Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Охрана лесов » Лесные и торфяные пожары
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 00:03 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29064

МЧС полностью провалило борьбу с торфяными пожарами в Республике Бурятия в зоне своей ответственности. Из-за его бездействия в Кабанском районе развилась крупномасштабная чрезвычайная ситуация, торфяные пожары охватили площадь около тысячи гектаров, и теперь справиться с ними не получится до весны. Задымление, вызываемое торфяными пожарами, создает угрозу жизни и здоровью населения жителей Кабанского района, а также безопасности на автомобильных и железных дорогах. Торфяники горят в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в границах объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО "Озеро Байкал".

Многочисленные торфяные пожары действуют в Кабанском районе в дельте реки Селенги в окрестностях населенных пунктов Кабанск, Посольское, Каменск, Большое Колесово, Закалтус - на расстоянии от трех до двадцати пяти километров от побережья Байкала, и примерно в семидесяти километрах от столицы республики города Улан-Удэ. Причина пожаров - массовое весеннее выжигание сухой травы без соблюдения каких бы то ни было мер пожарной безопасности, как хулиганское, так и, по всей видимости, псевдо-контролируемое. Часть пожаров, судя по свидетельствам очевидцев, действует уже второй год - в 2014 году торфяные пожары в дельте Селенги также охватили большую площадь, не были признаны и потушены, и ушли в зиму. Горят глубокозалежные осушенные торфяники, поэтому большинство очагов, скорее всего, переживет осенние дожди и зиму, и сохранится до следующего пожароопасного сезона. Весной и летом эти пожары, если не будут потушены, станут запалами сначала для новых крупномасштабных травяных палов на осушенных торфяниках, а потом и для лесных пожаров.

Схема расположения торфяных пожаров, действующих в дельте Селенги в Кабанском районе Республики Бурятия вблизи озера Байкал (пожары обозначены красными точками, Байкал - синей линией):

Изображение

Ответственность за тушение подавляющего большинства этих торфяных пожаров лежит на МЧС России. Основная часть очагов торфяных пожаров располагается на землях сельскохозяйственного назначения, преимущественно безлесных. Согласно федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организация тушения пожаров, за исключением лесных и некоторых других (не имеющих отношения к природным территориям), относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Соглашением между МЧС России и Правительством Республики Бурятия эти полномочия переданы МЧС. Финансироваться тушение пожаров должно за счет бюджета Республики Бурятия, но организовать его тушение должно именно МЧС России силами Государственной противопожарной службы. Это соглашение утверждено распоряжением Правительства РФ от 11 апреля 2011 года № 608-р.

Очевидно, что для своевременного тушения торфяных пожаров (весной, сразу после сезона массовых травяных палов) у руководства ГУ МЧС по Республике Бурятия не хватило знаний и умения - в чрезвычайном министерстве практически нет специалистов, способных организовать эффективную борьбу с торфяными пожарами. Но даже на поздней стадии МЧС могло бы справиться с огнем, если бы добросовестно выполняло возложенные на него полномочия. Напомним: в период недавней байкальской лесопожарной катастрофы МЧС направило на тушение лесных пожаров пятьдесят тысяч человек - но до самих пожаров эти люди, за редчайшими исключениями, так и не добрались. В принципе их вполне хватило бы, даже если бы у них не было ничего, кроме лопат и ведер, для того, чтобы затушить хотя бы самые простые очаги (пятьдесят тысяч даже ничему не обученных и плохо экипированных людей на тысячу гектаров тлеющего торфа - это вполне приличная сила); но они не сделали даже этого. История с торфяными пожарами в дельте Селенги показывает, что от МЧС в борьбе с пожарами на природных территориях нет практически никакого толку - не только на тушении лесных пожаров, за борьбу с которыми отвечают органы управления лесами, но и на тушении торфяных пожаров вне лесов, за борьбу с которыми отвечает уже само МЧС. Эта история в очередной раз подтверждает очень простой вывод (для специалистов, впрочем, и без того очевидный):

при таком МЧС России, как сейчас, наши природные территории, особенно вне земель лесного фонда, обречены на частые катастрофические пожары, угрожающие жизни и здоровью людей.

