Уважаемый Редактор новостей! Раскройте, пожалуйста, Ваше видение, кто же будет осуществлять оценку успешности воспроизводства хвойных молодняков на вырубках и гарях хвойных хозсекций по каждому лесному участку, взятому в аренду, в отдельности, раз в пять или хотя бы десять лет, делать перерасчеты по этим оценкам установленного объема заготовки древесины по хвойному хозяйству для соответствующего лесного участка пропорционально доле площади, на которой не обеспечено качественное воспроизводство, оформлять документацию по изменению существенных параметров договоров аренды для разрешения их в судебном порядке, принимать участие в судебных заседаниях, при следующих указанных Вами ограничениях:
• нельзя поручать эту работу лесоустроителям, поскольку лесоустройство – это обычно дело договорное, по принципу "кто платит, тот и заказывает музыку". Им большого труда не составит не только лесные культуры, сдохшие ещё в эпоху развитого социализма, показать здравствующими и по сей день, но и таким же образом оценить мягколиственные молодняки естественного происхождения, появившиеся за ревизионный период на вырубках, гарях и других не покрытых лесом землях арендного участка;
• нельзя поручать эту работу центрам защиты леса, которые запятнали себя назначением сплошных санитарных рубок в здоровых насаждениях, причём зачастую в участках высокой природоохранной ценности, с целью обхода запретов НПА на проведение таких рубок;
• Вами предложено сократить число контролёров и юристов, работающих сейчас с лесным комплексом, примерно в 5-10 раз. То есть, возможности этого уровня специалистов сократятся, по крайней мере, на такую же величину, а может и больше, поскольку, как показывает практика, бюрократическая отчётность имеет тенденцию к увеличению. Даже если отчётность останется на прежнем уровне, или несколько сократится, то нагрузка на оставшихся контролёров и юристов всё равно возрастёт в несколько раз.
Вы упоминали, что
Цитата:
контроль в любом случае должен быть только выборочный. Состав господствующего полога древостоя молодняков неплохо выявляется дистанционными методами - если будет такая задача, как раз это можно хорошо автоматизировать, с необходимостью выборочной наземной проверки только в спорных случаях. Но даже и без дистанционных методов выборочный контроль может давать вполне адекватные результаты. На него можно переориентировать нынешнюю систему государственного мониторинга воспроизводства лесов.
Дистанционными методами оценки динамики породного состава могли бы заниматься лесоустроители, но Вы против этого. ГИЛ ни при нынешней методике выполнения этих работ, ни даже при её корректировке с учётом выявленных недостатков, тоже не подойдёт, поскольку количество пробных площадей незначительное и не на каждый арендный участок попадёт хотя бы одна ПП, не говоря уже о том, что мы собрались дать оценку воспроизводства только молодняков в возрасте до 20 лет, значит вероятность попадания ПП на эти участки ещё сократится. Переориентировать нынешнюю систему государственного мониторинга воспроизводства лесов на эти цели также не получится. Во-первых, потому что эту работу выполняют потерявшие доверие подразделения Рослесозащиты, во-вторых, объёмы мониторинга воспроизводства лесов (натурного обследования лесных участков, отнесённых к землям, занятым лесными насаждениями) совершенно незначительны. К примеру, в нашей области за 2 года (2016–2017) такая работа проведена на территории двух лесничеств на суммарной площади чуть больше 2 тыс. га. Если же потребуется учесть площадь вырубок и гарей за 5 или 10 лет, то даже при выборочном контроле арендных участков объёмы должны увеличиться в сотни раз.
Тогда кто же будет выполнять эту работу? Если учесть, что потребуется также разработать методику такого выборочного контроля, которая бы надёжно выявляла истинное положение дел (опыт ГИЛ показывает, что это не простая задача) и безоговорочно принималась всеми сторонами лесных отношений, прокуратурой и судами в качестве истины в последней инстанции, то эта затея мне представляется неосуществимой.