Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 22 мар 2017, 19:34 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29049

22 марта в рамках "Правительственного часа" в Совете Федерации рассмотрели вопросы борьбы с лесными пожарами, лесовосстановления, охраны и защиты лесов. С докладом по этому поводу выступил вице-премьер Правительства РФ А.Г.Хлопонин, курирующий лесной сектор. По опубликованной на сайте правительства части стенограммы видно, что у Хлопонина то ли не хватает времени, чтобы всерьез вникать в проблемы курируемой отрасли, то ли нет грамотных советников - доклад получился поверхностным, нежизненным, но вполне соответствующим духу времени.

Из важного (что не вошло в стенограмму) отметим, что на заседании одним из членов Совета Федерации был поднят вопрос о несправедливости судебного решения по делу бывших руководителей Комитета лесов Республики Коми и подведомственного ему Лесопожарного центра. С большой вероятностью это может привести к более серьезному и объективному разбирательству, которое усилит сторону защиты. Это очень важно не только для самих обвиняемых, но и для других нынешних и бывших руководителей лесной отрасли - поскольку если мутные нормы нынешнего лесного законодательства применять максимально жестким образом, пересажать можно почти всех оставшихся лесных специалистов, а в первую очередь самых деятельных.

Ниже приводится часть стенограммы, размещенная на сайте Правительства РФ (ссылка).


А.Хлопонин: Наша встреча проходит в самом начале весенней фазы лесопожарного сезона.

На сегодняшний день зафиксировано 13 лесных пожаров на площади 129 га в Приморье и Еврейской автономной области.

Наиболее горимыми регионами России традиционно являются Амурская и Иркутская области, Забайкальский и Красноярский края и Республика Бурятия. В 2016 году 86% площади лесных пожаров пришлось именно на эти регионы.

Предварительный прогноз Росгидромета по лесным пожарам на текущий год находится в параметрах среднепятилетних значений. Но природа по отдельным регионам может быть непредсказуемой, поэтому надо надеяться на лучшее, но быть готовыми качественно противостоять стихии.

Лесные ресурсы России – это почти 1,2 млрд га. Ежегодное выбытие лесов составляет 1,4 млн га, что составляет примерно 0,1%.

Так, в 2016 году:

- 1 млн га составили сплошные рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины;

- 270 тыс. га погибло в результате лесных пожаров, от вредителей и болезней леса;

- 140 тыс. га составили рубки под инфраструктурные объекты.

При этом площадь лесовосстановления в 2016 году составила 841 тыс. га. Из них 20% – искусственное лесовосстановление, то есть непосредственная посадка лесных культур. Остальные 80% – естественное воспроизводство. И это нормальный показатель для стран с бореальными (таёжными) лесами (20–30%).

Таким образом, у нас нарушен баланс между выбытием и воспроизводством лесов. Безусловно, мы работаем над преодолением этой тенденции, о чём я расскажу далее в своём докладе.

Основные проблемы лесной отрасли: объём финансирования переданных регионам полномочий, кредиторская задолженность, недостаточная численность лесоохраны, нескоординированность действий органов власти, отсутствие синхронизации показателей федеральных и региональных программ, несбалансированность лесовосстановления. А также чрезвычайные ситуации и оперативное реагирование на них, как, например, в актуальном в настоящий момент случае с эпидемией сибирского шелкопряда.

Начну с наиболее болезненной темы – о финансировании полномочий.

Согласно Лесному кодексу большая часть полномочий в области лесных отношений, связанных с охраной, защитой, воспроизводством и использованием лесов, передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации. За федеральным центром остались только функции по законотворчеству, распределению субвенций регионам на осуществление переданных полномочий, контроль, надзор, мониторинг и учёт лесных ресурсов.

В федеральном бюджете на 2017 год на развитие лесного хозяйства предусмотрены бюджетные ассигнования в объёме 27,5 млрд рублей, в том числе в виде субвенций субъектам РФ – 21,8 млрд рублей, в том числе резервный фонд нераспределённых субвенций – 1 млрд рублей (расходы Рослесхоза и подведомственных организаций – около 5,7 млрд рублей).

Из них большую часть средств – 12,2 млрд рублей – регионы направляют на зарплату и другие расходы по содержанию органов управления лесным хозяйством. Остальные средства это:

- 4,3 млрд рублей – профилактика и тушение пожаров в лесах;

- 2,2 млрд рублей – выполнение работ по воспроизводству лесов;

- 1,5 млрд рублей – лесоустройство и проектирование лесных участков;

- 400 млн рублей – защита лесов от вредителей и болезней.