Вряд ли это можно исправить, пока Государственная противопожарная служба остается в ведении МЧС России. Очевидно, что одной из главных стратегических ошибок, приведших к регулярным пожарным катастрофам последних лет, стал указ Президента РФ от 9 ноября 2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", которым Государственная противопожарная служба была передана из ведения МВД в ведение МЧС. Эта передача привела к переориентации противопожарной службы на показуху и очковтирательство, улучшение пожарной статистики за счет отказа от учета ряда категорий пожаров и их последствий, и в результате к изрядной утрате дееспособности. Очевидно, что первым шагом к восстановлению дееспособности Государственной противопожарной службы должно стать ее полное отделение от МЧС; а само МЧС, очевидно, нуждается в коренной перестройке - фактически его центральный аппарат необходимо разогнать и создать заново. Если этого не сделать до следующего года - официальная пожарная статистика продолжит улучшаться, но гореть наша страна будет еще сильнее.

17-20 сентября 2015 года противопожарная группа Гринпис России из пяти человек детально обследовала горящие торфяники в Кабанском районе, составила карту очагов тления торфа, посчитала площадь, помогла местным специалистам и добровольцам организовать срочные работы по тушению и спланировать необходимые действия на зиму и весну. Подробнее об этой работе на Лесном форуме будет написано дополнительно; сейчас все материалы, кроме тех, которые требуют дополнительной обработки, переданы местным специалистам. Кроме того, Гринпис подготовил для Генеральной прокуратуры материалы, свидетельствующие о бездействии должностных лиц ГУ МЧС по Республике Бурятия в ситуации с торфяными пожарами в Кабанском районе - информация о развитии этой истории также будет размещена на Лесном форуме позднее.

Сотрудники Гринпис дважды обращались в ГУ МЧС по Республике Бурятия и в ЦУКС по Республике Бурятия с просьбой о помощи в тушении торфяных пожаров, сообщали о работающих на тушении пожаров добровольцах, разъясняли, в чьей зоне ответственности находятся горящие торфяники. Однако, пожарные на торфяники так и не приехали, сославшись на отсутствие бензина.

Особо отметим, что отдельные очаги торфяных пожаров действуют и на землях лесного фонда - в частности, в квартале 281 Степнодворецкого участкового лесничества. Они невелики по сравнению с торфяными пожарами на землях сельхозназначения и иных категорий, но все-таки действуют до сих пор, и частично именно в лесах. В связи с этим представляются весьма странными сообщения органов управлени лесами и многочисленных СМИ, что 21 сентября 2015 года все лесные пожары в Бурятии были ликвидированы (ссылка).

Вот так выглядят сейчас некоторые очаги торфяных пожаров сверху (съемку с воздуха проводили Эдуард Батоцыренов и Евгений Грин). Поскольку незадолго до съемки прошли дожди, а всего за предшествующую неделю выпало около двенадцати миллиметров осдков, задымление сейчас не очень сильное:












Фотографии торфяных пожаров в Кабанском районе Бурятии с земли (автор - Мария Васильева):





































Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 13:14 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29064

Важный момент: то, что МЧС не приняло должных мер по ликвидации крупномасштабной ЧС с торфяными пожарами вне земель лесного фонда в Кабанском районе Республике Бурятия, не является результатом искажения и сокрития сведений об этих пожарах сотрудниками низовых звеньев министерства и подведомственных организаций. Скорее всего, решение ничего не делать было принято на самом верхнем уровне.

9 сентября ГУ МЧС по Республике Бурятия сообщило об авиаоблете горящих районов министром МЧС Пучковым и главой Бурятии Наговицыным на самолете Бе-200. Вот что, в частности, говорится в этом сообщении (ссылка):

"Владимир Пучков, вместе с главой Бурятии Вячеславом Наговицыным на самолете-амфибии Бе-200 совершил облет Кабанского, Баргузинского и Прибайкальского районов, на территории которых складывалась наиболее сложная лесопожарная обстановка".

