Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Охрана лесов » Лесные и торфяные пожары
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 31 янв 2016, 15:25 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 31137

Предлагаем вашему вниманию лекцию Марии Васильевой, сотрудницы противопожарного проекта Гринпис России, про работу фотографа на лесных, торфяных, тростниковых и тому подобных пожарах. Лекция предназначена для добровольцев, участвующих в противопожарной работе Гринпис и других общественных организаций, но может быть интересна и другим людям, чья работа связана с охраной природных территорий от огня. Рекомендуем также посмотреть слайды к этой лекции - они размещены в виде презентации в формате PDF здесь (объем - около 40 Мб):

Особенности работы фотографа на природных пожарах


М.Ю.Васильева. Иллюстрированная лекция: особенности работы фотографа на природных пожарах

Целью этой лекции отнюдь не является научить любого желающего тонким премудростям фотосъемки. В современном мире, наполненным огромным выбором самой разнообразной фототехники на любой вкус, кошелек, амбиции и грузоподъемность, каждый любознательный и мало-мальски целеустремленный человек может быстро найти в интернете подробное объяснение того, как устроен фотоаппарат, найти и изучить инструкцию по пользованию своим личным фотоаппаратом, освоить простые принципы фотосъемки и узнать основные правила композиции. Множество сайтов предлагают уроки по основам фотографии, а так же вебинары, бесплатные курсов и мастер-классы.

Понимание того, как устроен фотоаппарат и какие в наше время приняты нормы и течения в фотографии – знание не уникальное. Поэтому здесь и сейчас мы лишь коснемся основных пунктов о фототехнике и основах фотосъемки. И гораздо больше внимания уделим тому, что, для чего, как и в каких условиях мы выполняем фотосъемку на пожарах.

Тема 1. Технические детали

Фотоаппарат

Изображение

Принцип устройства фотоаппарата не изменился со времен его изобретения.

Фотоаппарат, если говорить совсем простыми словами, это черная коробка со светочувствительным элементом (пластиной, пленкой, матрицей) внутри на задней стенке и отверстием на передней стенке для попадания на эту пластину (пленку, матрицу) потока света.

С течением времени устройство фотоаппарата менялось и совершенствовалось. Появился объектив – стеклянная линза для фокусирования лучей света и получения более резкого изображения. Чтобы регулировать количество попадающего на пластину света, придумали диафрагму, а для изменения времени попадания света на светочувствительный элемент сделали шторку (она же затвор).

За более чем сто лет развития фотодела, в эту черную коробочку встроили множество всяких хитроумных приспособлений, но суть фотографии все равно осталась неизменной: лучи света рисуют на пластине. И так же неизменной остается зависимость полученного изображения от экспозиции.

Экспозиция

Экспозиция – это количество света, получаемого светочувствительным элементом.

Если света на пластину попадет мало, фотография получится темной, «недодержанной».

Изображение

А если света будет слишком много – снимок получится светлым, иногда даже просто белым квадратом – «передержанным».

Изображение

Количество света, попадающего на пластину можно регулировать путем изменения значений выдержки и диафрагмы.

Выдержка – это время, в течение которого на пластину попадает свет извне. За это отвечает затвор. Чем дольше открыт затвор, тем больше света попадет внутрь коробочки. Выдержка измеряется в секундах и долях секунд, обычно обозначается буквой Т. В современных фотоаппаратах используется стандартная шкала выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем.

Выглядит это так:

30” 15” 8” 4” 2” 1” 1”6 3”2 0”8 0”3 2 4 8 15 30 60 125 250 500 1000 2000 4000 8000

То есть в случаях, где значение выдержки обозначается просто целым числом, это означает долю секунды. Например, цифра 15 означает, что выдержка составляет 1/15 секунды, а 500, соответственно, 1/500 секунды. А если значение выдержки обозначается двойной цифрой со значком секунды посередине, например 1”6, то это означает, что выдержка будет 1,6 секунды. И так далее.

В разных фотоаппаратах может быть разный набор выдержек. В некоторых может не быть значений целых секунд с десятыми долями, а только целые. То есть таких значений, как 1”6, 3”2 может не быть.

Диафрагма: тоже регулирует поток света, попадающий на пластину, но по другому, нежели затвор, принципу. Если затвор отвечает за время, которое свет воздействует на пластину, то диафрагма – за силу светового потока. Можно представить себе стакан, в который льют воду то тонкой, то более мощной струей.

Сама диафрагма - это круглое окошко, которое может открываться с разным диаметром отверстия. Окошко составлено из нескольких лепестков. Оно может открываться то шире, то уже. Наглядно работу диафрагмы можно увидеть, кликнув на ссылку:

Принято диафрагму обозначать буквой F. Значение диафрагмы пишется в цифрах, и важно запомнить, что чем больше число, тем на меньшее отверстие открывается диафрагма, и наоборот. Обычно фотографы называют диафрагму «дыркой» и запоминают так: «Больше цифра – меньше дырка». Это значит, что чем больше значение F, тем меньше диаметр отверстия диафрагмы, а значит и света на пластину попадет меньше.


(иллюстрация взята в открытом источнике в интернете)

Для диафрагмы, равно как и для выдержки, принят «набор» стандартных значений.

Как же понять, как определить это соотношение значений выдержки и диафрагмы при съемке?

Очень просто. Фотоаппарат сделает это за нас.

В современных фотоаппаратах есть множество возможностей для разных настроек экспозиции. Полный автоматический режим выбора экспозиции обычно обозначается буквой P на колесике управления на фотоаппарате.

Изображение

Это значит, что решения о том, как открывать диафрагму и на какое время поднимать затвор фотоаппарат будет принимать сам, основываясь на уровне освещения, которое он «видит».

Полный ручной режим выбора экспозиции обозначается буквой М.

В этом режиме фотограф сам определяет, какая пара «выдержка/диафрагма» ему нужна.

Но удобнее всего работать в полуавтоматическом режиме. Можно выбрать приоритет выдержки. То есть решить, что вот для этого кадра, для этого освещения, фотографу нужна выдержка, к примеру, 1/200 секунды. Тогда нужно установить колесико в режим Т, установить значение выдержки 200 (что соответствует 1/200 секунды) и выполнять съемку.

Подстраиваясь под значение выдержки, фотоаппарат будет сам выбирать, насколько широко ему открывать диафрагму, чтобы количество света, попавшее на пластину, было оптимальным для данных условий. Выбор экспозиции по приоритету выдержки дает некоторую гарантию того, что почти в любых условиях освещенности фотографии получатся более-менее резкими (если говорить о выдержке 1/200, ведь за это довольно короткое время объект просто не успеет заметно сдвинуться).

Так же можно установить полуавтоматический режим выбора экспозиции по приоритету диафрагмы. Обычно на колесике приоритет диафрагмы обозначается буквами Av или А. В этом режиме диафрагма при съемке каждого кадра открывается с одинаковым диаметром, а вот значение времени, на которое открывается затвор, уже выбирает фотоаппарат.

Для чего нужны такие режимы? Ведь можно просто снимать в автоматическом режиме P, не морочить себе голову и не думать каждый раз обо всех этих цифрах, шторках и лепестках.

Да, конечно можно, и никто никому не может этого запретить. Дело в том, что изменением, подбором вариантов пар «выдержка/диафрагма» можно добиваться как художественных эффектов, так и более точной проработки деталей на фотоснимке. Например, с помощью управления диафрагмой можно создавать фотографии с разной глубиной резкости. То есть на фотоснимке может быть резким только один предмет, или группа предметов, находящихся, например, ближе к зрителю, а остальные детали «размоются», будут нерезкими и неявными. А можно сделать так, что и дальние и ближние предметы будут в зоне резкости и хорошо читаться. Это нужно для достижения как художественных целей, так и для документирования происходящего.