Обращу ваше внимание: при общем секвестре по большинству отраслей на 10% сокращение объёма лесных субвенций в сравнении с 2016 годом составило около 1% (230 млн рублей).

Хочу также подчеркнуть: несмотря на все объективные трудности бюджетного процесса, Правительство последние пять лет сохраняет объём финансирования на охрану лесов от пожаров.

Вместе с тем от недостатка средств страдают другие сферы отрасли. Так, Государственной программой по развитию лесного хозяйства до 2020 года на 2017 год предусмотрено финансирование в объёме 32,76 млрд рублей (на 5,3 млрд рублей больше, чем в бюджете). Недофинансирование составляет 16%.

В 2016 году под руководством моего коллеги Дмитрия Козака Минфином была проведена работа по инвентаризации финансирования переданных регионам полномочий Российской Федерации. Был сделан вывод о недофинансировании переданных полномочий в области лесных отношений на 8,3 млрд рублей.

В результате Председателем Правительства поручено Минфину ликвидировать дефицит средств на финансовое обеспечение переданных полномочий РФ при формировании проекта федерального бюджета.

Это поручение должно быть исполнено в рамках работы над проектом федерального бюджета 2018 года.

Конечно, есть и другие оценки размеров недофинансирования, в том числе со стороны регионов.

В этой связи хочу сказать следующее. Мы должны чётко понимать, что и сколько стоит при ведении лесного хозяйства. Это одно из основных условий для определения требуемого уровня финансирования из федерального бюджета.

Поэтому мы прорабатываем вопрос об установлении на федеральном уровне нормативов затрат как на выполнение лесохозяйственных мероприятий, так и на содержание региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений.

Увеличение объёма субвенций позволило бы решить проблему с ежегодно возникающей кредиторской задолженностью.

При этом хочу отметить, что в вопросе с кредиторской задолженностью есть положительная динамика. В целом за последние три года её размер удалось сократить в 3,5 раза (с 1 млрд рублей в 2014 году до 250 млн рублей в 2016 году). Вопрос о погашении задолженности по работам, связанным с тушением лесных пожаров прошлого года, будет рассмотрен в рамках корректировки параметров федерального бюджета в мае 2017 года.

Вторая проблема, о которой бы хотел сказать подробнее, – несогласованность показателей федеральных и региональных программ.

В настоящее время субъекты Российской Федерации утверждают собственные региональные программы по развитию лесного хозяйства. Заложенные в них показатели не стыкуются с показателями государственной программы.

Так, в региональной программе одного из наших традиционно горимых субъектов показатель доли крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров в прошлом году составил 26,3%, тогда как в государственной программе РФ этот показатель почти вдвое меньше и составляет 14,8%.

И подобных примеров с большим или меньшим разрывом достаточно. При такой несинхронизированной системе стратегического планирования мы вряд ли сможем достичь общероссийских показателей.

В настоящее время Правительством подготовлены изменения в госпрограмму, обязывающие субъекты РФ придерживаться показателей, установленных федеральным центром. Однако Федеральный закон №172 о стратегическом планировании не содержит подобных требований.

Прошу Федеральное Собрание поддержать внесение соответствующих поправок в данный закон (в части установления обязательного требования для субъектов Российской Федерации об обеспечении соответствия региональных программ государственным программам Российской Федерации в части целей, задач, индикаторов, рисков, а также финансовых показателей).

Третье – межведомственная координация при тушении пожаров. В этом направлении нами предприняты серьёзные шаги. В 2016 году по инициативе Правительства был принят 218-й Федеральный закон, предусматривающий создание штабов. Штабы будут обеспечивать координацию действий всех органов власти и организаций, задействованных при тушении лесных пожаров. Общую координацию будет осуществлять федеральный штаб через штабы в каждом федеральном округе. Штабы созданы 20 марта текущего года и уже приступают к работе.

Также с 1 марта 2017 года вступило в силу постановление Правительства, которое определяет круг лиц, ответственных за противопожарное состояние прилегающих к лесу земель. Не секрет, что зачастую лесные пожары начинаются из-за халатности и безответственности наших граждан и местных властей, которые забывают очистить прилегающие к лесу земли от сухой травянистой растительности, валежника, мусора и иных горючих материалов.

Теперь они обязаны привести в порядок прилегающую к лесу десятиметровую полосу, как только сойдёт снег, и следить за её состоянием до окончания пожароопасного периода. В противном случае собственников будут штрафовать.