Не заметить огромный массив горящих торфяников с воздуха практически невозможно, поэтому министр Пучков наверняка был осведомлен об этой чрезвычайной ситуации (если нет - то все его облеты можно считить бессмысленным расходованием средств). Остается предположить, что он (министр) был в курсе, и сознательно решил не исполнять возложенные на его министерство полномочия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 14:37 

Сообщения: 1918

А все эти облёты территорий с присутствием толстопузых на борту являются бессмысленным расходыванием денежных средстсв. Вы эти деньги дайте авиабазе (для облета с летнабом на борту) толку будет в 100 раз больше...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 15:12 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29064

Вот еще статья примерно на эту же тему:

Иркутский фермер заявил о бессмысленности привлечения МЧС для тушения лесных пожаров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 сен 2015, 19:56 

Сообщения: 179

ммммммммда!!!!!!!
если крупные чины из Мужики Чё Случилось почитают данный пост, то очевидно много док-ов, соглашений и т.п., будут пересмотрены или расторгнуты с их стороны во многих субъектах. данное обстоятельство особо не ухудшит обстановку, но вот селектора в следующем ПОС будут исключительно "интересны"!!!!!!!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 сен 2015, 05:33 

Сообщения: 113
Откуда: оттуда

Не может быть! Мэчесэ не виновато! Это все вы со своими добровольцами не давали им работать вон сколько вас там на фото, и не протолкнёшся, где чесным людям то работать? Да и где самому главному 3.14...болу свой бееее200 то посадить, что бы поработать? Вот вот негде, вот и летает бедный как неприкаянный в небе....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 сен 2015, 14:54 

Сообщения: 1384

Облет на Бе-200 - это какое-то новое слово в тактике...
А водоисточники около пожаров есть? Судя по данным с воздуха, ни озер, ни прудов рядом с огнем особо не просматривается.
Тем не менее, добровольцы воду где-то нашли.

По поводу специалистов по тушению торфа в местном главке - а когда у них последний раз горел торф и когда его последний раз пытались тушить? Может, в этом дело, предмет-то достаточно специфичный.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 сен 2015, 15:03 

Сообщения: 301

«Иркутский фермер заявил о бессмысленности привлечения МЧС для тушения лесных пожаров….
В ближайшее время в регионе начнется подготовка к новому пожароопасному сезону и лесовосстановлению, для этого уже подготовлено несколько миллионов саженцев» - Валерия Батутите, «МК Иркутск».
Идет пpавление в колхозе, выступает пpедседатель: - В пpошлом году мы посадили 5 гектаpов конопли и ее всю съели долгоносики! Hепpодолжительная пауза... - В этом году мы посадили 10 гектаpов конопли, но ее опять поели долгоносики! Hепpодолжительная пауза... - В следующем году мы посадим 40 гектаpов ! Пускай подавятся х#&вы долгоносики!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 сен 2015, 15:36 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 226

Отчет (много текста) по итогам поездки на горящие торфяники в Кабанском районе. Если будут комментарии, вопросы - пишите. Такие обширные и сложные торфяники с столь запущенной ситуацией даже мы видим очень редко.

Отчет сопровождается картой с нанесенными очагами, отмеченными местами возможного удержания воды и установки пожарной техники, на карте стоят местки с номерами фотографий (фото этих очагов с воздуха, как правило, с высоты 300м).
Карту можно скачать тут: https://yadi.sk/i/K-v-HnjUjCojE (Карта подготовлена Н.Максимовой) Интерактивная карта на Гугл-планета Земля тут (можно посмотреть фото очагов, места плотин, скачать видео с полетов, кликнув на символ самолетика): https://www.google.com/maps/d/embed?mid ... ZL-OWjoJfQ
Фотографии очагов находятся здесь: https://fotki.yandex.ru/users/tal-natal ... 19837/?p=1 съемку очагов с воздуха проводили Эдуард Батоцыренов (БНЦ СО РАН) и Евгений Грин.