Глубиной резкости можно управлять, открывая и закрывая диафрагму. Чем больше значение F, тем меньше диаметр открывания диафрагмы и тем выше глубина резкости. И наоборот. С малым значением F диафрагма откроется широко, а вот глубина резкости будет меньше.

Маленькая глубина резкости
Изображение

Большая глубина резкости
Изображение

С изменением выдержки так же можно создавать разные фотографии.

При длинной выдержке движущиеся предметы могут «размыться», «размазаться», а при короткой они получатся более четкими, резкими. Но нередки случаи, когда «размытость» объекта придает фотографии чуть более убедительную эмоциональность, динамичность. В каждом случае нужно принимать отдельное решение о том, что фотограф хочет получить на выходе.

Длинная выдержка
Изображение
Астраханская область, 2014 г.

Но иногда случается так, что во время съемки света так немного, что его недостаточно для нормальной экспозиции и фотографии получаются темными. И тут нам на помощь приходит ISO.

ISO

Понятие ISO пришло к нам с пленочных времен. Это светочувствительность пленки.

Пленки изготавливали с разной светочувствительностью для разных условий съемки. Самое маленькое значение ISO для пленки было 25. Пленки от 25 ISO до 100 ISO обычно применялись для съемки в условиях яркого солнечного дня, на улице. Далее, чем выше значение ISO, тем для более темных условий пленки были предназначены.

В наше время матрицу в каждом цифровом фотоаппарате можно настроить под разное значение ISO . Если съемка производится в яркий солнечный день, достаточно установить ISO 100 или 200. Далее, чем больше облаков на небе, тем меньше света попадает на матрицу и нужно увеличивать ее светочувствительность. В современных фотоаппаратах значение ISO достигает уже 32000, а может уже и выше.

Однако, не стоит увлекаться повышением светочувствительности матрицы фотоаппарата. Нужно помнить, что при повышении значения ISO повышается и зернистость фотографий. Кадры «шумят». С цифровым «шумом» потом довольно сложно бороться при дальнейшем использовании фотографий.

Изображение

У каждого фотоаппарата своя матрица и свои особенности поведения при повышении значения ISO. Нужно путем экспериментальных снимков понять, какие огрехи снимка ждут фотографа при съемке на высоких значениях ISO.

Композиция

Сколько бы фотограф ни изощрялся с установкой правильной экспозиции, сколько бы дорогих и сложных фотоаппаратов ни покупал, какие бы затейливые позы ни принимал в момент фотосъемки, - если не знать основные правила композиции, на выходе получится полная ерунда.

Правила композиции сложились в результате наблюдений за тем, как человек смотрит на изображение, как воспринимает его, какие части изображения зритель разглядывает прежде всего, а какие потом. Для того, чтобы наиболее «читабельно» располагать в кадре объекты съемки, нужно запомнить немного.

Правило третей

Нужно запомнить одну очень важную, может быть даже самую важную вещь: никогда не располагайте то, на что вы хотите обратить внимание, в центре кадра. Самая распространенная ошибка: главное должно быть в центре, тогда его все увидят.

Да, увидят. Но кроме него не увидят больше ничего. Взгляд утыкается в этот центральный объект, - будь то дерево, солнце, дом, человек, цветок, - и больше ничего вокруг него уже не замечает.

Изображение
фото взято в открытом источнике в интернет, автор - Akos Major

Взгляд человека должен скользить по кадру, находить в нем все новые и новые интересности. Поэтому нужно запомнить: не стоит делить кадр пополам. Ни вертикалями, ни горизонталями.

Если мысленно разделить кадр четырьмя линиями, получится вот такая схема:

Изображение

В точках пересечения линий находятся так называемые узлы внимания. Располагать объекты съемки лучше стараться в узлах внимания или близко к ним. Линию горизонта располагать либо в нижней трети кадра, либо в верхней (в зависимости от того, что важнее показать – больше неба или больше земли, моря, поля).

Изображение
Псковская область, 2010 г.

Вертикальные объекты также не нужно помещать в центре кадра, лучше строить композицию так, чтобы они смещались левее или правее центра.

Изображение
Астраханская область, 2012 г.

Изображение
Приморье, 2015 г.

Изображение
Астраханская область, 2012 г.

Конечно, как и любые другие, правила композиции можно нарушать. Но это очень тонкий момент, нужно понимать, ради чего это делать и чем можно компенсировать нарушения. Вот, например, кадр, где и линия горизонта и главный объект съемки расположены по центру.

Изображение
фото взято в открытом источнике в интернете

Это гораздо сильнее резало бы глаз, если бы не два смягчающих обстоятельства: квадратный кадр и «размытые» облака. Облака «движутся» за счет съемки на длинной выдержке, они уводят взгляд от тяжелого низа, не позволяют взгляду надолго задержаться на конструкции мостков, уводят зрителя вдаль, к горам на далеком берегу.

Ну и квадратное решение кадра тоже играет немаловажную роль в этой, казалось бы, простой, но такой непростой композиции. Но такое понимание и осязание композиции приходит с опытом, первое время лучше не пытаться строить хитрые композиции.

Диагональ

Наличие диагонали в кадре призвано помогать взгляду скользить по картинке. Под диагональю подразумеваются как линейные объекты, - дорога, забор, река, поваленное дерево, линия берега моря или реки, какие-то длинные предметы, лежащие на земле или воде, так же это может быть инверсионный след самолета в небе, тени в закатном или утреннем солнце, - так и несколько предметов, объектов, создающие собой некую диагональ. Если хорошо присмотреться, диагональ можно найти почти всегда. Ее можно увидеть даже в построении отдельных предметов, в направлении движения человека, его руки, взгляда. Все можно обыграть.

Изображение
Астраханская область, 2014 г. Струя воды из гидропульта РЛО задает направление взгляду.

Изображение
Тверская область, 2014 г. Рукав «восьмеркой» в руках у добровольца

Изображение
Астраханская область, 2014 г. Кромка травяного пожара

Изображение
Тверская область, 2014 г.

Эта фотография является также примером неудачного кадра. Две нечитаемые фигуры за человеком в зеленой футболке остались без лиц, неопознаваемыми, и очень утяжеляют левую часть кадра. Этого нужно стараться избегать.

Изображение
Тверская область, 2014 г.

Изображение
Смоленская область, 2013 г.

Буксировочный трос почти не виден, но движение фигуры на переднем плане задает направление взгляду зрителя. Это тоже диагональ, просто не явная.

Изображение
Рязанская область, 2012 г. Три красных уха.

Вообще, надо сказать, что композиция – это самый мощный инструмент по передаче нужной эмоции и информации посредством фотографии. Но и самый спорный. И если по поводу экспозиции разброс мнений может быть невелик, - фотография либо светлая, либо слишком темная, и с этим, как правило, согласны большинство зрителей, - то вокруг композиции часто возникают споры. Конечно, это объясняется тем, чтохудожественное видение у людей разное. И если фотографу очень дорог какой-то кадр, вызывающий споры и упреки в скверной композиции, он всегда может заявить: «А я так вижу!» - и будет в своем полном праве. Он художник, он создатель.

Но все-таки… никогда не делите кадр пополам!

При построении кадра нужно пытаться показать перспективу, объем. Это расположением объектов в переднем, среднем и заднем планах картинки. За счет игры света, атмосферных явлений, глубины резкости.