Кроме того, Правительство внесло в конце прошлого года в Государственную Думу проект федерального закона, в котором чётко определены полномочия пожарных служб МЧС и субъектов по пожарному надзору на землях сельхозназначения, запаса и иных категорий.

Таким образом, в настоящий момент мы имеем как необходимую правовую базу, так и инструменты межведомственной координации для активных противопожарных мероприятий.

Четвёртое – численность лесоохраны. В настоящее время по поручению Президента федеральными органами власти прорабатывается вопрос по увеличению численности государственных лесных инспекторов до установленных нормативов.

Приведу пример. В нашем крупном лесном регионе – Красноярском крае – на 1 млн га приходится один лесной инспектор. Согласно государственной программе средняя численность лесных инспекторов к 2020 году на территории такой площади должна составить 44 человека.

Надо отметить, что с 2010 по 2015 год мы добились существенного роста фактической численности инспекторов. Этот показатель увеличен на 37% – с 14 тыс. до 19 тыс. человек. Наша задача привлечь в отрасль для обеспечения лесной охраны ещё 20 тыс. человек.

Планируем достигать данного показателя поэтапно в срок до 2025 года, что потребует свыше 10 млрд рублей.

Конечно, наряду со всем нашим видением проблем и выработкой мер по их решению нельзя не сказать о такой существенной проблеме, как человеческий фактор, при возникновении лесных пожаров. По статистике, до 70% пожаров возникает по вине человека. И сколько бы мы ни увеличивали численность инспекторов, ни ограничивали доступ людей в леса, решить проблему не удастся без изменения культуры поведения наших граждан.

План мероприятий Года экологии включает в себя просветительские акции и проекты, направленные на воспитание бережного отношения в природе. Конечно, эта работа не должна заканчиваться по завершении Года экологии. Уверен, что в наших субъектах она ведётся на постоянной основе, но очевидно, что с населением по этой теме нужно выстраивать более активный, адресный и детальный диалог.

Следующий вопрос касается сохранения и приумножения наших лесных богатств.

За 50 лет с того времени, как лесное хозяйство сформировалось в отдельную отрасль – а это начало 60-х годов прошлого века, – было обеспечено повышение лесистости страны на 5% (то есть площади территории России, покрытой лесом).

Сейчас ситуация обратная. Как я уже сказал в начале своего выступления, мы восстанавливаем лес меньше, чем рубим. С 2013 года лесистость наших территорий снизилась на 0,1% и составила 46,5%. При этом Государственной программой развития лесного хозяйства на 2013–2020 годы показатель лесистости предусмотрен на уровне 46,6%.

Это означает, что мы уже не обеспечиваем исполнение одного из основных показателей государственной программы.

В связи с чем в текущем году мы поставили твёрдую задачу выйти на баланс один к одному между площадью сплошных рубок и лесовосстановления. При этом в соответствии с индикаторами государственной программы отношение площади искусственного лесовосстановления к площади вырубленных лесов должно с 2017 по 2020 год вырасти с 21 до 23,2%.

Одновременно Правительством прорабатывается проект федерального закона, предусматривающий «компенсационные» посадки леса. Также предусматриваются обязанности по воспроизводству лесов для всех лесопользователей, а не только тех, кто заготавливал древесину. Лица, вырубающие леса при создании различных объектов лесопользования, в том числе линейных объектов, будут обязаны провести мероприятия по лесовосстановлению (лесоразведению) либо выплатить в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого были вырубки, денежные средства на компенсационное лесовосстановление.

Отдельно хотел бы коснуться темы эпидемии шелкопряда в ряде наших сибирских регионов: Красноярском крае, Томской, Кемеровской и Иркутской областях. Произошло стремительное и непрогнозируемое распространение очага вредителя, и, если не принять срочных мер по его ликвидации, потери лесных ресурсов могут быть катастрофическими!

Для этого требуется финансирование в размере 1349,5 млн рублей.

Дефицит финансирования необходимых мероприятий (закупка препарата, выполнение работ по авиа- и наземной обработке) составляет 650 млн рублей. В начале этого года Правительство по просьбе регионов активно подключилось к решению данного вопроса. Нами решено использовать средства резервного фонда Правительства. Проект соответствующего распоряжения направлен в Федеральное Собрание для рассмотрения на трёхсторонней комиссии. Уважаемые сенаторы, прошу вас поддержать этот документ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 мар 2017, 04:08 

Сообщения: 240

Деньги конечно вещь важная и нужная и во всех отношениях хорошая, ао может по большому счёту дело всё таки не в бобине, так и просматривается как с шелкопрядом и прочими напастями пилильщики (бюджета) всех мастей бороться собрались.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 мар 2017, 07:42 