В настоящий момент в Кабанском районе горит по разным оценкам от 300 до 1000 га торфа (точнее сказать сложно, т.к. нет единого подхода к учету площади тления). Горение многоочаговое (около 250 отдельных очагов и крупных групп очагов). Очаги расположены на общей площади примерно 200 км.кв.)
Многоочговое тление торфа происходит преимущественно в пределах Кабанской осушительно-оросительной системы, хотя отдельные очаги расположены и вне осушенной части.Приток воды в систему осуществляется через гидротехнические сооружения на р.Кабанья, а также через несколько спрямленных ручьев и речек. Сброс воды происходит, прежде всего, через нижний магистральный канал в озеро Байкал. ГТС в системе (кроме впуска воды из Кабаньей) практически не функционируют. Кабанская ООС представляет собой сушенное низинное пойменное болото с залежами низинного торфа от 0.5 до 3 метров (возможно, есть и более глубокие участки). На разных участках растительный состав, зольность и степень разложения торфа отличаются, но в среднем высокозольный торф со средней степенью разложения. Глубина очагов в среднем от 70 см до 1.5м. Температура на поверхности очагов среднем около 250С, в глубине около 400-500С. В лесопокрытой части образовались обширные завалы из деревьев с подгоревшими корнями.

Ситуация с торфяными пожарами в Кабанском районе республики Бурятия развивается не первый год и имеет несколько причин.
По всей видимости, имеется многолетняя привычка местных жителей, в том числе сельхозпользователей выжигать траву на осушенных и используемых в сельском хозяйстве землях. Это подтверждается как словами жителей и руководителей хозяйств, так и следами весенних выжиганий на поверхности почвы (обугленные стволы и ветви кустов, недогоревшие остатки травянистых растений на поверхности земли под свежевыросшей травой).
Вероятно и в предыдущие годы от горения травы, а также от костров, непотушенных окурков и т.п. на осушенных торфяниках возникали очаги тления торфа. Это подтверждается словами работников районной и поселковых администраций, а также многочисленными старыми очагами (прогарами), которые уже заросли травой, но хорошо видны и с воздушной съемки, и с земли по краям каналов.
Масштабные торфяные пожары впервые за последние годы возникли в прошлом году. Вероятнее всего по обычному набору причин - весенние поджоги травы, костры, окурки, рботающая сельхозтехника и т.д. Подавляющее число очагов, вероятно (судя по их размерам) действовало с весны.
С прошлогодними (2014) пожарами справиться не удалось. Не хватило понимания серьезности проблемы весной, а также знаний в области тушения торфяных пожаров. Не были привлечены силы пожарной охраны. Тушение пытались организовать только с использованием местной тракторной техники и подвозной водой. В зимний период пытались тушить перекапыванием торфа со снегом (как лопатами, так и с использованием строительной техники), но не смогли потушить все очаги.
Торфяные пожары 2015 года, вероятно, возникли как в результате возобновления отдельных очагов тления, перезимовавших, и ставших причиной горения сухой травы весной, так и в результате новых поджогов травы со стороны населения, которое пока не связывает свои действия по выжиганию с торфяными пожарами.
Причиной столь масштабных торфяных пожаров 2014 и 2015 года стало сочетание нескольких факторов: дефицит осадков и понижение уровня грунтовых вод, массовые поджоги травы населением, неисправность гидротехнических сооружений Кабанской осушительно-оросительной системы (невозможность удержать максимальное количество воды штатными способами), отсутствие действий по тушению торфяных пожаров на ранних стадиях (вплоть до осени, когда стала очевидна проблема задымления населенных пунктов).
Наша группа обследовала горящие площади (очаги тления торфа) и элементы мелиоративной системы (гидротехнические сооружения, регулирующие приток воды из реки Кабанья, основные магистральные и участковые каналы. Наземные наблюдения (объезд основных горящих участков на автомобиле) дали общие представления о расположении групп очагов и о наполнении водой основных каналов. По итогам предварительной автомобильной разведки были намечены места для взлетов квадрокоптеров для более детального определения количества и расположения очагов. Съемка с квадрокоптера с 8 точек (они обозначены на карте, видеоматериал с этих полетов прилагается) позволила нанести на карту все действующие очаги тления, определить ближайшие источники воды и места, где воду для тушения можно будет удержать при помощи временных плотин.
Кроме того, осмотрены места работ, где подрядная организация занимается тушением очагов методом их подтопления. Часть очагов таким образом удалось потушить, часть продолжает действовать (находится выше уровня воды). К сожалению, дефицит воды, притекающей в систему, не позволяет удерживать высокий уровень воды на всей площади осушенного торфяника. Работы по удержанию воды для подтопления очагов на участке т.н.первой очереди (восточная часть системы) приводят к тому, что еще больший дефицит воды формируется в западной части (интенсивность тления торфа увеличивается). Очевидно, что работ, которые проводятся в настоящий момент по тушению методом подтопления, абсолютно недостаточно для того, чтобы потушить горящие торфяники в этом году и предотвратить развитие (возобновление) пожара весной. В настоящий момент лимитирующим фактором является отсутствие достаточного количества воды. Мы считаем, что задействованную технику целесообразно использовать, прежде всего, не для продолжения работ по подтоплению и окапыванию очагов, а для создания условий для удержания воды к весне.