Изображение

Съемка в RAW и JPEG

Современные фотоаппараты «умеют» создавать кадры с самым разным расширением. Чаще всего любитель-фотограф снимает фотографии в расширении JPEG. Это простой файл, занимающий относительно не много места и читаемый любой программой- просмотровщиком. Но нужно понимать и помнить, что JPEG - это файл, который уже прошел какую-то первичную обработку во встроенном мини-компьютере фотоаппарата.

Все настройки, так или иначе установленные при съемке фотографии, по умолчанию означают то, что перед тем, как записаться на карту памяти, файл пройдет некую обработку, согласно тому, как процессор «понял» эти настройки. И с этой обработкой фотограф может быть не согласен.

Если произошла ошибка в автоматическом выборе фотоаппаратом экспозиционной пары, фотография может получиться с слишком светлым, или даже «дырявым» небом, в случае, если фотоаппарат «подумал», что небо фотографу не важно, а важно сделать разборчивым передний, темный план снимаемой сцены. В этом случае фотоаппарат выбирает такую экспозиционную пару, при которой времени на проработку переднего плана достаточно, но, в итоге, его слишком много для неба и оно превращается просто в белое поле. Или наоборот. Небо получилось читаемым, с хорошим рельефом облаков, с глубоким синим цветом или ярким закатом. Для него нужно было меньше времени на проработку, а вот для переднего плана этого времени недостаточно и он остался темным, даже черным, с неразборчивыми в нем деталями. Такие кадры могут оказаться, во-первых, совершенно не удобными для дальнейшей работы – ведь в них есть потеря деталей, - а во-вторых «неспасаемыми» дальнейшими попытками исправить положение в графическом редакторе.

Для того чтобы таких кадров было меньше, есть смысл снимать в формат RAW. RAW проще всего сравнить с пленкой. В RAW сохраняется вся информация о сцене, которую «видел» фотоаппарат в момент съемки. В процессе печати с пленки можно было очень многое сделать со снимком. У фотографов было множество возможностей для управления фотографией при печати, современный «Photoshop», в целом, оттуда к нам и пришел.

RAW дает прекрасную возможность для коррекции ошибок экспозиции, управления цветовой температурой снимка, каких-то искажений, которые иногда дают некоторые объективы. Не стоит пренебрегать возможностью съемки в RAW. Да, съемка в итоге\ занимает заметно больше места на карточке, время записи каждого кадра на карту тоже увеличивается. Но RAW – это файл, в который произвольно внести изменения невозможно. Это дает отличную возможность в спорах доказать свою правоту. Часто бывают упреки в том, что какая-то фотография – это монтаж, такого не бывает. В этом случае исходный RAW очень спасает. Если, конечно, в спорный опубликованый кадр действительно не вносили таких изменений, которых в RAW нет.

Сам RAW , при работе с ним, никак не изменяется. После внесений каких-то поправок в кадр, файл нужно сохранить как JPEG, TIFF или любое другое нужное расширение, но сам RAW при этом остается таким же, каким он записался на карточку фотоаппарата. Это очень ценное его качество. Лучше хранить исходные RAW, они еще неоднократно могут пригодиться. К тому же, многие фотоаппараты умеют записывать один и тот же кадр в двух видах – и в RAW и в JPEG. Это тоже бывает очень удобно.

Обработка фотографий

Если фотоаппарат умеет снимать и записывать файл в RAW, значит, в комплекте с ним продавалось и программное обеспечение, в котором обязательно есть небольшая программа для работы с RAW, для первичной обработки его и записи в JPEG или TIFF.

У каждой марки фотоаппаратов свои программы для обработки RAW. Поскольку охватить в этом, уже не очень кратком уроке, все виды программ невозможно, я расскажу о простых действиях по обработке RAW на примере плагина для Fhotoshop.

Прежде всего, нужно загрузить в выбранную программу RAW. Когда он откроется в программе, нужно внимательно посмотреть на него. Все ли хорошо у него с цветовой температурой? Часто, особенно если фотография снималась в помещении с искусственным светом, кадр выглядит не так, как мы привыкли видеть ситуацию глазом. При искусственном освещении фотография может получиться очень желтой, или красной, или, наоборот, зеленой, голубой, если лампы в помещении с холодным светом. Лица людей землисты, или неестественно красны. Положение можно исправить, подвигав бегунки, отвечающие за цветовую температуру снимка.

Если фотография снималась на улице в пасмурную погоду, кадр, скорее всего, получился серым, тусклым, невзрачным. Небольшое изменение цветовой температуры может заметно исправить настроение фотографии. Конечно, нарисовать солнце, разогнать тучи и заставить засиять яркими красками мир посредством изменения цветовой температуры невозможно, но сделать кадр чуть более теплым, – почему бы и нет?

При съемке с вспышкой, в яркий солнечный день с глубокими тенями, на фотографии часто плохо читаются темные детали. По контрасту с ярко освещенными частями фотоснимка, это иногда выглядит очень неудобно для восприятия. Можно немного «разобрать» тени и приглушить света. Нужно найти в прилагаемой к фотоаппарату программе настройки, отвечающие за управление светами и тенями, и немного поработать с ними, добиваясь нужного результата.

Если фотограф, или автоматический режим фотоаппарата, неверно выбрали экспозиционную пару, эту ошибку можно исправить в программе для обработки RAW. За экспозицию отвечает обычно отдельный «бегунок» в программе. Если кадр получился темным, мрачным, можно попробовать сделать его чуть светлее. Если, наоборот, слишком светлым и пропали какие-то детали в светах, - можно попробовать сдвинуть «бегунок» в темную сторону и достать эти детали.

В целом, нет ничего сложного в том, чтобы немного обработать исходный файл для лучшего его восприятия. Достаточно лишь усидчиво разобраться с прилагаемой к фотоаппарату программой.

Нужно только помнить два важных момента.

Первый: В задачу фотографа-добровольца, работающего на пожаре, входит в первую очередь фиксация происходящего. Поэтому усердствовать с обработкой не стоит, она должна привести к тому, что кадр выглядит натурально и без больших правок. Иначе может возникнуть неприятная ситуация с обвинением в искажении фактов.

Второй: Мониторы компьютеров и ноутбуков не всегда адекватно показывают цвет, яркость, плотность изображений. Поэтому нужно понимать, что старания по обработке изображения могут быть не оценены теми, у кого монитор не откалиброван.

Итак, простой пример обработки фотографии, снятой в RAW.

Загружаем файл в программу для обработки RAW или в Photoshop

Изображение

У этой фотографии проблемы с небом. Оно пересветилось, переэкспонировалось, пропали детали в облаках, в небе «дырка». Попытаемся исправить

Изображение

Находим бегунок, отвечающий за экспозицию (отмечен красной «галочкой» на иллюстрации вверху). Двигаем, ищем то состояние неба, которое нам нравится. Теперь небо «читается», но стала слишком темной нижняя часть фотографии. Находим бегунки, отвечающие за тени и тоже их двигаем, теперь уже в сторону осветления (две красных «галочки» на иллюстрации внизу)

Изображение

Теперь двигаем бегунок, отвечающий за цветовую температуру снимка. Делаем его чуть теплее, солнечнее.

Изображение

В принципе, в качестве простой обработки этого достаточно. Можно еще совсем чуть- чуть увеличить контраст и сохранить фотографию в нужном размере и расширении (Jpeg или Tiff). RAW при этом сохранится в неизмененном виде, а в папке появится маленький новый технический файл, в котором запишутся все те действия с бегунками, которые были произведены.

