Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, 13:13 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31754

К концу 2017 года тема разработки лесных профессиональных стандартов почти протухла - мало у кого из отраслевых специалистов к ней остался интерес, ранее затеянные процессы разработки конкретных проектов идут очень медленно, за последние два года ни один профстандарт в области лесного хозяйства утвержден не был. За все время с начала разработки профессиональных стандартов (т.е. с начала 2013 года) утверждены были четыре профессиональных стандарта, прямо относящихся к лесному хозяйству или смежным с ним работам в лесу. Через обсуждение на специализированном сайте regulation.gov.ru прошли четырнадцать таких профстандартов (считая четыре утвержденных, и не считая ранние версии тех профстандартов, которые проходили обсуждение неоднократно). В смежных отраслях - деревообработке, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д. - разработка профстандартов идет активнее.

Лесные профессии, по которым идет разработка профессиональных стандартов, лишь фрагментарно покрывают виды деятельности, связанные с лесным хозяйством и лесопользованием. Явной логики в выборе профессий, для которых разрабатываются стандарты, не прослеживается; до стадии официального обсуждения, и тем более до утверждения, доходят те проекты, за которыми стоят какие-то конкретные заинтересованные люди и организации. Однако, форма профессионального стандарта очень неудобна, нежизненна, поэтому даже в тех случаях, когда разработкой занимаются действительно заинтересованные специалисты, получается нечто странное.

Общей проблемой для многих разрабатываемых лесных профстандартов может оказаться то, что устанавливаемые ими требования будут несовместимы с нынешним и тем более грядущим состоянием системы подготовки отраслевых кадров, а также со сложившимся в отрасли уровнем оплаты труда (в основном, мягко говоря, весьма скромным). Например, лесничий, согласно проекту профстандарта, должен быть одновременно и производственником, и контролером, и финансистом, и законником, и бюрократом, и иметь высшее образование или среднее и три года профессионального стажа - а по факту в некоторых регионах этому всему будет соответствовать уровень оплаты труда, лишь немного превышающий прожиточный минимум.


Рисунок к проекту профессионального стандарта "Балда. Повар, конюх и плотник.
Служитель не слишком дорогой". Разработчик - А.С.Пушкин



Утвержденные профессиональные стандарты:

Инструктор парашютной и десантно-пожарной службы
(приказ Минтруда от 30 сентября 2015 года № 670н)

Машинист лесозаготовительной машины
(приказ Минтруда от 22 декабря 2014 года № 1094н)

Тракторист (машинист) лесного трактора со сменным рабочим оборудованием
(приказ Минтруда от 21 декабря 2015 года № 1039н)

Вальщик леса
(приказ Минтруда от 8 сентября 2015 года № 609н)



Профессиональные стандарты, прошедшие обсуждение на regulation.gov.ru (включая утвержденные):

Диспетчер в области охраны лесов

Летчик-наблюдатель

Мастер питомника

Лесной пожарный

Инженер по лесопользованию

Тракторист (машинист) лесного трактора со сменным рабочим оборудованием

Лесничий, помощник лесничего

Инженер по охране и защите леса

Инструктор парашютной и десантно-пожарной службы

Вальщик леса (лесоруб, обрезчик сучьев)

Парашютист (десантник) – пожарный

Мастер леса, мастер питомника

Машинист лесозаготовительной машины

Машинист трелевочной машины


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, 16:21 

Сообщения: 575

Инженер по перемещению грузов на неопределённые расстояния - типичный выпускник лесного вуза )) А ему тулят какого-то магистра лесного дела ))

Инженер-таксатор, инженер-картограф, оператор ПК, инженер по набивке лесоустроительной информации, инженер по проектированию, вальщик леса, водитель категории В и С - неполный список 'профессий' одного обычного человека, занятого в лесоустройстве (в первую очередь частном).

Нужно больше профстандартов! (сарказм)

"Больше золота!" (КИ "Сталкер: Тени Чернобыля", один из вариантов концовки)

_________________
С уважением, Александр.


Последний раз редактировалось Архипов 30 дек 2017, 16:34, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, 16:31 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31754

Куда уж больше - их, несмотря на общую тухлость темы, уже на REGULATION висит больше полутора тысяч (по всем отраслям). Профессии попадаются очень диковинные для современного мира - например, "парусник" (аж в двух разных вариантах). Если под каждую мыслимую профессию начнут разрабатывать по профстандарту - это приведет к такому бумагообороту, что любая отрасль под ним просто задохнется.

Пусть уж если кому-то конкретный профстандарт зачем-то нужен - он им и занимается; а если нет в таком стандарте особой нужды - то лучше бы от его разработки воздержаться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, 16:37 

Сообщения: 575

А что там с тем же инженером-таксатором, что слышно?