Кроме обследования Кабанской мелиортивной системы, наша группа осмотрела несколько очагов тления торфа на неосушенных болотах вдоль трассы Улан-Удэ - Иркутск. Все очаги были до этого локализованы силами лесничества путем прокладки экскаватором и бульдозером кольцевых рвов до подстилающего грунта. В двх случаях нами обнаружено, что тление торфа вышло за пределы кольцевых рвов и развивается (вероятно, ошибка при прокладке рвов - часть отвала делалась на внутреннюю (горящую) сторону, горящие навалы торфа, вероятно, стали причиной переброса искр). Информация об этих очагах передана в лесничество. На некоторых участках тление торфа происходит непосредственно на обочине (наыпи) федеральной трассы, что приводит к сильному задымлению проезжей части и может угрожать частичным разрушением обочины. Подобные очаги есть и вдоль железнодорожной насыпи Транссибирской железной дороги.
По итогам анализа полученного материала по пожарам в Кабанской мелиоративной системе, нами были составлены рекомендации по организации тушения. Рекомендации содержат предложения по работам в осенний, зимний и весенний период. Осенью основная задача - создать условия для весенниего удержания воды в мелиоративной системе, тушение отдельных очагов. Зимой основная задача - отслеживание состояния очагов, оценка накопления снега, при малоснежной и теплой зиме - тушение отдельных очагов. Весной основная задача - обнаружение всех очагов, сохранившихся после таяния снега и их тушение с использованием накопленной в системе воды. Не менее важная задача на весну - предотвращение новых поджогов, а также обнаружение и тушение на ранних стадиях очагов тления, если они все-таки возникнут от поджогов травы.
Кроме того, составлены рекомендации обращению от районного совета депутатов в Хурал Бурятии с законодательной инициативой по пресечению поджогов травы и установлению более строгой ответственности за такие поджоги, составлена справка о том, почему тушение этих пожаров относится к компетенции МЧС и противопожарной службы республики Бурятия, проведен расчет ущерба, причиненного торфяным пожаром.
Кроме составления картографического материала, фото, видео съемки очагов и составления набора рекомендаций, наша группа также организовала обучение методике тушения отдельных очагов для добровольцев из Улан-Удэ, Иркутска, для работников администрации, работников лесничества. В ходе учебных занятий были потушены несколько небольших очагов тления торфа как на открытой местности, так и на лесопокрытой и вблизи автодороги. На практике продемонстрированы: удержание воды в проточной мелиоративной канаве при помощи временной земляной плотины (создана трактором МТЗ-82), установка мотопомп на водоисточник, прокладка рукавных линий, прекладывание и наращивание рукавных линий, эстафетная подача воды двумя мотопомпами "в линию" (с повышением давления второй помпой), тушение торфяных очагов размыванием очага компактной струей из ручных стволов, тушение с перемешиванием лопатами, контроль качества тушения при помощи щупов термометров, контроль качества тушения вручную, оценка состояния очагов инфракрасным пирометром и щупами-термометрами и т.п. По итогам обучения участникам оставлены методические пособия.
Благодарим за совместную работу всех добровольцев (в том числе Эдуарда и Евгения, организовавших съемку с квадрокоптеров), работников администраций района и поселений, сотрудников лесничества и всех принявших участие в обследованиях и организации обучения.
Надеемся, что совместными усилиями органов местного самоуправления, органов власти и добровольческих организаций в следующем году получится избежать катастрофического развития торфяных пожаров в Бурятии.
Отдельно надо отметить, что, к сожалению, никак не задействованы в этой работе оказались сотрудники противопожарной службы и сотрудники ГУ МЧС республики Бурятия (при том, что эти пожары полностью в их зоне ответственности).
Состав группы, выезжавшей для оказания помощи от Гринпис России: Васильева М, Максимова Н, Иванов А, Крейндлин М, Куксин Г.
Приложения, оставленные для работы Кабанской районной администрации:
1. Обзорная карта с отмеченными очагами и местами, рекомендованными для удержания воды
2. Склейка карты (на листах А4)
3. kml. файл с границами очагов тления, метками с номерами фотографий, метками в местах, рекомендованных для удержания воды, метками с точками взлетов квадрокоптеров (по номерам соответствуют видеозаписям этих полетов).
4. Папка с фотографиями очагов (групп очагов) с воздуха. Номера фотографий соответствуют меткам, поставленным на карте (метка на очаге№1 значит, что этот очаг явно виден на фото №1)
5. Папка с видео материалами. Номер видеофайла соответствует меткам с номерами взлетов.
6. Папка с текстовыми файлами (рекомендации, справки, законодательные предложения, расчет ущерба)
7. Папка с фотографиями с тушения в процессе учебных занятий с добровольцами.

