Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37634
Приказом Минприроды России от 8 октября 2015 года в Правила тушения лесных пожаров внесены изменения, позволяющие не тушить пожары в удаленных труднодоступных лесах, если эти пожары не угрожают населенным пунктам или объектам экономики. Приказ официально опубликован 3 ноября и вступит в силу 14 ноября 2015 года.
Приказом вводятся так называемые "зоны контроля лесных пожаров", устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ (на землях лесного фонда) в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях. В этих зонах комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в субъектах РФ получают право принимать решения о прекращении или приостановке работ по тушению пожаров, если они не представляют угрозы населенным пунктам и объектам экономики, и если прогнозируемые затраты на их тушение превышают прогнозируемый вред, который может быть ими причинен.
Фактически этот приказ легализует уже сложившуюся практику нетушения лесных пожаров в удаленных и труднодоступных лесах из-за отсутствия денег, людей и техники. Но поскольку эта сложившаяся практика официально правительством не признается, ее легализация может привести к ухудшению общей ситуации с охраной лесов от огня. Правительство может предполагать (или делать вид, что предполагает), что отказ от тушения далеких лесных пожаров позволит сэкономить значительные средства и направить их на тушение пожаров, угрожающих населенным пунктам и освоенным лесам, и потому не предпринимать мер по поиску дополнительных денег, которых сейчас остро не хватает. В реальности этот приказ никакой экономии не даст, поскольку пожары в удаленных и труднодоступных лесах и сейчас практически никто не тушит (чаще всего органы управления лесами просто скрывают эти пожары от официального учета).
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37634
Как попытка сконцентировать силы на том, что реально можно потушить в условиях нищеты - да, решение правильное, вынужденное и практически неизбежное. Это даже не какое-то новое решение, а признание того, что и так фактически есть.
Важно только понимать, что отказ от тушения пожаров в далеких лесах связан не с тем, что их вообще не нужно тушить, а с кромешной нищетой и разрухой в лесном хозяйстве. И по мере выхода из этой нищеты и разрухи (надеюсь, что в ближайшие два-три десятителия экономическая ситуация в лесном хозяйстве начнет налаживаться) к тушению пожаров в далеких и малодоступных лесах придется возвращаться.
И еще важно понимать, что даже самые далекие от населенных пунктов пожары могут представлять им серьезную угрозу. Во-первых, дым от катастрофических пожаров легко распространяется на многие сотни километров - а именно дым является главным поражающим людей фактором лесных и лесоторфяных пожаров, и от него гибнет в сотни раз больше людей, чем непосредственно от огня. Во-вторых, крупные пожары, особенно в условиях аномальной жары и сухости, могут распространяться по лесам на много десятков километров - поэтому даже пожар, который на начальном этапе развития кажется далеким и неопасным, в конце концов может выйти к людям.
Поэтому решение это, на мой взгляд, весьма неоднозначное. Практически у Минприроды и Рослесхоза не было иного выхода, кроме как вносить такие правки в Правила тушения лесных пожаров; но это не значит, что эти правки не наделают бед в реальной жизни. Могут наделать, особенно если будут восприниматься как способ что-то сэкономить и перераспределить в пользу борьбы с другими пожарами.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37634
Не только в Сибири.
МЧС в целом, на мой взгляд - слишком дорогая игрушка, чтобы после нее много оставалось другим ведомствам на реальную охрану природных территорий от пожаров, и слишком неэффективная, чтобы заменить собой исчезающих специалистов.
Пока у нас такое МЧС с таким министром, и пока именно они (МЧС и его министр) отвечают за выработку и реализацию госполитики в области защиты населения и территорий от ЧС - гореть будем каждый год. Практически МЧС - гарант ежегодного повторения пожарных катастроф на природных территориях России.
Свежий пример.
В Вологде собираются строить Центр управления кризисными ситуациями; в проект, по данным областной администрации, "должно быть вложено более 360 млн. рублей" (ссылка).
По данным ЕМИСС, суммарные расходы на охрану лесов от пожаров в Вологодской области за четыре года (с 2011 по 2014 г.г. включительно) составили 361 миллион рублей.
То есть на строительство регионального ЦУКСа - вместилища для бюрократической структуры явно не первой необходимости - планируется потратить столько же, сколько потратили в этом же регионе (крупном лесном регионе - третьем в стране по объемам заготовки древесины) на всю охрану лесов от пожаров за четыре года. При том, что в Вологодской области уже есть мощный центр МЧС ("Вытегра"), да и само ГУ МЧС по Вологодской области не в сарайчике ютится.
Дак ить без ЧС нет МЧС. Чем больше будет МЧС тем больше будут и ЧС...Так как-то... Эти бы деньги на организацию новых пожарных частей, особенно специализированных, а этих фрегатэн-капитанов мучесовских заставить работать, а не в телевизоре мелькать и права качать...
МЧС в целом, на мой взгляд - слишком дорогая игрушка, чтобы после нее много оставалось другим ведомствам на реальную охрану природных территорий от пожаров, и слишком неэффективная, чтобы заменить собой исчезающих специалистов.
Пока у нас такое МЧС с таким министром, и пока именно они (МЧС и его министр) отвечают за выработку и реализацию госполитики в области защиты населения и территорий от ЧС - гореть будем каждый год. Практически МЧС - гарант ежегодного повторения пожарных катастроф на природных территориях России.
Свежий пример.
В Вологде собираются строить Центр управления кризисными ситуациями; в проект, по данным областной администрации, "должно быть вложено более 360 млн. рублей" (ссылка).
По данным ЕМИСС, суммарные расходы на охрану лесов от пожаров в Вологодской области за четыре года (с 2011 по 2014 г.г. включительно) составили 361 миллион рублей.
То есть на строительство регионального ЦУКСа - вместилища для бюрократической структуры явно не первой необходимости - планируется потратить столько же, сколько потратили в этом же регионе (крупном лесном регионе - третьем в стране по объемам заготовки древесины) на всю охрану лесов от пожаров за четыре года. При том, что в Вологодской области уже есть мощный центр МЧС ("Вытегра"), да и само ГУ МЧС по Вологодской области не в сарайчике ютится.
А что тогда есть ФГБУ НЦУКС "ВОЛОГДА"? В сводках на них всегда ссылаются как на источник информации о термоточках.
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис
Сообщения: 37634
А это и есть зона, по которой можно принимать решение о нетушении лесного пожара. Она ничем, кроме этих изменений в Правила тушения лесных пожаров, не предусматривается (по крайней мере, пока).