_________________
С уважением, Александр.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, 17:05 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31754

Ничего пока не слышно. У меня никакой новой информации по этим двум проектам ("Инженер-таксатор" и "Техник-таксатор") за последний год не было. Возможно, тема заглохла.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 янв 2018, 14:33 

Сообщения: 860

По логике событий профстандарты должны быть основой для высшего и среднего специального образования. Однако Минобрнауки пошло своим путем - разработало свои ФГОСы (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты), которые стали основой учебных программ и учебных планов.

Выписка из Приказа Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1082 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 35.03.01 лесное дело (уровень бакалавриата)

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-2); способностью владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-3); обладать базовыми знаниями роли основных компонентов лесных и урбо-экосистем: растительного и животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в формировании устойчивых, высокопродуктивных лесов (ОПК-4); обладать базовыми знаниями систематики, анатомии, морфологии, физиологии и воспроизводства, географического распространения, закономерности онтогенеза и экологии представителей основных таксонов лесных растений (ОПК-5); знанием основных процессов почвообразования, экосистемные функции почвы, связи неоднородности почв с биоразнообразием, связи плодородия почв с продуктивностью лесных и урбо-биоценозов (ОПК-6); знанием закономерности лесовозобновления, роста и развития насаждений в различных климатических, географических и лесорастительных условиях при различной интенсивности их использования (ОПК-7); способностью владеть методами таксации, мониторинга состояния и инвентаризации в лесах (ОПК-8); выполнять в полевых условиях измерения деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов и инструментов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов (ОПК-9); способностью выполнять в полевых условиях измерения, описание границ и привязку на местности объектов лесного и лесопаркового хозяйства, используя геодезические и навигационные приборы и инструменты (ОПК-10); способностью использовать в полевых условиях методы наблюдения, описания, идентификации, классификации объектов лесных и урбо-экосистем различного иерархического уровня (ОПК-11); способностью уметь в полевых условиях давать лесотипологическую характеристику обследуемого участка, определять стадии возрастного развития лесных насаждений, этапы сукцессионной динамики лесных и урбо-экосистем (ОПК-12); способностью уметь в полевых условиях определять систематическую принадлежность, названия основных видов лесных растений, вредных и полезных лесных насекомых, фитопатогенных грибов и других хозяйственно значимых организмов (ОПК-13)
5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: проектная деятельность: способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве (ПК-1); способностью к участию в разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом заданных технологических и экономических параметров с использованием новых информационных технологий (ПК-2); способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-3); умением пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-4); организационно-управленческая деятельность: способностью применять результаты оценки структуры лесного фонда при обосновании целесообразности и планировании мероприятий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства в целях достижения оптимальных лесоводственных и экономических результатов (ПК-5); способностью анализировать технологические процессы в лесном и лесопарковом хозяйстве как объекты управления и хозяйственной деятельности (ПК-6); способностью осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-7); способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда в лесном и лесопарковом хозяйстве (ПК-8); умением готовить техническую документацию для организации работы производственного подразделения, систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию трудовых и производственных ресурсов (ПК-9);
научно-исследовательская деятельность: умением применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем (ПК-10); способностью к участию в разработке и проведении испытаний новых технологических систем, средств и методов, предназначенных для решения профессиональных задач в лесном и лесопарковом хозяйстве (ПК-11); способностью воспринимать научно-техническую информацию, готовностью изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-12); производственно-технологическая деятельность: умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ПК-13); умением использовать знания технологических систем, средств и методов при решении профессиональных задач лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов (ПК-14); умением обеспечить организацию работ по эксплуатации машин, механизмов, специализированного оборудования при проведении мероприятий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-15).
5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.
5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 янв 2018, 22:21 
Минаев Михаил Александрович

Сообщения: 2471

Ну, на стандарты-то мы горазды. Бакалавры где?
И нам ещё говорят, что в лесном хозяйстве конечного результата нет?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 янв 2018, 10:23 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 31754

Вам не хватает бакалавров? Странно - их наши лесные ВУЗы готовят больше мировой потребности.

Мне всегда казалось, что не хватает специалистов (не в формальном смысле слова - тех, кто пять лет отсидел в институте, а в фактическом - тех, кто получил достаточные знания и мотивацию к работе по выбранной специальности; это, строго говоря, не зависит от того, сколько конкретно лет человек учился в ВУЗе). На мой взгляд, как профстандарты в их нынешнем виде, так и ФГОСы, отнюдь не способствуют увеличению количества специалистов - скорее наоборот, ведут к их уменьшению.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Текущее время: 12 дек 2018, 13:23


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: kmm и гости: 21


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100