Рекомендации по тушению торфяных пожаров в Кабанском районе республики Бурятия
от противопожарной программы Гринпис России.
Для решения проблемы торфяных пожаров в Кабанском районе рекомендуем:
Привлечь к работам силы пожарной охраны, добиваться наращивания группировки, привлечения основных и специальных пожарных автомобилей - автоцистерн, пожарных насосных станций (ПНС-110), рукавных автомобилей. Если для такого наращивания сил требуется вводить режим ЧС регионального уровня - вводить его. Основания по причиненному ущербу см. в приложении.
Задействовать добровольцев, в том числе прошедших обучение в сентябре 2015г для тушения, окарауливания и разведки новых очагов осенью, для патрулирования и тушения в весенний период.
Осенний период (до устойчивой холодной погоды и выпадения снега):
1. Задействуя привлеченную сейчас тяжелую строительную технику создать условия для максимального удержания воды в Кабанской оросительно-осушительной системе (для удержания воды в весеннее половодье). Для этого создать систему временных переливных земляных дамб на всех крупных каналах, в том числе на нижнем магистральном (сбросном) канале. Дамбы на канале целесообразно делать ниже крайних очагов. Желательно делать дамбы переливного типа (например, с вкапыванием бетонных труб для сброса излишка воды и предотвращения размыва дамбы). В случае составления и согласования оответствующего проекта, целесообразно стрительство ГТС на нижнем магистральном канале для регулирования количества воды и скорости стока со всей системы.
2. Продолжать работу по локализации (окружению рвами до подстилающего грунта или до уровня грунтовых вод) очагов тления как в пределах урочища Боргой, так и вблизи н.п. Закалтус, Каменск, Б.Колесово, вдоль федеральной трассы Улан-Удэ- Иркутск. ВАЖНО: при окружении отдельных очагов рвами прокапывать исключительно по негорящей площади, отступая от видимых границ очагов не менее, чем на 1 метр. Отвал делать на внешней (негорящей) стороне. По возможности отвал рассыпать, разравнивать. Наблюдать за локализованными очагами, при перебросе горящей крошки через ров и возникновении участков тления на внешней стороне рва - незамедлительно организовывать тушение подвозной водой или водой из местных источников.
3. Продолжить работы по затоплению отдельных очагов и групп очагов, регулируя потоки воды в осушительной системе (на учстке т.н. первой очереди).
4. Организовать работы по тушению групп очагов с использованием мотопомп и пожарных автомобилей, установленных на водоисточники, а также подвозной водой (по небольшим очагам) на следующих участках:
- на участке т.н.первой очереди (восточная группа очагов в урочище Боргой) вблизи верхнего магистрального канала
- на участке т.н. второй очереди" вблизи верхнего магистрального канала (и севернее него в лесном фонде), вблизи нижнего магистрального (сбросного) канала
- Возле села Закалтус
- Возле федеральной трассы около г.Каменск
5. Создать места для установки мотопомп, АЦ, по возможности - места для установки ПНС-110 вблизи очагов, которые невозможно потушить подъемом уровня воды (затоплением). Для создания таких мест использовать бульдозерную и экскаваторную технику. Частично перекрывать ток воды в каналах, создавать удобный подъезд, пирс (утрамбованную площадку не далее, чем в 2 м от края канавы, не более, чем в 1.5 м от уреза воды по высоте). При создании дамб, плотин, следить за тем, чтобы уровень воды не мог подтопить берег, на котором планируется устанавливать технику. Как правило, достаточно делать переливной канал по противоположному от места установки машины берегу, обеспечивая уровень воды на верхнем бьефе плотины хотя бы на 50 см ниже уровня установки машины. Рекомендованные места (приточность достаточна даже в осенний период) для установки ПНС и для установки АЦ и мотопомп обозначены на карте-схеме.
На очагах вблизи Б.Колесово необходимо создать места установки мотопомп на каждом пересыхающем канале вблизи очагов, чтобы использовать удержанную в весенний период воду для дотушивания.
6. Обеспечить дотушивание очагов вдоль федеральной трассы в сторону Байкала, вышедших за окружающие их рвы. В точке у поворота на Култушное необходимо потушить очаг с использованием водоподающей техники. Устанока мотопомпы на водоем возможна на правом берегу реки Малая Култушная у моста. Удаление до дальних частей очага около 500 метров, целесообразно организовать эстафетную подачу воды с использованием 2 мотопомп, либо с использованием пожарного автомобиля (запитывать его мотопомпой).
7. Провести разъяснительную работу с населением, объясняя недопустимость выжигания травы в весенний период, а также прося сообщать о любых очагах тления, которые будут обнаружены после схода снегового покрова.
Зимний период (до схода снегового покрова:
1. Не реже раза в месяц организовывать обход (объезд, облет) всех участков, на которых сохранялось тление торфа. Фиксировать на картах состояние очагов.
2. По наиболее возвышенным очагам (приподнятым над уровнем снега) по возможности проводить работы по накоплению снега (сгребать трактором снег с примыкающих участков) или перемешивать тлеющие участки со снегом.
3. В случае малоснежной зимы с плюсовыми температурами начать работы, указанные для весеннего периода.
Весенний период:
1. Провести детальное обследование всех очагов тления, на которых сохранялись признаки горения.
2. Используя мотопомпы и пожарные автомобили дотушить оставшиеся очаги. Предельно тщательно контролировать качество тушения. Проводить окаруливание не менее недели. При признаках возобновления тления - дотушивать.
3. Предельно жестко пресекать все случаи поджогов травы.
4. Организовать работу по выявлению и привлечению к ответственности виновных в поджогах. Задействовать в этой работе ОВД, глав поселений.
5. При обнаружении травяных пожаров на территории торфяников - незамедлительно тушить. После тушения травы проводить обследование всей площади, пройденной огнем, выявлять очаги тления торфа, организовывать тушение. После тушения окарауливать не менее недели, при выявлении ранее не обнаруженных очагов тления - организовывать тушение.
К данным рекомендациям прилагается подробная карта-схема с обозначением всех обследованных очагов тления. На карту также нанесены обозначения рекомендованных мероприятий по удержанию воды, а также привязанные к очагам фотографии (фото этих очагов с квадрокоптера).
Также прилагается примерный расчет ущерба от торфяных пожаров, расчитанный по утвержденной методике и юридическая справка к вопросу об обязанности Главного управления МЧС России по Республике Бурятия организовывать тушение торфяных пожаров вне земель лесного фонда.
Кроме того, для системного решения проблемы поджогов травы (именно они являются основной причиной лесных и торфяных пожаров в регионе) мы рекомендуем Совету депутатов Кабанского района выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "Об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за выжигания растительности и отнесения к полномочиям органов внутренних дел составления протоколов по указанным правонарушениям.
Проект:
Закон Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "Об административных правонарушениях»
Статья 1
1) Пункт 1 статьи 5 после слов «8-10» дополнить: «17».
2) С татью 17 после слов «сельсхозозяйственные угодья» дополнить словами: «а равно выжигании растительности».
Статья 2.
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Справка О полномочиях по тушению торфяных пожаров, расположенных не на землях лесного фонда, на территории Кабанского района Республики Бурятия.