Сообщения: 1918

рассмотрели...палку срубили... работаем...зарплату высокую оправдываем...
"Положительная динамика" (ну увеличение количества рассмотрений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) есть? Тогда премия полагается...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 мар 2017, 22:53 

Сообщения: 830

Хлопонин писал(а):

... в текущем году мы поставили твёрдую задачу выйти на баланс один к одному между площадью сплошных рубок и лесовосстановления. При этом в соответствии с индикаторами государственной программы отношение площади искусственного лесовосстановления к площади вырубленных лесов должно с 2017 по 2020 год вырасти с 21 до 23,2%.


Таким образом, по мысли Большого лесного начальника из одного миллиона га вырубок посадить культуры следует на 232 тыс га. На остальной вырубленной территории (768 тыс. га) достаточно только провозгласить "естественное лесовосстановление" и все будет ОК.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2017, 04:08 

Сообщения: 240

Грустно всё это, ну если без культур никак, изредка бывает и такое, конечно надо садить, охранять, ухаживать - денег это стоит больших, а так тыкать сеянцы и рапортовать, или придумывать как естественное заращивание превратить в естественное возобновление - нормальный тренд просматривается - главное это очковтирательство, остальное ниже самосознания совещающихся особ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2017, 09:44 

Сообщения: 301

Редактор новостей писал(а):
Из них большую часть средств – 12,2 млрд рублей – регионы направляют на зарплату и другие расходы по содержанию органов управления лесным хозяйством.
Не многовато ли тратится на "управленцев" из общих затрат в 22 млрд рублей?!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2017, 09:55 

Сообщения: 6067
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

Бэлерий писал(а):
Редактор новостей писал(а):
Из них большую часть средств – 12,2 млрд рублей – регионы направляют на зарплату и другие расходы по содержанию органов управления лесным хозяйством.
Не многовато ли тратится на "управленцев" из общих затрат в 22 млрд рублей?!

Из них большую часть средств – 12,2 млрд рублей – регионы направляют на зарплату и другие расходы по содержанию органов управления лесным хозяйством

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2017, 15:24 

Сообщения: 301

собака лесная писал(а):
Из них большую часть средств – 12,2 млрд рублей – регионы направляют на зарплату и другие расходы по содержанию органов управления лесным хозяйством
А что, "другие расходы" не связаны с тратами на управленцев, или что то я не так понял?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2017, 16:19 

Сообщения: 6067
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

Бэлерий писал(а):
собака лесная писал(а):
Из них большую часть средств – 12,2 млрд рублей – регионы направляют на зарплату и другие расходы по содержанию органов управления лесным хозяйством
А что, "другие расходы" не связаны с тратами на управленцев, или что то я не так понял?

На да- выгнать всех в лес, дать всем счёты и велосипеды. Вы сравните расходы на содержание управлений в других отраслях, прежде чем удивляться. Возможно удивитесь ещё больше. Мне как то попалась заметка в АиФ как и чем живут региональные управления пенсионным фондом. Сразу возник вопрос, а не по этой ли причине пенсионерам пенсии грошевые платят? Я по ГУЛ Челябинской области знаю как там обстоят дела-хрен лишнюю копейку дадут. Да и в других управлениях та же ситуация. Суточные командировочные до сих пор 100 рублей. Где то ещё есть такое?

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2017, 17:44 

Сообщения: 301

собака лесная писал(а):
На да- выгнать всех в лес, дать всем счёты и велосипеды. Вы сравните расходы на содержание управлений в других отраслях, прежде чем удивляться. Возможно удивитесь ещё больше. Мне как то попалась заметка в АиФ как и чем живут региональные управления пенсионным фондом. Сразу возник вопрос, а не по этой ли причине пенсионерам пенсии грошевые платят? Я по ГУЛ Челябинской области знаю как там обстоят дела-хрен лишнюю копейку дадут. Да и в других управлениях та же ситуация. Суточные командировочные до сих пор 100 рублей. Где то ещё есть такое?
Я не в том возрасте, чтобы удивляться таким вещам. Наверное, вопрос не в том, что надо дать «всем счеты и велосипеды», а в том, нужны ли они («управленцы») вообще в таком количестве. «Управленцы» взял в кавычки, потому как большинство из них просто не знают (и не понимают), как этим хозяйством управлять. Вы не задавали себе вопроса, чем заняты лесные управленцы в ГУЛ Челябинской области? Содержать такую армию «дармоедов» (причем не только в лесном хозяйстве и не только в Челябинской области) за счет денег налогоплательщиков непрактично, однако…