Тема 2. Рабочие моменты

Техника безопасности работы фотографа на пожаре


Фотограф, работающий на пожаре, является полноценным, равноправным участником группы. Так же, как и пожарные добровольцы, фотограф должен соблюдать технику безопасности работы на пожаре. Вне зависимости от того, насколько близко фотограф подходит к огню, он должен быть одет в защитную одежду из негорючих материалов, обут в кожаные термостойкие берцы, голова его должна быть защищена каской от возможных падающих веток и деревьев (в случае работы на лесном пожаре), органы дыхания защищены от дыма. Не допускается термобелье из синтетических или смесовых тканей. Если свитер шерстяной, то он должен быть из чистой шерсти. И никакого флиса, полара, полиэстера, акрила.

Однако следует иметь в виду, что большое количество средств защиты на лице и голове фотографа, заметно снижают его возможности при фотосъемке. Защитные очки и большой респиратор могут мешать при работе с видоискателем в случае, если на фотоаппарате нет откидного монитора. Поэтому нередки случаи, когда фотограф работает на пожаре не в каске, а в бандане или в подшлемнике, органы дыхания защищены не силиконовым респиратором марки 3М со сменными патронами, а респиратором типа «лепесток» с клапаном выдоха и фильтрацией продуктов горения.

Изображение
Астраханская область, 2011 г. Автор фото Анна Баскакова. На фото Мария Васильева

Защита глаз вообще очень тонкий момент. Именно глаза у фотографа должны быть всегда открыты, это его рабочий инструмент, во время «прицела» в видоискатель глаза широко раскрыты и очень сильно слезятся от дыма, в них летит сажа, пыль, мелкие продукты горения. Но надетые на глаза защитные очки заметно снижают возможность хорошего обзора в видоискатель и построения композиции. Поэтому способы защиты органов дыхания и глаз – это всегда личный выбор фотографа. Нужно понимать эту тонкую грань: личная небрежность по отношению к защите себя на пожаре может привести к тому, что группа вместо тушения будет заниматься беспечным фотографом, получившим травму или надышавшимся дымом до потери сознания.

Как правило, защищая фототехнику от мощного теплового воздействия, фотограф не подходит к огню на такое расстояние, чтобы фотоаппарат мог плавиться или страдать от жара. Поэтому, обычно, рукам фотографа не нужна мощная защита от жара, он просто в силу стремления сохранить технику не подойдет к огню настолько близко, что начнет жечь руки. Обычно бывает как раз наоборот – нужна защита рук от холода, если тушение происходит в холодное время года. Руки очень мерзнут, поскольку движение пальцев при съемке происходит не активное, и они замерзают от недостатка кровообращения. Лучше всего стараться носить хлопковые нитяные перчатки, которые защищают руки от холода или все-таки слишком сильного воздействия тепла, а так же позволяют пальцам свободно двигаться, нажимая на мелкие кнопки фото- или видеотехники.

Защита самой фототехники от пыли, сажи, дыма – это личный выбор каждого владельца фотоаппарата. Лично я отношусь к этому вопросу без должного трепета, у меня фототехника не защищена никакими дополнительными чехлами. Лишь на объективе стоит защитный УФ-фильтр, предохраняющий стекло от царапин и сколов. Но всё всегда зависит от самой техники. Есть хрупкие и ранимые фотоаппараты, легко приходящие в негодность от повышенной влажности или от попавшей в мелкие детали пыли. Есть «монстры», неубиваемые и служащие верой и правдой много лет фотоаппараты, работающие и в сырости, и в холоде, и в жару и в дыму.

Так же, как и работающие непосредственно на тушении добровольцы, фотограф не должен находиться на пожаре один. При тушении лесных, травяных, тростниковых пожаров РТП «прикрепляет» фотографа к одной рабочей «двойке» или «тройке». Перемещаться между группами фотограф может только после согласования с руководителем тушения. Поэтому у фотографа, равно как и у остальных участников тушения, всегда должна быть при себе рация, а так же рабочий мобильный телефон с полностью заряженной батареей.

При тушении торфяных пожаров фотограф может более свободно перемещаться от группы к группе, которые тушат разные очаги в разных частях торфяного пожара. На торфяном пожаре изменение ситуации происходит не так быстро, однако, фотографу, так же как и остальным участникам тушения, нужно крайне осторожно ходить между деревьями на торфяном пожаре, опасаясь их внезапного падения, тщательно обходить торфяные прогары, чтобы не провалиться в очаг. И постоянно быть на связи с РТП и другими участниками тушения.

Дисциплина

Так же, как и любой другой участник тушения, фотограф подчиняется общим правилам дисциплины, принятым в группе. Руководит работой фотографа РТП, поскольку он отвечает за безопасность и сохранность всей группы. Даже если фотографа пригласили в добровольческую группу исключительно для фотосъемки и ничего, кроме фотосъемки от него не ждут и не требуют, следует всегда соблюдать просьбы и требования руководителя и не совершать никаких действий без его ведома. Прежде чем выйти из машины, отойти от группы на некоторое расстояние, переместиться между группами, - всегда нужно уведомить об этом руководителя. Если фотографа «прикрепили» к какой-то определенной рабочей «двойке» или «тройке», ему стоит не уходить далеко от работающих людей, быть в распоряжении старшего этой группы, а так же на связи с РТП. Если фотограф считает, что ему важно свободно перемещаться между работающими на пожаре группами, он, прежде всего, должен поставить в известность об этом РТП, а во время съемки и перемещений постоянно поддерживать с ним связь. Не стоит уходить далеко от работающих людей, важно, чтобы фотографа видели другие участники тушения, так же как и он должен видеть их. Согласованные действия всех участников тушения внутри группы – это залог безопасности и сохранности здоровья каждого.

Чем может быть полезен на пожаре фотограф

Фотограф – очень полезный на пожаре человек. Помимо съемки он может выполнять множество функций.

На травяных, тростниковых пожарах фотограф может носить на спине запасной РЛО с водой. Во-первых, это обеспечивает безопасность самого фотографа, который внезапно может оказаться в окружении огня. Во-вторых, это дает возможность человеку с ранцем в группе быстро пополнить запас воды, просто сменив свой пустой ранец на полный ранец фотографа.

Фотограф может носить с собой запас питьевой воды, которым при необходимости поделится с работающими на пожаре добровольцами.

Фотограф – это глаза рабочей группы. Часто бывает так, что, не увлеченный тушением пожара, не оглушенный шумом водоподающей техники, имеющий возможность более свободно перемещаться вдоль кромки или между группами, фотограф видит и оценивает ситуацию, и поэтому он всегда может, во-первых, подкорректировать работу самой «двойки», а во-вторых, дать грамотное описание ситуации РТП по рации. Не стоит пренебрегать мнением человека с фотоаппаратом. Нередко его замечания бывают полезны. При этом стоит помнить о том, что фотограф не может непосредственно распоряжаться действиями группы, он может просто передать информацию РТП или старшему.

Фотограф, работающий рядом с группой добровольцев, может быстро вытащить из огня упавшего человека, помочь ему подняться, оказать помощь. Если физические силы фотографа позволяют, он может, так же, быть и участником тушения. Иногда он просто затаптывает ботинками остающиеся за группой и не замеченные вовремя огоньки и возобновляющееся горение. Так же, фотограф может носить с собой тряпку и добивать такое горение захлестыванием.

Изображение
Астраханская область, 2012 г. Фотограф Игорь Подгорный на захлестывании

Нередки случаи, когда фотограф, берущий с собой запасной ранец с водой, использует эту воду непосредственно на добивание возобновления огня, если огонь невысок и не очень жаркий. По сути, фотограф может быть третьим или четвертым в рабочей группе. А особо крепкие фотографы иногда носят на спине воздуходувку и умудряются попеременно тушить и фотографировать, но это уже небезопасно для фототехники, да и защита головы и дыхания воздуходувщика подразумевает не очень удобное использование фотоаппарата, о чем говорилось выше.

