Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2014, 17:35 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29379

В октябре 2014 года в трех западных районах Брянской области (Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском) в зоне сильного радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС из-за бездействия Главного управления МЧС по Брянской области развилась чрезвычайная ситуация с торфяными пожарами, приведшая к сильному задымлению этих и соседних районов. 10 октября запах дыма от этих пожаров дошел даже до Москвы, но и после этого МЧС в течение трех дней пыталось отрицать наличие катастрофических торфяных пожаров. Из-за бездействия ГУ МЧС по Брянской области пожары не были ликвидированы на ранних стадиях, когда их еще можно было потушить малыми силами без существенного риска для пожарных. В результате этого в регионе пришлось собирать группировку сил пожаротушения из шести субъектов РФ - и даже она не смогла с пожарами справиться. Бездействие руководства ГУ МЧС по Брянской области на ранних стадиях развития этих торфяных пожарах усугубилось тем, что на поздних стадиях на борьбу с огнем направлялись пожарные без необходимых средств индивидуальной защиты (а уровень радиоактивного загрязнения в очагах торфяных пожаров примерно в десять раз превышал нормальный).

Ситуация с торфяными пожарами в Брянской области развивалась ровно по тому же сценарию, что и ситуация в Тверской области несколькими месяцами ранее: сначала МЧС и региональные власти не признавали пожары, а потом, когда эти пожары вышли из-под контроля - не смогли с ними справиться ни своими силами, ни силами привлеченных межрегиональных группировок. Безнаказанность руководства ГУ МЧС по Тверской области стала одной из предпосылок к развитию ЧС с торфяными пожарами в Брянской области: отсутствие ответственности развращает даже профессионалов, а тем более случайно занесенных на высокие должности чиновников.

Если и теперь бездействие руководителей территориальных органов МЧС останется безнаказанным - подобные ситуации неизбежно повторятся в будущем. Реальный выбор очень прост: или начальник ГУ МЧС по Тверской области А.Р.Григорян и ВРИО начальника ГУ МЧС по Брянской области Ю.В.Котелевец будут привлечены к ответственности (как минимум - уволены) - или жителям каких-то очередных российских районов в следующем году придется снова долго дышать торфяным дымом.

Материалы в Главную военную прокуратуру по Брянской области уже направлены, по Тверской области будут направлены в ближайшем будущем. Ниже приводится текст письма.


* * *

Ссылка на подборку сообщений по данной теме:

Октябрьские торфяные пожары в Брянской области и задымление Москвы

* * *


31 октября 2014 г. № 14/457

Заместителю Генерального Прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору С.Н.Фридинскому

Уважаемый Сергей Николаевич!

Обращаемся к Вам в связи с незаконным бездействием руководства Главного управления МЧС России по Брянской области в период массовых торфяных пожаров в октябре 2014 года, в том числе в части своевременности информирования населения о пожарах и принятия мер по обнаружению, локализации и ликвидации пожаров.

Первые осенние пожары на торфяниках в Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском районах Брянской области были обнаружены системами дистанционного мониторинга (http://fires.kosmosnimki.ru/#layers) 6 октября 2014 года. По информации местных жителей (запись разговора прилагается), пожары возникли раньше, примерно в середине сентября - о них сообщали в Главное управление МЧС России по Брянской области, но никаких мер по их ликвидации принято не было. 10 октября запах дыма дошел до Москвы, и уже во второй половине дня на основании данных дистанционного зондирования было установлено, что это дым именно из Брянской области, с горящих там торфяников. МЧС России, включая Главное управление МЧС России по Брянской области, лишь 13 октября было вынуждено признать существование одного торфяного пожара, 14 октября - двух. Согласно официальной сводке ГУ МЧС по Брянской области за 15 октября, на территории региона "продолжают действовать 2 очага торфяных пожаров". 14 октября 2014 года распоряжением ВРИО губернатора Брянской области А.И.Касацкого № 1268-рг на территории Брянской области введен режим чрезвычайной ситуации в связи с пожарами на природных территориях.

Таким образом, вплоть до 13 октября - то есть как минимум в течение недели с даты обнаружения первых пожаров средствами дистанционного мониторинга, и, вероятно, в течение нескольких недель со времени фактического возникновения первых осенних торфяных пожаров на западе Брянской области - ГУ МЧС по Брянской области не признавало эти пожары, не информировало граждан о них и не принимало мер по их тушению.

Следует отметить, что пожары действуют в зоне «Чернобыльского следа» (территории с сильным радиоактивны загрязнением местности в результате аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года).

Группа сотрудников Гринпис России (3 человека) 13 октября выезжала для получения более детальной информации о ситуации с торфяными пожарами на западе Брянской области.

В результате обследования пожара на границе Новозыбковского и Гордеевского районов (район н.п. Вихолка и Катичи), установлено:

Границы пожара на местности практически совпадают с границами, установленными по данным космического мониторинга. Наблюдается развитие пожара за счет возобновления горения травы и завалов деревьев на кромке пожара. Очень интенсивное выделение дыма по всей горящей площади. Мощность дозы радиационного излучения вблизи очагов около 100 мкикрорентген в час.

