Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 13 апр 2015, 11:19 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29379

12 апреля 2015 года стало черным днем в истории Республики Хакасии: по предварительным данным, в результате многочисленных палов сухой травы сгорело не менее 1285 домов в 38 населенных пунктах, погибло не менее 15 человек, пострадали от огня и дыма не менее 450 человек. Точных данных о масштабах беды пока нет, реальные потери могут оказаться еще большими. В регионе введен режим ЧС в связи с пожарами на природных территориях, федеральным правительством создана специальная комиссия для выяснения обстоятельств произошедшего и оказания необходимой помощи пострадавшим. Катастрофа оказалась очень скоротечной: практически весь причиненный ей ущерб пришелся на 12 апреля, уже к 13 апреля большинство пожаров было потушено, а изменившиеся погодные условия резко снизили уровень пожарной опасности.

Вот так выглядела ситуация в Хакасии в середине дня 12 апреля 2015 года (космический снимок Aqua MODIS с наложенными термоточками системы FIRMS за последние двое суток - абсолютное большинство из них приходится именно на воскресенье; желтой линией показана граница Хакасии):



Сейчас очень важно по горячим следам разобраться в причинах катастрофы и постараться сделать так, чтобы она не повторилась в будущем. Если не разобраться и не сделать соответствующих выводов - повториться она может уже в ближайшем будущем: погодные условия, способствующие массовому распространению палов сухой травы по огромным беспризорным территориям, ожидаются в ряде регионов юга Восточной Сибири и Дальнего Востока России уже на этой неделе, местами в ближайшие два-три дня.

Очевидно, что непосредственно виновны в гибели людей и уничтожении домов безумцы, поджигавшие сухую траву при чрезвычайно опасных погодных условиях (в Шире - центре наиболее пострадавшего от травяных палов административного района - 12 апреля порывы ветра достигали 31 метра в секунду, а температура - 22 градуса выше нуля при низкой влажности). При таких погодных условиях травяные палы могут распространяться со скоростью едущего по шоссе автомобиля, и легко перекидываться через минерализованные полосы, дороги и тому подобные препятствия. Остановить палы сухой травы при таких погодных условиях практически невозможно, особенно если палов много и борьба с ними быстро исчерпывает силы пожарной охраны.

Часть вины лежит на органах местного самоуправления поселений: именно на них федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" возлагается обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Но здесь важно отметить три обстоятельства. Во-первых, большинство пожаров явно пришло в населенные пункты с сопредельных степных территорий, причем остановить их переход на дома при почти ураганном ветре далеко не всегда в принципе возможно. Во-вторых, сельские поселения в России в подавляющем большинстве - нищие, на обеспечение полноценного комплекса противопожарных мероприятий у них обычно просто нет денег. В-третьих, когда катастрофа затрагивает десятки населенных пунктов в разных районах и даже в разных субъектах (12 апреля от травяных палов пострадала не только Хакасия, но и некоторые районы соседнего Красноярского края) - здравый смысл подсказывает, что корни проблемы стоит искать в первую очередь не на уровне поселений, а выше.

Согласно этому же закону "О пожарной безопасности", именно на органы государственной власти субъектов РФ возлагается организация обучения населения мерам пожарной безопасности, социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности - то есть как-то противодействовать безумцам со спичками, используя все возможные социальные и экономические меры, должны были именно власти региона. Кроме того, законом именно на региональные власти возлагается организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за некоторыми исключениями, которые к пожарной катастрофе в Хакасии не относятся). Часть функций по организации тушения пожаров обычно передается органам МЧС на основании соответствующих соглашений между регионом и министерством - но собственно закон возлагает полномочия по организации тушения пожаров именно на региональные власти.