Изображение
Смоленская область, 2014 г. Фото Ивана Бурова. Фотограф Мария Васильева с ранцем


Волгоградская область, 2011 г. фото Анны Баскаковой. Фотограф Игорь Подгорный с фотоаппаратом и воздуходувкой.

Изображение
Вологодская область, 2013 г. Фото Г.Куксина. Фотограф М.Васильева разворачивает линию на торфяном пожаре.

На торфяных пожарах фотограф так же может быть во многом полезен. Обычно, первое время после начала тушения, фотограф занят съемкой. Однако, процесс тушения торфяного пожара не так динамичен, как тушение лесного или травяного, довольно скоро количество одинаковых кадров превышает необходимое и фотограф может оказать помощь добровольцам.

Если на мотопомпе нет моториста, фотограф может по просьбе ствольщика заводить и выключать помпу, перекрывать и открывать воду на разветвлениях, приносить дополнительные рукава для линий, помогать разворачивать линии, помогать ствольщику справляться с тяжелым, наполненным водой рукавом, может перекапывать очаг, проверять качество тушения термощупом. При желании и необходимости, фотограф может сменить ствольщика на стволе.

Если рельеф не сложен, а торфяной пожар развивается на не очень большой площади и без сильного задымления, РТП может отправить фотографа на разведку, чтобы оценить площадь, обследовать другие территории, найти очаги и т.п. Но уходить фотограф должен не один, а со вторым человеком, и обязательно с рацией, заряженным телефоном, личной аптечкой и навигатором. И постоянно быть на связи с РТП и группой.

Перемещения фотографа в одиночку допустимы только на близкие расстояния в пределах видимости и слышимости.

Очень ценится фотограф, который умеет приготовить перекус или обед для работающей группы. Как правило, фотограф - наименее уставший на тушении пожара человек, ему не приходится носить тяжелое оборудование на спине, поэтому не стоит обижаться на просьбу РТП разбить лагерь, приготовить еду, организовать какой-то отдых остальным участникам.

Тема 3. Что снимать

Съемка пожара


Значение фотографий с пожаров на природных территориях переоценить сложно. Как правило, работа добровольческой группы на пожарах подразумевает выполнение многих задач. Тушение – не самая главная задача, хотя, несомненно, очень сложная, ответственная, важная и опасная.

Добровольцы, сколько бы их ни было, не могут своими силами потушить все пожары. К сожалению, масштабы проблемы таковы, что небольшое количество людей, как бы хорошо они ни были обучены, как бы много времени и сил ни посвящали тушению природных пожаров, не смогут справиться с ней. Важнейшая составляющая работы пожарных добровольцев – это донесение информации до общества. Именно поэтому наличие человека с фотоаппаратом на пожаре, особенно на проблемном пожаре, особенно на скрываемом и не признаваемом пожаре очень, очень важно и даже необходимо.

Вкратце цели фотофиксации на природных пожарах можно описать таким образом:

• Независимые свидетельства с мест пожаров. Информирование.

• Фиксация происходящего на пожаре. Не дать «замолчать» проблему наличия пожара, бездействия властей.

• Доказательная база в случае дальнейших юридических разбирательств.

• Стремление осветить проблему так, чтобы пожары тушили те, кто должен их тушить.

• Грамотное освещение работы добровольцев на пожарах. Создание положительной репутации пожарного добровольчества.

• Съемка для использования в блогах, соцсетях.

• Съемка для использования в СМИ.

В первую очередь фотограф должен снимать саму горящую территорию. Важно показать не только сам процесс горения, как таковой, а масштаб проблемы.

Угроза населенным пунктам, задымление городов, сел, дорог

Изображение
Вологодская область, 2013 г.

По возможности (соблюдая технику безопасности) попытаться снять площадь горения с какой-нибудь высокой точки.

Изображение
Ярославская область, 2012 г.

Если есть возможность – всегда стоит снять место пожара издалека, показать столб дыма, поднимающийся над лесом, над населенным пунктом, над дорогой. Очень важно показать задымленность дороги, которая приводит к автомобильным авариям. Попросите водителя автомобиля, на котором вы приближаетесь к месту пожара, остановиться в удобном месте, чтобы можно было сфотографировать пожар издалека.

Изображение
Иркутская область, 2015 г.

Изображение
Бурятия, 2015 г.

Хорошо, если удается снять задымление дороги с табличкой с названием населенного пункта.

На самом месте пожара обязательно сфотографировать что именно горит. Не просто деревья, а какой-то лесной массив, постараться показать его ценность: это красивый лес, или это небольшой лесной массив в степной или распаханной зоне. Важно показать рельеф, особенности территории, сложность тушения пожара в этом месте.

Изображение
Карелия, 2010 г.

Изображение
Приморье, 2015г.

Если горит торф, нужно стараться снимать как отдельные очаги, так и общий вид всей площади горения торфа, если она большая. Важно показать, что тление торфа распространяется широко, очаги есть там и тут. Показать толщину прогорания торфа, зимующие очаги.

Изображение
Бурятия , 2015 г.

Изображение
Тверская область, 2015 г.

То же самое с травяными и тростниковыми пожарам. Всегда нужно показать масштаб пожара – высокий столб дыма, длинная горящая кромка травяного пожара, высокий огонь в тростниках.

Изображение
Астраханская область, 2015 г.

Изображение
Московская область, 2014 г.

Так же важно показать и детали. Показать глубину очага, плотность торфяной залежи, захламленность горящего торфяника. Старые потухшие очаги прошлых лет и действующие прогары, горящие звериные норы. В горящем лесу показать горение лесной подстилки, показать какие горючие материалы поддерживают горение.

Изображение
Московская область, 2015г.
Изображение

Бывают случаи, когда к моменту прибытия добровольческой группы на пожар, там уже пытаются тушить местные жители. Конечно, фотографу нужно постараться сфотографировать это. Но не делать это нарочито, особенно пока не начали тушить пожар сами прибывшие добровольцы. Важно понимать, что местные жители часто напуганы, раздражены, сердиты на то, что никто не приезжает тушить угрожающий их жилью пожар, и могут поначалу агрессивно воспринять появление и самих добровольцев, и, тем более, человека с фотоаппаратом.

Изображение
Смоленская область, 2015 г.

Впрочем, местные жители гораздо чаще поджигают, чем тушат.

Изображение

Последствия пожаров в населенных пунктах

Изображение
Ярославская область, 2015 г.

При съемке в пострадавших от травяных палов населенных пунктах, необходимо согласовать с местными жителями возможность фотосъемки. Нужно быть вежливыми, внимательными. Часто, во избежание мародерства, вокруг сгоревших домов жители прячут колючую проволоку. Нельзя ничего трогать, перемещать предметы с места, при первом требовании прекратить съемку. Нужно помнить о том, что потерявшие имущество люди находятся в сложном психическом состоянии.

Конституцией РФ неприкосновенность информации регулируется статьями 23 и 24.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2.Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1.Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права.


Эмоционально очень действенны фотографии погибших в огне животных, сгоревших цветов (особенно первые весенние цветы, гибнущие в травяных палах), красивых могучих деревьев. Это очень тяжелые для самого фотографа моменты, тяжелые эмоционально и психологически, но нужно понимать, что, если мы не сможем донести до людей, которые часто просто не задумываются о воздействии огня на живую природу, эту болезненную эмоцию, мы не сможем убедительно объяснить, почему природные пожары – это плохо. Не все могут в такой непростой ситуации сделать выбор – снимать или не снимать погибшее животное. Это всегда остается личным выбором каждого человека.