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 мар 2017, 18:30 

Сообщения: 6067
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

Бэлерий писал(а):
Я не в том возрасте, чтобы удивляться таким вещам. Наверное, вопрос не в том, что надо дать «всем счеты и велосипеды», а в том, нужны ли они («управленцы») вообще в таком количестве. «Управленцы» взял в кавычки, потому как большинство из них просто не знают (и не понимают), как этим хозяйством управлять. Вы не задавали себе вопроса, чем заняты лесные управленцы в ГУЛ Челябинской области? Содержать такую армию «дармоедов» (причем не только в лесном хозяйстве и не только в Челябинской области) за счет денег налогоплательщиков непрактично, однако…

Конечно не нужны, ведь у нас теперь есть ОНФ.
А зачем мне задаваться этим вопросом? Я часто вижу чем они занимаются. В основном пытаются исправить косяки Рослесхоза и его подведомственных организаций. Достаточно поизучать последние "перлы" касающиеся ЛПО и проведения СОМ и как всё это согласуется с остальными НПА. Это ещё хлеще чем бредятина со свободным и бесплатным сбором валежа, хотя всё сделано лесными профессионалами. Так что свой хлеб они не зря едят.

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 мар 2017, 06:17 

Сообщения: 301

Так я пытаюсь донести мысль не о том, как героически они "пытаются исправить косяки Рослесхоза и подведомственных ему организаций" (по сути заявленного Вами - свои же), а нужны ли они в таком количестве?! А уж если Вы говорите о качественной работе, то приведите примеры, сколько косяков Рослесхоза и подведомственных организаций было исправлено "Вами и сотоварищи" и во что это "вылилось"? Или только пытаетесь?!Работа ради работы не есть работа, однако...

Вы обратитесь к истории и посмотрите данные хотя бы 30-летней давности, сколько человек работало в управлении лесами Челябинской области тогда и сколько "работает" сейчас. Это при том, что площадь лесов практически не изменилась, а лесопользователей в те времена было побольше.

Не понятно, для чего Вы пытаетесь называть черным то, что я называю белым и наоборот? Вам именно со мной хочется поспорить или Вы такой по жизни?!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 мар 2017, 08:25 

Сообщения: 6067
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

Бэлерий писал(а):
Так я пытаюсь донести мысль не о том, как героически они "пытаются исправить косяки Рослесхоза и подведомственных ему организаций" (по сути заявленного Вами - свои же), а нужны ли они в таком количестве?! А уж если Вы говорите о качественной работе, то приведите примеры, сколько косяков Рослесхоза и подведомственных организаций было исправлено "Вами и сотоварищи" и во что это "вылилось"? Или только пытаетесь?!Работа ради работы не есть работа, однако...

Вы обратитесь к истории и посмотрите данные хотя бы 30-летней давности, сколько человек работало в управлении лесами Челябинской области тогда и сколько "работает" сейчас. Это при том, что площадь лесов практически не изменилась, а лесопользователей в те времена было побольше.

Не понятно, для чего Вы пытаетесь называть черным то, что я называю белым и наоборот? Вам именно со мной хочется поспорить или Вы такой по жизни?!

Хорошо. Давайте по Челябе.
Довольно большая работа проделывается по проверке данных которые идут от лесничеств и лесопользователей по исполнению работ. Довольно большая работа проводится по выполнению проверок тех же лесничеств. И так как косяков выявляется множество, то нужно сказать что это небесполезная работа. Эти недочёты разбираются коллегиально и принимаются меры к их дальнейшему недопущению. В связи с некачественными и недоработанными НПА, ГУЛ постоянно запрашивает разъяснения у вышестоящих органов для нормального исполнения этих НПА.
Это тот случай когда их работа выполняется ради работы лесничеств.
30 лет назад в Управлении лесным хозяйством Челябинской области работало в два раза больше людей. Даже отделов было больше. Например, самостоятельным был отдел ЛВ, а сейчас он в составе "Отдела охраны, защиты и лесовосстановления" и работает там всего 6 человек.
Да и лесопользователей было гораздо меньше. Меньше в разы.
Скажем, по нашему лесхозу, было 2 леспромхоза и с десяток баз отдыха. Сейчас один арендатор для заготовки древесины, куча линейщиков и рекреационщиков. В общей сложности десятка 3 наберётся.

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Текущее время: 17 окт 2017, 06:43


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: БРОННИКОВ, Google [Bot], Yahoo [Bot] и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100