Но травяные палы, приводящие к гибели людей и массовому уничтожению жилых домов и дач - это проблема не одной только Хакасии. Тысячи домов сгорают от палов сухой травы в нашей стране ежегодно, и люди тоже гибнут ежегодно, причем в самых разных регионах. Травяные палы являются одной из двух главных причин лесных пожаров (наряду с неосторожным обращением людей с огнем непосредственно в лесах), и главной причиной торфяных пожаров. Катастрофы даже такого масштаба, как в Хакасии, из-за травяных палов случаются в нашей стране почти ежегодно. Здравый смысл подсказывает, что раз проблема имеет системный характер и проявляется из года в год в разных регионах страны - значит, у нее есть причины общегосударственного уровня. То, что подобные катастрофы обычны в нашей стране, но гораздо более редки или даже вовсе не случаются в сопредельных - также косвенно свидетельствует о том, что у нас есть какая-то серьезная проблема в сфере пожарной безопасности на общегосударственном уровне.

На этом уровне за выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности отвечает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Это определено указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868. Но пожарная охрана была передана в МЧС еще раньше - указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309. То есть МЧС России отвечает за пожарную безопасность в стране и за защиту от чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, уже очень давно - больше тринадцати лет. За такой срок, если подойти к делу умело и ответственно, заведомо можно было создать работающую систему защиты территорий от пожаров, даже если такой системы раньше не было - или наоборот, если подойти к делу непрофессионально и безответственно, развалить работавшую систему, даже если она была. Применительно к палам сухой травы и борьбе с ними ситуация выглядит сейчас следующим образом.

Именно из-за МЧС России проблема массовых бесконтрольных палов сухой травы в нашей стране остается сильно недооцененной и малоизученной, и нет даже официальной информации о масштабах этих палов и причиняемом ими ущербе. Приказ МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий" предписывает рассматривать травяные палы как загорания, не подлежащие официальному статистическому учету - поэтому руководители государства и самого министерства даже при желании не могли бы получить достоверных сведений о количестве травяных палов, проходимой ими площади и причиняемом ими ущербе. Масштабы проблемы в течение многих лет оцениваются органами государственной власти на уровне "экспертных гаданий".

Катастрофические пожары 2010-2012 г.г., во многом вызванные именно палами сухой травы, показали, что проблему нельзя больше игнорировать. На прошедшем в апреле 2013 года заседании президиума Госсовета о повышении эффективности лесного комплекса Президент РФ дал поручение Правительству РФ № Пр-1037 (пункт 1.ж), со сроком исполнения 1 сентября 2013 года, установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты. Заместитель председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворкович дал указание обеспечить выполнение этого поручения МЧС России (как основному исполнителю), Минрегиону России и Минприроды России. Это поручение не было выполнено в срок, и остается не выполненным до сих пор.

В соответствии с этим поручением МЧС подготовило два документа, которые из-за допущенных разработчиками ошибок не работают и работать не могут. Первый - "Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности", официально согласованные с Минприроды, Минрегионом и Минсельхозом России, утвержденные 23 января 2014 года статс-секретарем - заместителем министра МЧС В.С.Артамоновым; они были утверждены в форме, не предусмотренной действующим законодательством для нормативных правовых актов, и фактически представляют собой "филькину грамоту", не имеющую никакой силы. Второй - изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года и предусматривающие меры безопасности при выжигании сухой травы; они не распространяются на две самые проблемные в отношении травяных палов категории земель - земли сельхозназначения и земли запаса. Впоследствии МЧС попыталось исправить собственную ошибку, и внести в Правила противопожарного режима дополнительные изменения - но сделать этого не успело, и в лучшем случае успеет ближе к концу нынешнего пожароопасного сезона.

Травяные палы отличаются массовостью (в России) и скоротечностью, поэтому Государственной противопожарной службе очень тяжело на них реагировать. Даже если пожарные соблюдают нормативное время прибытия - двадцать минут в сельской местности - травяной пал успевает убежать далеко, и часто натворить немало бед. Но соблюсти это нормативное время пожарные часто физически не могут: из-за бездорожья, из-за того, что в жаркие дни их силы быстро исчерпываются множеством пожаров, и по другим причинам. Поэтому в борьбе с травяными палами большую роль должно играть местное население, обученные добровольцы, способные потушить или сдержать травяной пал до прибытия профессиональных пожарных. Без массового развития добровольной пожарной охраны проблему травяных палов решить вряд ли получится. Но, к сожалению, и развитие добровольной пожарной охраны было в большой степени провалено силами МЧС России, причем в первую очередь - силами нынешнего министра МЧС В.А.Пучкова. Именно под его руководством был разработан федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", который до сих пор толком не работает (из-за отсутствия необходимых подзаконных актов, не позволяющих добровольным пожарным на полностью законных основаниях тушить пожары, из-за отсутствия серьезных программ подготовки добровольцев к борьбе с пожарами на природных территориях, из-за территориальных ограничений в работе добровольцев, и т.д.). Официальная численность добровольных пожарных составляет уже около миллиона человек, но на реальную ситуацию с пожарами на природных территориях это пока никак не влияет.

