Площадь лесных пожаров, действующих в Республике Саха (Якутия) по состоянию на 10 июля 2018 года, составляет около миллиона гектаров. По данным формы 4-ИСДМ, отражающей результаты дистанционного мониторинга, эта площадь на утро 10 июля составляла 1,17 млн. га, по официальной сводке ФБУ "Авиалесоохрана", основывающейся на информации региональных диспетчерских служб - 0,95 млн. га.
С 6 июля на всей территории Якутии действует режим ЧС в связи с лесными пожарами. Рослесхоз направил в республику шестьдесят пожарных из федерального резерва Авиалесоохраны, МЧС - самолет Бе-200 и вертолет Ми-8 из Хабаровского авиационно-спасательного центра. В ближайшее время силы пожарных, дополнительно направляемые в Якутию, видимо, будут увеличиваться. Тем не менее, справиться с пожарами такого масштаба без помощи дождя или снега уже не получится - во всем мире просто нет таких сил, которые могли бы в сухую погоду потушить миллион гектаров горящих лесов. Якутск и многие другие населенные пункты Якутии сейчас находятся в зоне весьма сильного задымления, и это задымление с некоторыми перерывами, зависящими от осадков и направления ветра, в целом будет сохраняться еще долго. Вот так сейчас выглядит ситуация с лесными пожарами в Якутии (мозаика космоснимков Terra MODIS за 10 июля 2018 года с наложенными термоточками за день):

Важнейшими причинами того, что лесные пожары в Якутии полностью вышли из-под контроля, являются нищета региональных лесопожарных служб и абсолютное преобладание на территории республики так называемых "зон контроля лесных пожаров", в которых эти самые пожары официально разрешается не тушить. Эти две причины тесно связаны друг с другом. Тушение лесных пожаров по действующему законодательству входит в расходные обязательства федерального бюджета, но фактически денег на тушение регионы получают во много раз меньше, чем им реально необходимо. Поскольку тушить все пожары при таком нищенском финансировании переданных регионам лесных полномочий в принципе невозможно, федеральный центр позволяет им выделять обширные зоны контроля, и отказываться в них от тушения практически всех пожаров. Вот так выглядят зоны контроля лесных пожаров в Якутии (на схеме они показаны серым цветом) и расположение основных очагов действующих лесных пожаров (красные точки) относительно этих зон:

Согласно сводке ФБУ "Авиалесоохрана", по состоянию на утро 10 июля 2018 года лишь 1,5% от общей площади действующих в Якутии лесных пожаров приходилось на пожары, которые кто-либо как-либо тушил, и 98,5% - на пожары, действующие в зонах контроля, по которым были приняты решения об отказе от тушения. На то, чтобы тушить большую долю лесных пожаров, у Якутии при нынешнем уровне финансирования переданных ей лесных полномочий нет и не может быть ни людей, ни техники, даже при введенном режиме ЧС и даже с учетом дополнительно переброшенных в республику сил из других регионов.
Пожары-отказники, оставленные на произвол судьбы в зонах контроля лесных пожаров, в жаркую и сухую погоду быстро распространяются на огромные площади - например, один из крупнейших действующих сейчас в Якутии пожаров, на границе Намского и Кобяйского улусов, уже разросся до 125 тысяч гектаров. Если такие пожары выходят в охраняемые леса или приближаются к населенным пунктам - с ними уже мало что можно сделать. Сейчас где-то в том районе работает хабаровский Бе-200 - но для пожара такого масштаба сливы воды с самолета-танкера значат меньше, чем укусы комара для медведя.
При лесных пожарах такого масштаба, как сейчас в Якутии, всеми имеющимся в регионе силами можно в лучшем случае отбить от огня населенные пункты и отдельные объекты инфраструктуры - но принципиально уменьшить площади пожаров и интенсивность задымления уже невозможно. Надежда теперь одна: на дождь, а если она не оправдается - то уже на снег ближе к концу пожароопасного сезона. Чтобы что-то изменилось, необходимо принципиально менять систему финансирования переданных регионам лесных полномочий, и одновременно с этим радикально уменьшать площади зон контроля, где пожары разрешается совсем не тушить.