Действующее российское законодательство чётко разграничивает обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, собственников и арендаторов (земельных и лесных участков, строений), а также граждан по обеспечению пожарной безопасности.
К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:
«осуществление тушения пожаров в населённых пунктах, …организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей» (Федеральный закон «О пожарной безопасности» (ст. 16).
Федеральным органом государственной власти в области пожарной безопасности является МЧС России.
МЧС России организует:
«работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях;
предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
предупреждение и тушение пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.». образованиях» (Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 в ред. от 21.12.2013).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации отвечают за пожарную безопасность, обучение населения нормам пожарной безопасности, стимулирование обеспечения пожарной безопасности, организацию участия населения в борьбе с пожарами, организацию тушения пожаров и оперативное управление подразделениями Государственной противопожарной службы, обеспечивают эвакуацию населения при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
«организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей)» (Федеральный закон «О пожарной безопасности», ст. 18).
Таким образом, органы государственной противопожарной службы субъектов РФ обязаны тушить пожары на всех природных территориях (кроме лесных пожаров), включая торфяные пожары, расположенные не на землях лесного фонда.
Однако, МЧС со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения о передаче друг другу части своих полномочий, касающихся решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах.
Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Бурятия о передаче друг другу осуществления части своих полномочий утверждено распоряжением Правительства РФ от 11.04.2011 № 608-р.
Согласно указанному соглашению:
1. В целях выполнения настоящего Соглашения Правительство Республики Бурятия передает, а МЧС России принимает следующие полномочия, реализуемые за счет средств бюджета Республики Бурятия, по решению вопросов:

1.2. Организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Республики Бурятия (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей) (http://www.mchs.gov.ru/…/SIBIRSKIJ_REG…/Respublika_Burjatija);
Таким образом, МЧС России обязано тушить любые пожары на природных территориях все пожары на природных территориях, за исключением лесных пожаров.
То есть, МЧС обязано организовывать тушение всех торфяных пожаров вне земель лесного фонда.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация тушения торфяных пожаров вне земель лесного фонда в Кабанском районе Республики Бурятия возложена на МЧС России.
При этом, на органы местного самоуправления возлагается основная ответственность за предотвращение пожаров (всех, кроме лесных). Под этим понимают создание условий для организации добровольной пожарной охраны, условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, оснащение территорий общего пользования средствами тушения пожаров, организацию оповещения населения о пожаре, локализацию пожара и спасение людей и имущества до прибытия пожарной охраны, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности и др. Основная часть этой работы (обеспечение первичных мер пожарной безопасности) возлагается на органы власти поселений и городских округов.
«К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях;
…организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов» (Федеральный закон «О пожарной безопасности», ст. 19).
Таким образом, на органы местного сомоупралвения возложено противопожарное обустройство территории, а не тущение торфяных пожаров.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Текущее время: 18 окт 2017, 14:10


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100