Что же с этим всем можно сделать, чтобы свести к минимуму вероятность повторения таких пожарных катастроф, как в Хакасии 12 апреля 2015 года?

Во-первых, необходимо выявить и привлечь к ответственности виновных, поскольку именно безответственность и безнаказанность являются главными причинами большинства чрезвычайных ситуаций. Очень важно, чтобы ответственность понесли не "стрелочники" (главы поселений и другие руководители самого низкого уровня, которые формально за многое отвечают, но мало что могут сделать при нынешней нищете и бестолковом законодательстве), а те руководители, которые должны были принять системные меры безопасности, но не приняли их. Если исходить из действующего законодательства, то это прежде всего руководители МЧС России (В.А.Пучков) и Республики Хакасия (В.М.Зимин). Если эти двое не понесут никакой ответственности за произошедшее - подобные катастрофы практически с гарантией будут повторяться в дальнейшем. Наказание глав поселений, возможно, утолит чей-то гнев, но нисколько не поможет улучшить ситуацию с охраной поселений от пожаров, приходящих с сопредельных территорий - поскольку главы поселений и другие руководители муниципального уровня в реальности мало что могут сделать с проблемой общероссийского масштаба.

Во-вторых, необходимо все-таки выполнить поручение Президента РФ № Пр-1037 (пункт 1.ж) и установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты, а лиц, виновных в задержке его выполнения более чем на полтора года, выгнать с государственной службы поганой метлой. В силу случайного совпадения главным виновником неисполнения президентского поручения по палам сухой травы является все тот же министр МЧС В.А.Пучков; но понятно, что в реальности срыв исполнения связан с деятельностью целого коллектива дилетантов, забывших об установленном порядке утверждения нормативных правовых актов и о существовании некоторых наиболее проблемных в отношении травяных палов категорий земель (сельхозназначения и запаса).

В-третьих, всем руководителям субъектов РФ и всем руководителям органов местного самоуправления в рамках своей компетенции и на своем уровне незамедлительно вводить особый противопожарный режим с установлением полного запрета на выжигание сухой травянистой растительности. Таким образом региональные и местные руководители могут закрыть брешь в федеральном законодательстве - отсутствие запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы; кроме того, введение ОПР автоматически увеличивает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Статья 30 федерального закона "О пожарной безопасности" предписывает вводить ОПР не тогда, когда чрезвычайная ситуация уже случилась, а заранее, когда ее еще можно предотвратить - "в случае повышения пожарной опасности". Про это требование закона большинство руководителей не помнит, и оно почти никогда не соблюдается - и это служит важной причиной развития пожаров по катастрофическому сценарию.

В-четвертых, всем органам государственной власти и местного самоуправления, наделенным соответствующими контрольными и надзорными функциями, организовать самый серьезный контроль и надзор за соблюдением требований пожарной безопасности в отношении палов сухой травы, выявлять и привлекать к ответственности поджигателей, а информацию об этой ответственности делать максимально публичной. Практика показывает, что безумцы, выжигающие траву при жаре и ветре, в большинстве своем не до конца безумны: им, возможно, наплевать на чужие жизни и чужое имущество - но угроза серьезных штрафов, выплаты ущерба или тюремного заключения может их остановить. Если данные хотя бы по уголовным делам в отношении поджигателей сухой травы будут публичными - это многих потенциальных поджигателей заставит задуматься, хотя бы тех, кому еще есть чем задумываться.