Изображение
Липецкая область, 2010 г.
Изображение

Съемка тушения. Добровольцы

Всегда очень важно и нужно снимать тушение пожара кем бы то ни было. Конечно, вас, как фотографа, приглашают фотографировать именно добровольческую работу на пожаре.

Снимая работу добровольцев, опирайтесь, прежде всего, на понимание того, где и для чего потом будут использоваться фотографии. Если эта фотосъемка нужна только для того, чтобы было потом что вспомнить и о чем поболтать через несколько лет, то тогда, конечно, снимайте все подряд.

Но, как правило, даже если ваша группа не ставит перед собой задач распространять потом фотографии и видеоматериалы шире, чем личные аккаунты в соцсетях, нередко бывает, что при возникновении какой-то широкой огласки истории пожара, на котором вам довелось работать, многие СМИ могут обратиться к вам с просьбой использовать ваши фотографии. Поэтому, имея это ввиду, стоит снимать так, чтобы была возможность выбрать что-то из съемки для более широкой аудитории.

Следите за тем, чтобы все добровольцы при тушении были одеты в защитную одежду, соответствующую типу пожара, использовали СИЗ, соблюдали технику безопасности, грамотно использовали технику для тушения пожара. Помните о том, что если вы где-то случайно допустите публикацию легкомысленной фотографии или видеозаписи, это сильно повлияет на ухудшение репутации вашей группы и идеи добровольчества целом.

Изображение
Московская область, 2015г.

Изображение
Астраханская область, 2013 г.

Изображение
Смоленская область, 2013

Изображение
Карелия, 2014 г.

Изображение
Владимирская область, 2011 г.

Съемка тушения. Официальные лица

Если заранее известно, что на природном пожаре должны появиться официальные лица, представители МЧС, пожарных, лесничеств, лесопожарных служб и других структур, которые должны тушить такие пожары, руководителю группы добровольцев стоит распорядиться перемещениями фотографа так, чтобы к моменту появления вышеуказанных людей на пожаре, фотограф смог быстро подойти и начать съемку.

Изображение
Тверская область, 2011 г.

Статья 152.1 Гражданского Кодекса РФ. Охрана изображения гражданина

1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения
, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.



Нужно иметь ввиду, что несмотря на то, что нет никаких нормативов, запрещающих снимать официальных лиц, они очень неохотно позволяют себя фотографировать.

Нередки случаи, когда сотрудники МЧС отворачиваются от фотографа, стараясь, чтобы их лица не попали в кадр. Бывает, что они снимают с формы нашивку со своим именем. Настаивать на том, чтобы непременно их сфотографировать не стоит, важнее мирный конструктивный разговор, чем скандал из-за съемки.

Но что обязательно нужно снять – это всю пожарную технику на месте пожара. Обязательно пожарную машину с государственными номерами, с номером пожарной части и названием населенного пункта. Это всегда указано на двери каждой пожарной машины. И, совсем хорошо, если получилось снять не только саму машину на пожаре, но и пожарных рядом с ней, чины МЧС и представителей добровольцев, с которыми вы приехали. Нужно постараться сфотографировать общение представителей пожарных, МЧС или лесников с добровольческой группой. Это подтверждение того, что на пожар приезжали представители обеих сторон, что его видели.

Изображение
Ярославская область, 2015 г

Если пожар проблемный, не признаваемый официальными властями, если его стараются скрыть, а присутствие на нем добровольцев замолчать, то общение с представителями пожарных стоит записать на видео, если есть такая техническая возможность.

Так же стоит снять на фото присутствие на пожаре журналистов. В случае, если это представители канала или издания с сомнительной репутацией, их интервью с руководителем добровольческой группы так же стоит параллельно записать на видео. Это нужно для дальнейших доказательств искажения итогового материала каналом или изданием. Такие случаи не редки, к сожалению, и это нужно иметь ввиду.

Изображение
Тверская область, 2014г.

Обязательно снять работу пожарных на пожаре. При этом важно показать как грамотное тушение пожарными, так и бестолковое и бессмысленное. Так же нужно снять последствия тушения или его попытки.

Изображение
Тверская область, 2014 г.

Изображение
Иркутская область, 2015 г. Стволы без ствольщиков, бессмысленная потеря воды

Изображение
Тверская область, 2014 г.

Изображение
Бурятия, 2015 г. Неудачная попытка потушить торфяной пожар окапыванием

Изображение
Карелия, 2010 г. Пожарные привезли воду на лесной пожар

Обязательно сфотографировать совместную работу пожарных и добровольческой группы.

Изображение
Смоленская область, 2015 г.

Изображение
Ярославская область, 2012 г.

Съемка деталей. Знаки, таблички, показания, привязка к местности

Очень важны кадры, включающие в себя дополнительную информацию о происходящем. Это всевозможные знаки, таблички на местности. Названия населенных пунктов, границы охраняемых территорий, противопожарные аншлаги. Если пожар проблемный, не признаваемый, нелишним будет сделать фотографию с показаниями навигатора, с видимыми на мониторе координатами горящего очага.

Изображение
Ярославская область, 2012 г.

Изображение
Астраханская область, 2015 г.

Изображение
Астраханская область, 2012 г.

Изображение
Ямало-Ненецкий АО, 2012 г. Пустыня, образовавшаяся от частых пожаров

Показания приборов, термощупов. Стоит снимать показания щупов-термометров на торфяных пожарах. Нужно постараться сделать это так, чтобы в кадре был виден и очаг, и значение температуры. Правда, это получается не всегда.

Изображение
Ярославская область, 2012 г.

Изображение
Ярославская область, 2014 г.

И конечно, не забывайте о добровольцах. Снимайте не только работу, но и быт, портреты, отдых людей, работающих на пожаре. Старайтесь так же показать не только пожар, но и окружающую природу, то, что удалось сохранить и что хочется сохранить.

Полезные мелочи

• Не увлекайте серийной съемкой всего подряд. Впоследствии вам придется долго и мучительно отбирать лучшее и думать где хранить остальное.

• Имеет смысл снимать в RAW, если фотоаппарат это умеет.

• Каждый вечер всю съемку лучше сливать с карточки на жесткий диск.

• Оставляйте всю съемку на карточке. Пока карточка не заполнена, не удаляйте с неё файлы. Пусть они хранятся и на жестком диске, и на карточке, пока это возможно.

• Разбирайте съемку по возможности сразу. Чем больше копится неразобранных файлов, тем больше шанс, что вы никогда их не разберете.

• Запасные карточки и аккумуляторы всегда с собой.

• Выбрасывайте нерезкие кадры. Занимают много места.

• Не выбрасывайте нерезкие кадры. Иногда они бывают ценны с художественной точки зрения.

• Не ленитесь создать на жестком диске упорядоченную систему хранения съемки. Чем быстрее вы это сделаете, тем легче вам будет жить и работать с вашими фотоархивами.

• Настройте верную дату съемки в свойствах фотографии. Полезно для освежения собственной памяти и для доказательств в спорных случаях. В свойствах файлов хранится информация о дате съемки.

• Для иллюстрации конкретной истории используйте только те снимки, которые были сняты именно в этом месте, именно в этот день. Даже если это простая ветка сгоревшего дерева – все равно, используйте этот кадр для иллюстрации истори именно того пожара, в котором это дерево сгорело и о котором вы пишете или информируете общество.

• Съемка для внешнего использования:

● Отдавайте кадры, хорошие с точки зрения техники выполнения фотографии.