От крайних очагов тления торфа до д.Вихолка 500м, возможно горение травы вплоть до крайних домов. По словам жителей, горело давно, но особенно сильное задымление началось за неделю. Пожарных машин и людей на момент выезда на тушении не видели.

В результате обследования торфяного пожара в Новозыбковском районе к западу от н.п. Старый Вышков установлено: Торфяной пожар действует на осушенном болоте на площади не менее 30 га (вероятно, больше, т.к. не вся площадь могла быть обследована из-за сильного задымления). Мощность дозы радиационного излучения вблизи очагов до 240 микрорентген в час.

По словам жителей пожар действовал более месяца.

Таким образом, здоровье жителей указанных районов подвергалось опасности не только в связи с задымлением, но и в связи с высокой вероятностью вдыхания пыли и сажи, содержащей повышенный радиоционный фон.

24 октября ВРИО Губернатора Брянской области режим чрезвычайной ситуации был отменен.

Однако, торфяные пожары продолжают действовать.

30 октября в Гринпис России неоднократно обращались жители Гордеевского и Красногорского районов с информацией о сильном задымлении в поселках Красная Гора и Мирный (запись прилагается).

В то же время, в сводке ГУ МЧС по Брянской области на 6.00 утра 30 октября отсутствует информация о пожарах в указанных районах и об угрозах их здоровью, вызванных указанными пожарами.

Таким образом, ГУ МЧС России по Брянской области своевременно не обеспечило граждан информации о торфяных пожарах и, соответственно, об угрозах их здоровью в связи с этими пожарами, то есть, совершило сокрытие информации о фактах, создающих угрозу здоровью населения.

В соответствии с Положением об МЧС России, утвержденным указом Президента Российской Федерации Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 01.07.2014) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (пп. 3 п.8) МЧС России организует информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 6) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данный Федеральный закон устанавливает обязанность информирования о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях без каких-либо исключений и ответственность за ее сокрытие.

Поскольку любой пожар, а особенно быстро распространяющийся лесной пожар или пожар иного происхождения может быстро привести в ситуации, соответствующей критериями чрезвычайной ситуации, информации о любых пожарах на природных территориях подлежит обязательному распространению.

Таким образом, бездействие ГУ МЧС России по Брянской области противоречит требованиям Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с частью 3 статьи 41 Конституции Российской Федерации сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Как указано выше, пожары угрожают здоровью и жизни людей.

Таким образом, бездействие ГУ МЧС России по Брянской области противоречит Конституции Российской Федерации и создает условия для нарушения предусмотренных конституцией прав граждан России.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне"(статья 7) не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Таким образом, информация о пожарах в местах радиоактивного загрязнения не может быть отнесена к государственной тайне и подлежит обязательному распространению.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 237):

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией,

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Как указано выше, в результате бездействия ГУ МЧС России по Брянской области произошло сокрытие и искажение информации об имеющихся фактах торфяных пожаров в районе повышенного радиоактивного загрязнения, создающих угрозу для здоровья граждан.

Таким образом, есть основания полагать, что в действиях должностных лиц Главного управления МЧС России по Брянской области, включая ВРИО начальника Главного управления, содержатся признаки преступления, предусмотренного статьей 237 (часть 1) УК РФ.

Учитывая изложенное, прошу проверить изложенные факты, принять меры прокурорского реагирования по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в сокрытии и искажении информации о торфяных пожарах в зоне радиоактивного загрязнения, а понуждению уполномоченных органов принять срочные меры по ликвидации указанных пожаров.

О Вашем решении и принятых мерах просим проинформировать Гринпис России в установленные сроки.

Приложение: материалы, указанные в письме.

1) Диск с записями разговоров с местными жителями, видеоматериалами.

2) Фотографии на 4 л.

С уважением, Исполнительный директор С.А.Цыпленков


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2014, 21:30 
Аватара пользователя

Сообщения: 1251
Откуда: Москва-Питер

а почему в военную прокуратуру?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2014, 21:59 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29379

Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 “О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур” в действующей редакции, военные прокуроры должны осуществлять, в числе прочего, надзор за соблюдением действующего законодательства должностными лицами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, подразделений, осуществляющих государственный надзор (контроль) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах, а также финансируемых за счет местных бюджетов региональных поисково-спасательных отрядов и территориальных поисковых спасательных служб МЧС России).

Поскольку корень проблемы в данном случае - не в плохой работе Государственной противопожарной службы, а в неисполнении конкретными должностными лицами МЧС своих обязанностей по организации информирования населения (и органов власти) о ЧС, мы сочли, что это вопрос скорее Главной военной прокуратуры. Кроме того, некоторое время назад мы общались с представителями ГВП (по другому поводу, но спросили и про МЧС) - они подтвердили, что надзор за МЧС относится к ним.

Мы рассчитываем, что после ноябрьских праздников появится некоторая ясность в вопросе о прокурорских проверках МЧС (обращение в ГВП - не единственное наше направление действий), и потребуется новый комплект материалов, уже для самой Генеральной прокуратуры, в том числе по Твери. Мы к этому пока готовимся.

В любом случае, Фридинский - не только главный военный прокурор, но и зам генерального прокурора, типа как Лебедев и Валентик в МПР и Рослесхозе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Текущее время: 13 дек 2017, 21:41


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Vilen и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100