В-пятых, но это уже на будущее - нужна серьезная и глубокая реформа всей системы обеспечения пожарной безопасности в стране, скорее всего с расформированием МЧС России, выделением Государственной противопожарной службы в отдельное ведомство или возвращением обратно в систему МВД. Любое дело на государственном уровне должны делать профессионалы, по крайней мере в той степени, в какой это еще возможно. Передачу пожарной охраны в ведение МЧС России, произошедшую тринадцать с лишним лет назад, следует наконец признать фатальной ошибкой, и начать работу по ее исправлению.


* * *

Обновляемая подборка сообщений по этой теме:

Пожарная катастрофа в Хакасии 12 апреля 2015 года


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 апр 2015, 11:57 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29379

Вот сообщение Следственного комитета РФ по этому поводу (ссылка):


В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ ВОЗБУЖДЕНЫ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ПО ФАКТУ ХАЛАТНОСТИ В СВЯЗИ С ГИБЕЛЬЮ ЛЮДЕЙ И МАССОВЫМ УНИЧТОЖЕНИЕМ ЖИЛЫХ ДОМОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ СТЕПНОГО ПОЖАРА

13 Апреля 2015

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия по факту пожара в ряде районов республики, гибели людей в результате этого и массового уничтожения домов возбуждены пять уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц).

12 апреля 2015 года под воздействием сильного порывистого ветра степной пал перешел на территорию населенных пунктов Ширинского, Орджоникидзевского, Алтайского, Бейского, Усть-Абаканского районов, городов Абакана, Черногорска и Саяногорска. По предварительным данным следствия, в результате пожаров на территории Республики Хакасия уничтожено более 1285 строений, большинство из которых жилые дома, свыше 450 человек обратились за медицинской помощью. По имеющимся данным, в ходе тушения пожаров в жилых домах и степной полосе в Бейском, Орджоникидзевском, Ширинском и Усть-Абаканском районах обнаружены тела 15 человек, сведения о погибших и пострадавших уточняются.

В настоящее время на местах происшествий работают следственно-оперативные группы, проводятся осмотры, устанавливаются личности погибших, следователям предстоит допросить всех пострадавших. Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления. Расследование уголовных дел продолжается.

Руководитель управления В.И. Маркин


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 апр 2015, 20:06 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29379

Вот более новое сообщение - уже говорится о двадцати трех погибших (ссылка):


Председатель Следственного комитета провел оперативное совещание в Хакасии

13 Апреля 2015

Сегодня Председатель Следственного комитета прибыл в Хакасию, чтобы на месте скоординировать работу следственных групп, расследующих уголовные дела о гибели людей и массовом уничтожении имущества в результате степных пожаров. Александр Бастрыкин провел в Абакане оперативное совещание, в котором приняли участие сотрудники центрального аппарата СК России, руководство следственного управления по Республике Хакасия и следственно-оперативной группы, а также региональных управлений МВД, ФСБ, МЧС России и прокурор республики.

Председатель Следственного комитета заслушал отчеты о первоначальных следственных действиях по указанным уголовным делам и принял решение об их объединении и передаче для дальнейшего расследования в Главное следственное управление СК России. В целях скорейшего завершения первоначального этапа расследования в помощь следственной группе направлены сотрудники следственных управлений Красноярского края, Республики Тыва, Кемеровской и Новосибирской областей и следователи-криминалисты Главного управления криминалистики СК России.

В настоящее время следственная группа продолжает проводить осмотры места происшествия, допросы свидетелей и потерпевших. На данный момент следствие располагает информацией о 23 погибших. После выяснения всех обстоятельств в рамках уголовного дела будет дана правовая оценка действиям либо бездействию лиц, отвечающих за организацию работы по обеспечению противопожарной безопасности в населенных пунктах.

Руководитель управления В.И.Маркин


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 апр 2015, 20:41 

Сообщения: 137
Откуда: Курганская область.

Код:
кто виноват и что делать, чтобы такое больше не повторялось


1. Граждане болтающиеся без дела на селе (работать то ведь негде, раньше хоть овец пасли коров доили, траву на сенаж косили, комбайны и бороны готовилиКОРОЧЕ каждый имел ЗАНЯТОСТЬ в совхозе или колхозе которых уже лет 20 нет).
Раньше и в голову ни кому не приходило покос выжигать - он был колхозный или совхозный, попробуй подожги ТЕБЯ же председатель колхоза или директор совхоза и пошлет тушить. А с 90-х годов раздали земелку в долях крестьянам - налоги собирают, на земле хоть трова пусть растет хоть асфальт клади, ни кто не ского не спрашивает, а потому что вычислить в долевом участии не возможно чей квадратик травки на поле горит (т.е. к примеру сенокосное угодье разделено на 386 паев).