● Добровольцы соблюдают ТБ, техника тушения пожара грамотна и адкеватна

• Съемка для внутреннего использования:

● Хорошие кадры про добровольцев

● Технические кадры для дальнейшего разбора ситуаций

● Учебные кадры

• Бракованные кадры: выбросьте и никому не показывайте.

• Использование съемки:

● Не избегайте съемки смартфоном, особенно в местах, где действует сеть интернет. Возможность быстрой отправки изображения может вас очень выручить.

● В сложных, спорных и скандальных ситуациях старайтесь

отправить фотографии «на большую землю» как можно быстрее.

● Продумайте возможность быстрой смены карточк в фотоаппарате в сложных и спорных ситуациях.

● Помните о репутационных рисках. Отслеживайте, какие

снимки уходят из ваших рук в СМИ и интернет.

• Съемка видео:

● Правила композиции справедливы и для видео

● Не снимайте короткие ролики. Из них потом сложно смонтировать внятный ролик

● Не снимайте длинные ролики. Очень неудобно выбирать нужные части для монтажа. Оптимальная длительность видеоролика 10-20 секунд.

● Не мечитесь видеокамерой «туда-сюда» во время съемки. Это усложняет возможность выбора нужных частей видеозаписи для монтажа.

● Проводка камерой медленная. Некоторые камеры плохо справляются с записью движения, поэтому часто получаются рваные края на движущихся объектах.

● Избегайте функции «приблизить-удалить» во время съемки

● Не пыхтите и не хлюпайте носом.

● Не болтайте и не хихикайте. Закадровые комментарии оператора кажутся уместными только в момент съемки. При монтаже отчаянно не знаешь что с ними делать

● Учитывайте ветер. Если нет внешнего микрофона, старайтесь встать так, чтобы ветер не дул в встроенный микрофон камеры.

● Используйте внешний микрофон, если есть такая возможность

● Учитесь держать руки неподвижно.

Изображение


В лекции использовались фотографии Марии Васильевой, Ивана Бурова, Анны Баскаковой и Григория Куксина, а так же иллюстрации, взятые из открытых источников в сети интернет.




Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 фев 2016, 13:04 

Сообщения: 2362

Некоторые фотки годятся для студентов "как не надо "отжиги" делать".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 фев 2016, 13:06 

Сообщения: 2362

А одну фотку можно назвать " как сделать сельхозпал, обвинив в этом лесников"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 фев 2016, 15:55 

Сообщения: 54

Замечательный материал, с которым нужно ознакомиться всем тем, кто осуществляет съемки природных пожаров. В открытом доступе есть масса неплохих фото и видеоматериалов, но увы, некоторые из них, причём как правило уникальные, испорченны непрофессиональными действиями фотографа (оператора).
При съемке видеоматериалов я бы настоятельно рекомендовал использовать штатив (есть лёгкие версии), так как тряска изображения, как бы мы не старались держать камеру двумя руками, обязательно будет. А тряска изображения в профессиональном кино считается браком. Разумеется, фильмы о пожарах - это документальное творчество, которое многое прощает, но надо стремится к эталонам, а не упрощению. Профессиональный материал - это всегда есть оказание уважения Автора к зрителю и уважение зрителя к труду Автора.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 фев 2016, 18:18 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 19
Откуда: Москва, Питер

М.А. Воронов писал(а):
Замечательный материал, с которым нужно ознакомиться всем тем, кто осуществляет съемки природных пожаров. В открытом доступе есть масса неплохих фото и видеоматериалов, но увы, некоторые из них, причём как правило уникальные, испорченны непрофессиональными действиями фотографа (оператора).
При съемке видеоматериалов я бы настоятельно рекомендовал использовать штатив (есть лёгкие версии), так как тряска изображения, как бы мы не старались держать камеру двумя руками, обязательно будет. А тряска изображения в профессиональном кино считается браком. Разумеется, фильмы о пожарах - это документальное творчество, которое многое прощает, но надо стремится к эталонам, а не упрощению. Профессиональный материал - это всегда есть оказание уважения Автора к зрителю и уважение зрителя к труду Автора.

Михаил, спасибо за столь лестную оценку моей работы. Честно говоря, не знаю что сложнее - снимать на пожарах или такие лекции писать :)
Что касается работы со штативом. Да, Вы совершенно правы. Видеоизображение должно быть стабильным, без тряски. И те видеооператоры, которые снимали нашу работу, именно так это и делали - со штатива. Но у меня в целом гораздо больще задач и перемещений в работе на пожаре, чем у них. Штатив мне мешает, и дело не в тяжести - я довольно грузоподъемна, - а в том, что он занимает руки, время и внимание. Кроме того, при быстрых перемещениях вдоль кромки я просто не успеваю его установить и выстроить кадр. Пока вожусь, группа уже сместилась. Профессиональные видеооператоры используют "дальнобойную" оптику, да и вообще у хороших видеокамер больше возможностей для плавной проводки вслед за движущимся объектом. А штативы у них, хотя и тяжелые, тоже обладают умением плаавно поворачивать площадку с камерой. Они могут снимать издалека. А на кромке, кстати, все равно снимают с рук. Так они могут быстрее уйти от огня, если вдруг пыхнет.
Мне же приходится носиться как сайгаку. Часто с ранцем. Плюс рация. А рук только две почему-то, не удалось пока что третью отрастить :)
Монопод тоже пыталась использовать - полная ерунда. Мешает, я его вечно забываю.
Кроме того, штативов которые могли бы позволить установить камеру максимально близко к земле для съемки с нижней точки, я не видела. Так что частенько снимаю лежа, с рук.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 фев 2016, 22:39 

Сообщения: 1034
Откуда: Подмосковье

Есть еще вот такие штуковины вместо штативов:
https://www.youtube.com/watch?v=Yrxilvw25sM
Но дорогие, пока еще...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 фев 2016, 01:37 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 19
Откуда: Москва, Питер

EugeneF писал(а):
Есть еще вот такие штуковины вместо штативов:
https://www.youtube.com/watch?v=Yrxilvw25sM
Но дорогие, пока еще...

да, штука полезная. Но увы... :(


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 фев 2016, 16:08 
Аватара пользователя

Сообщения: 113

Мария! Месяц назад искал материал, как фотографировать лесные пожары, и, вот чудо! Вы как раз в точку) Еще бы пару секретов про съемку с Ан-2 или другого воздушного судна...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 фев 2016, 17:27 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 19
Откуда: Москва, Питер

Letchik писал(а):
Мария! Месяц назад искал материал, как фотографировать лесные пожары, и, вот чудо! Вы как раз в точку) Еще бы пару секретов про съемку с Ан-2 или другого воздушного судна...


Вот если Вы поделитесь секретом как попасть в такой самолет и оказаться в нем над пожаром - я, пожалуй, набью руку в этом и поделюсь. А то все больше пассажирские самолеты на высоте 11 км в моем распоряжении :)
А если серьезно - все то же самое. Просто помните о том, что кадр делает композиция. Нужно чуть больше внимания включать при взгляде в видоискатель :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 00:41 

Сообщения: 1034
Откуда: Подмосковье

Там могут быть проблемы с вибрацией. Особенно на вертолете, где вибрация просто аццкая. Как следствие - необходимость применения оптической стабилизации и маленьких времен экспозиции. И возможно, еще не каждый стабилизатор справится.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 фев 2016, 06:50 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 19
Откуда: Москва, Питер

EugeneF писал(а):
Там могут быть проблемы с вибрацией. Особенно на вертолете, где вибрация просто аццкая. Как следствие - необходимость применения оптической стабилизации и маленьких времен экспозиции. И возможно, еще не каждый стабилизатор справится.

