использования наиболее ценных лесов и без последующего эффективного их воспроизводства), ни на неэффективную систему охраны лесов от пожаров и других катастрофических непроизводительных потерь, планируемая реформа никак не посягает.
В-третьих, реформа опять готовится, и явно опять будет воплощаться в жизнь, группой высокопоставленных дилетантов, практически ничего не знающих о лесах и проблемах лесного комплекса, без сколько-нибудь серьезного привлечения профессионального сообщества и без полноценного общественного обсуждения. План мероприятий и Перечень поручений готовились тайно, группой анонимных чиновников, не только без предварительного широкого профессионального и общественного обсуждения, но даже и без информирования лесных специалистов о том, что такие документы готовятся. Примерно в таком же порядке сейчас готовится новая редакция Стратегии развития лесного комплекса - столкнувшись с критикой со стороны профессионального сообщества, Минприроды просто полностью засекретило весь процесс ее подготовки. Фактически решающую роль в подготовке основополагающих документов для новой лесной реформы играют люди, разбирающиеся в лесах на уровне в лучшем случае школьной программы и впечатлений от поездок на охоту и шашлыки - а это точно ни к чему хорошему привести не может.
Плакат 1920 года
Что с этим делать?
Остановить готовящуюся очередную лесную реформу, по всей видимости, уже невозможно: когда деньги потрачены, потрясающие результаты обещаны, и пропагандисты заряжены, одуматься и остановиться чиновничий аппарат уже не может. Так что еще несколько лет мощного хаоса в системе государственного управления лесами, с неизбежными последствиями в виде катастрофических пожаров, гибели многих лесных предприятий и поселений, потери средств к существованию сотнями тысяч работников лесного комплекса и членов их семей, и самого варварского лесопользования, нам практически гарантированы.
Но можно добиться того, чтобы к концу этого периода, когда провал очередной лесной реформы станет очевидным для всех, в стране сформировалось серьезное понимание того, что нужно делать для наведения реального порядка в лесах, и возник мощный общественный запрос на разумные перемены - на переход от экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству. Для этого в первую очередь необходимо уничтожить поддерживаемую лесным чиновничеством систему лесной лжи - умышленного искажения информации о лесных ресурсах, лесопользовании, катастрофических пожарах, лесном воровстве, результатах лесовосстановления и т.д. Только правдивая и понятная обществу информация о состоянии наших лесов и о том, что с ними в реальности происходит, может стать основой для продуманных и действительно полезных лесных реформ в нашей стране. Именно над этим нужно в первую очередь работать в ближайшие несколько лет и профессиональному сообществу работников леса, и заинтересованной в сохранении лесов научной и природоохранной общественности. Без уничтожения системы лесной лжи, и без появления качественной и доступной для общества информации о лесах мы никаких позитивных перемен в российском лесном секторе не добьемся.
Грустные вы вещи пишите Алексей: -(((((. Но оч похоже что ваш прогноз сбудется. Интересно то ,что не ждут от лесников ни чего хорошего и некоторые люди с деньгами. Суть их рассуждений: - "Леса нет и он НЕ появится. Бабло есть и оно должно работать. Значит нужно вложить его(бабло) в сельхоз земли с лесами. На первом этапе вырубить лес. На втором призвести закладку плантации." Самое интересное НИ кто не хочет связываться с лесными землями. Не ждут ни чего хорошего от лесников. А вот желание вкладывать деньги в долгую меня несколько удивило(приятно:-)))Так что ваш прогноз только констатация убеждений большинства людей бизнеса(лесного)
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37156
АлександрК. писал(а):
Самое интересное НИ кто не хочет связываться с лесными землями. Не ждут ни чего хорошего от лесников.
Люди понимают, что почти ничему живому не пробиться через нынешнюю толщу лесных норм и правил, и через полчища контролеров и надзирателей. Тем, кто пытается что-то реальное делать (например, арендаторам, которые стараются внедрять полный цикл лесовыращивания и доводить лесовосстановление до получения хозяйственно ценных молодняков к концу периода уходов за ними), основные силы приходится тратить не столько на саму работу, сколько на преодоление сопротивления лесных надзирателей и на оформление огромного количества всяких бумажек. Большинство лесопользователей вполне естественным образом просто "плывет по течению" - гонит то, что нужно органам управления лесами и проверяющим (показуху и бумагооборот), и берет от леса то, что в нем само естественным образом наросло, не особенно задумываясь о будущем. Тем более, что чем арендатор больше вкладывает сил и средств в развитие своего лесного участка и инфраструктуры - тем больше вероятность, что этот участок понравится какому-нибудь влиятельному "фуфлоинвестору", и его в конце концов под тем или иным предлогом отберут.
А большинство специализированных лесохозяйственных учреждений просто раздавлено нищетой и бесправием, и всякими ушлыми чиновниками-начальниками, пытающимися выжать из леса максимум личной выгоды.
Так что - да, в обозримом будущем шансов на развитие лесного хозяйства на землях лесного фонда действительно очень немного, почти совсем нет. Поэтому совершенно не удивительно, что те, кто хочет осмысленно вложить силы и средства в лесовыращивание, с большим интересам смотрят на заброшенные сельхозземли - в первую очередь потому, что там нет Минприроды, Рослесхоза, и тысяч страниц идиотских лесных правил. Там, правда, своих тиранов-надзирателей хватает - но новые правила сильно укоротили им лапки.
РеформирУй не реформирУй всё равно получишь- фигу! А где все эти люди которые будут воплощать в жизнь реформы? Судя по концепции, тут на каждой погрузочной площадке с которой лес отгружается по человеку (контролёру) должно быть и на приёмных пунктах ещё.
Судя по концепции, тут на каждой погрузочной площадке с которой лес отгружается по человеку (контролёру) должно быть и на приёмных пунктах ещё.
Самое мне "смешное", что лесопользователь тоже боится воровства и каждое бревно учитывает трижды. 1) На верхних складах ежемесячно. 2) На вывозке лесовозами по прибытию на нижний склад 3) По отгрузочным партиям с нижнего склада. Все цифры сходятся (если недостача виноватых найдут). В бухучетах все проводки отражаются. Казалось бы государство приди и возьми готовое. Нет мы будем изобретать стеклянный молоток, назовем его ЕГАИС. Насмешим усих.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37156
Александр Французов писал(а):
Нет мы будем изобретать стеклянный молоток, назовем его ЕГАИС. Насмешим усих.
Тут, кажется, правительство уже поняло, что что-то идет не так. Поэтому название предполагается поменять: вместо ЕГАИС - ФГИС ЛК. Ну вроде как милицию переименовали в полицию - помогло же? (порядка больше не стало, но расходы на среднее специальное лесное образование сократились).