2. кто второй - Власть - так как далека она от простого народа, когда показухой занимается, ТИПА посетили "Колхоз показательный" и заставили себя поверить, что весь СУБЪЕКТ так красиво живет. Потом этот рабочий визит на "Первом канале" показали для всей страны, так и вправду народ подумает что у соседей то вон как все отличненько и зп и работа.
Не нужно самим себе лгать


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 апр 2015, 20:47 

Сообщения: 137
Откуда: Курганская область.

на своем не большом опыте скажу пока лесники не показывают населению дым, от контролируемых отжигов ни одна травинка не горит, так как дым видно и легко вычилить гражданина, а когда все вокруг в дыму от ПЛАНОВЫХ контролируемых отжигов, население начинает втихую свои работы( зажигает и отваливает до дому до хаты)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 апр 2015, 11:18 

Сообщения: 1922

Используя терминологию пучковых все поджёги можно разделить на:
1. санкционированные (лесники, сельхозники, комунхозники, сельсоветчики)
2. и не санкционированные (дети, психи-пироманьяки, пьянь, злоумышленники, техногенные и природные).
Виноваты те, кто придумал идиотский термин - профилактические выжигания.
ГЛАВНЫЙ ЛЕСНИЧИЙ всея Руси(остальные не авторитет) должен запретить ЭТО безумие и первые отпадут, вторых хватать без разбора и тащить в обезъянник для составления протокола или проверки на терроризм.
И этим должна заняться полиция, прокуратура, ФСБ, МЧС вместо того, чтобы лесников и сельских старост гнобить.
Ну и тушить в начальной стадии, а не ждать, когда к поселку придет. Вроде просто.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 апр 2015, 14:20 

Сообщения: 1391

слава писал(а):
вторых хватать без разбора и тащить в обезъянник для составления протокола или проверки на терроризм.
И этим должна заняться полиция, прокуратура, ФСБ, МЧС вместо того, чтобы лесников и сельских старост гнобить.
Ну и тушить в начальной стадии, а не ждать, когда к поселку придет.


Ни на то, ни на другое даже в Московской области достаточных сил нет. Потому как МЧС еще и жилой фонд с остатками промпредприятий бережет, у полиции свои задачи (пьянь помимо поджогов еще и за руль любит садиться, либо поножовщины устраивать).
Так что кроме как на сельских старост надежды нет, в плане оперативности. Только вот по законам полномочий у них шиш, да и статью за поджоги надо бы усилить. Это не хулиганство, а общественно-опасное действие. Так что действительно, вплоть до терроризма.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 апр 2015, 14:35 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29379

слава писал(а):
Используя терминологию пучковых все поджёги можно разделить на:
1. санкционированные (лесники, сельхозники, комунхозники, сельсоветчики)
2. и не санкционированные (дети, психи-пироманьяки, пьянь, злоумышленники, техногенные и природные).
Виноваты те, кто придумал идиотский термин - профилактические выжигания.
ГЛАВНЫЙ ЛЕСНИЧИЙ всея Руси(остальные не авторитет) должен запретить ЭТО безумие и первые отпадут, вторых хватать без разбора и тащить в обезъянник для составления протокола или проверки на терроризм.
И этим должна заняться полиция, прокуратура, ФСБ, МЧС вместо того, чтобы лесников и сельских старост гнобить.
Ну и тушить в начальной стадии, а не ждать, когда к поселку придет. Вроде просто.
Полностью согласен, только еще в первом пункте дорожников забыли.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 апр 2015, 15:51 

Сообщения: 1922

Охраной объектов занимается пожарная охрана (честь им и хвала), а все остальные эмчеэсники дурью маются


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Текущее время: 13 дек 2017, 14:15


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], riabinkov и гости: 18


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100