На маленьких самолетах и вертолетах не летала, поэтому даже приблизительно не могу представить что там с вибрацией творится. Поверю, что аццкая :)
Но я, как человек совершенно не технический и малобюджетный, привыкла исходить из того, что есть. Если мне доведется попасть в вертолет, то ничего кроме того, что у меня уже есть из техического вооружения, не будет. А это просто фотоаппарат и просто объектив.
Так что, если вдруг взлечу в аццкой вибрации, буду просто приноравливаться. Руки держать, не дышать, не хлюпать и гасить шевеленку короткой выдержкой.
Ну или отложу фотоаппарат в сторону и буду просто смотреть. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 00:46 

Сообщения: 1034
Откуда: Подмосковье

Мария Васильева писал(а):
Руки держать, не дышать, не хлюпать и гасить шевеленку короткой выдержкой.
Еще в дополнение к этому можно включить режим серийной съемки. Тогда из нескольких фотографий можно будет потом отобрать одну-две наиболее качественные.
http://www.panoramio.com/photo_explorer ... er=2315186


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 08:45 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 19
Откуда: Москва, Питер

EugeneF писал(а):
Мария Васильева писал(а):
Руки держать, не дышать, не хлюпать и гасить шевеленку короткой выдержкой.
Еще в дополнение к этому можно включить режим серийной съемки. Тогда из нескольких фотографий можно будет потом отобрать одну-две наиболее качественные.
http://www.panoramio.com/photo_explorer ... er=2315186

да, можно попробовать. Но мне пока не грозит летать над пожарами на самолетах :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 11:06 

Сообщения: 54

Съёмка из Ан-2 представляется весьма проблематичной из-за грязных окон пассажирского салона. Это увы, не стекло, а плекс. Продукты сгорания топлива попадают на иллюминаторы и увы, с годами приводят к их замутнению. Плюс царапины. Идеальная съёмка- через открытую форточку второго пилота. Правда если снимать вперёд-будет мешать винт. Поэтому идеальный угол - 45 градусов.
Для съемки из салона Ан-2 (если нет других вариантов) необходимо перед полётом зайти в салон, наметить удобные для съёмки иллюминаторы слева и справа по полёту, потом выйти на улицу и с помощью принесённых обычных моющих средств (губка с порошком или гелем) постараться привести стёкла в просветленное состояние. Далее- полить стёкла водой из бутылки и протереть насухо. Весь этот набор придётся принести с собой.
При полётах на Ан-2 следует помнить, что чем ближе вы сидите к хвосту, тем больше вас будет укачивать. Правда это происходит не всегда, зачастую полёт проходит вполне спокойно. Тем не менее, если нет опыта полётов на Ан-2, а тем более летите в первый раз, всегда в полёт берите несколько пакетов, хотя бы один носовой платок и бутылку воды. Так же перед вылетом не помешает принять таблетку от укачивания. Это позволит вам минимизировать неприятности, которые могут произойти в полёте с вашим желудком. Так же перед вылетом, хотя бы за пару часов, не желателен приём пищи. Я часто был свидетелем, когда лихой фотокор впрыгивал в самолёт, а через пол-часа полёта совершенно беспомощным и в полубессознательном состоянии сидел в углу. Увы, самолёт не вертолёт, посадку произвести где угодно не может, поэтому следующие часы полёта были для таких людей пыткой. Следует понимать, что это индивидуальные особенности каждого человека, поэтому бывает что одни переносят полёт на Ан-2 очень болезненно, другими ощущается небольшой дискомфорт, а третья категория людей чувствует себя великолепно и мирно подрёмывает весь полёт в хвосте самолёта. Тут увы, пока не пролетишь, не узнаешь свои возможности.
О режимах съёмки. Любой полёт на малых высотах предполагает быстрое перемещение наземных объектов и болтанку. Поэтому фотосъёмка должна вестись на спортивных режимах или частоте съёмки для плёночных фотоаппаратов от 1/125 и выше.
Вертолёты как правило имеют форточки, поэтому съёмка с них трудностей не представляет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 14:42 
Аватара пользователя

Сообщения: 113

Фотографируя с места второго пилота, кадр портится областью винта, который смазывается. Крайне редко получается выловить правильную композицию.
Изображение
Изображение
Фоткал на мыльницу цифровую


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 15:08 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 19
Откуда: Москва, Питер

М.А. Воронов писал(а):
Съёмка из Ан-2 представляется весьма проблематичной из-за грязных окон пассажирского салона. Это увы, не стекло, а плекс. Продукты сгорания топлива попадают на иллюминаторы и увы, с годами приводят к их замутнению. Плюс царапины. Идеальная съёмка- через открытую форточку второго пилота. Правда если снимать вперёд-будет мешать винт. Поэтому идеальный угол - 45 градусов.
Для съемки из салона Ан-2 (если нет других вариантов) необходимо перед полётом зайти в салон, наметить удобные для съёмки иллюминаторы слева и справа по полёту, потом выйти на улицу и с помощью принесённых обычных моющих средств (губка с порошком или гелем) постараться привести стёкла в просветленное состояние. Далее- полить стёкла водой из бутылки и протереть насухо. Весь этот набор придётся принести с собой.
При полётах на Ан-2 следует помнить, что чем ближе вы сидите к хвосту, тем больше вас будет укачивать. Правда это происходит не всегда, зачастую полёт проходит вполне спокойно. Тем не менее, если нет опыта полётов на Ан-2, а тем более летите в первый раз, всегда в полёт берите несколько пакетов, хотя бы один носовой платок и бутылку воды. Так же перед вылетом не помешает принять таблетку от укачивания. Это позволит вам минимизировать неприятности, которые могут произойти в полёте с вашим желудком. Так же перед вылетом, хотя бы за пару часов, не желателен приём пищи. Я часто был свидетелем, когда лихой фотокор впрыгивал в самолёт, а через пол-часа полёта совершенно беспомощным и в полубессознательном состоянии сидел в углу. Увы, самолёт не вертолёт, посадку произвести где угодно не может, поэтому следующие часы полёта были для таких людей пыткой. Следует понимать, что это индивидуальные особенности каждого человека, поэтому бывает что одни переносят полёт на Ан-2 очень болезненно, другими ощущается небольшой дискомфорт, а третья категория людей чувствует себя великолепно и мирно подрёмывает весь полёт в хвосте самолёта. Тут увы, пока не пролетишь, не узнаешь свои возможности.
О режимах съёмки. Любой полёт на малых высотах предполагает быстрое перемещение наземных объектов и болтанку. Поэтому фотосъёмка должна вестись на спортивных режимах или частоте съёмки для плёночных фотоаппаратов от 1/125 и выше.
Вертолёты как правило имеют форточки, поэтому съёмка с них трудностей не представляет.

Спасибо за подробности!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 15:09 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 19
Откуда: Москва, Питер

Letchik писал(а):
Фотографируя с места второго пилота, кадр портится областью винта, который смазывается. Крайне редко получается выловить правильную композицию.
Изображение
Изображение
Фоткал на мыльницу цифровую

Дело вкуса, конечно, но на мой взгляд, смазанный винт не только не портит фотографию, но придает большую достоверность. Понятно, что снимать с самолета или вертолета сложно, так что я бы не стала сокрушаться по поводу пятна от винта


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 15:36 

Сообщения: 54

Да, фото могут получиться замечательными, всё зависит от режимов съёмки, цветового решения, композиции. Ну и везения с погодой, наличия самолёта и разрешения посидеть в кабине экипажа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 фев 2016, 16:07 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 19
Откуда: Москва, Питер

осталось найти вертолет и экипаж :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 

Текущее время: 22 сен 2018, 11:02


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100