Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 окт 2014, 17:46 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29379

Прокуратура Брянской области в связи с действующими в регионе пожарами на природных территориях (торфяными в зоне чернобыльского следа в Новозыбковском, Гордеевском и Красногорском районах) проводит проверку соблюдения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в том числе в части своевременности принятия мер по обнаружению, локализации и ликвидации пожаров. Напомним краткую историю вопроса.

Первые осенние пожары на торфяниках в западных районах Брянской области были обнаружены системами дистанционного мониторинга 6 октября 2014 года. По словам местных жителей, пожары возникли раньше, примерно в середине сентября - о них сообщали в МЧС, но это ни к чему не привело. 10 октября запах дыма дошел до Москвы, и уже во второй половине дня стало ясно, что это дым именно из Брянской области, с горящих там торфяников. МЧС, однако, и тогда не признало горящие в Брянской области торфяники, и попыталось объяснить задымление столичного региона "сжиганием порубочных остатков". Лишь 13 октября, под давлением неопровержимых доказательств, МЧС было вынуждено признать существование одного торфяного пожара, 14 октября - двух. Согласно официальной сводке ГУ МЧС по Брянской области за 15 октября, на территории региона "продолжают действовать 2 очага торфяных пожаров". 14 октября 2014 года распоряжением ВРИО губернатора Брянской области А.И.Касацкого № 1268-рг на территории Брянской области введен режим чрезвычайной ситуации в связи с пожарами на природных территориях. Для ликвидации торфяных пожаров в трех вышеперечисленных районах Брянской области 14 октября была собрана группировка противопожарных сил из шести субъектов Российской Федерации общей численностью 350 человек, на тушение пожаров направлены 74 единицы наземной техники, самолет Бе-200, вертолеты Ка-32 и Ми-8, в поселке Мирном Гордеевского района устроен штаб по борьбе с пожарами.

Таким образом, вплоть до 13 октября - то есть как минимум в течение недели с даты обнаружения первых пожаров средствами дистанционного мониторинга, и, вероятно, в течение нескольких недель со времени фактического возникновения первых осенних торфяных пожаров на западе Брянской области - ГУ МЧС по Брянской области не признавало эти пожары и не принимало мер по их тушению.

По состоянию на 15 октября 2014 года, в трех вышеперечисленных районах на западе Брянской области действуют как минимум пять крупных торфяных пожаров общей площадью не менее 2,2 тысячи гектаров. Возможно, есть и другие, пока не выявленные средствами дистанционного мониторинга или наземными обследованиями.

Теперь поясним, кто должен тушить эти пожары по действующему законодательству.

Торфяные пожары в западных районах Брянской области действуют вне земель лесного фонда, ООПТ, обороны и безопасности (хотя и затрагивают некоторые леса, расположенные вне указанных категорий земель) - то есть не являются лесными пожарами в понимании Лесного кодекса Российской Федерации. Это подтверждается официальными данными: согласно сводке Рослесхоза, "на 00:00 мск 15.10.2014 в лесном фонде Российской Федерации действовал 1 лесной пожар на площади 80 га в Хабаровском крае". Как видите, по данным Рослесхоза лесных пожаров в Брянской области нет.

Согласно статье 18 федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", "К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
...
организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей)
".

Пожары, действующие на землях сельскохозяйственного назначения, запаса или землях неустановленной категории, не относящихся к землям лесного фонда, в перечень исключений, установленных этой статьей, не входят. Соответственно, федеральным законом от 21 декабря 1994 года в действующей сейчас редакции их тушение отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (то есть к полномочиям Правительства Брянской области).

В соответствии со статьей 2 Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Брянской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах (ссылка), "Администрация Брянской области передает, а МЧС России принимает следующие полномочия, реализуемые за счёт средств бюджета Брянской области, по решению вопросов:

1.1. Организации мероприятий по защите населения и территории Брянской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций, включая:
...
обеспечение своевременного оповещения и информирования населения Брянской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
...
1.2. Организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Брянской области (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей)
".

Таким образом, полномочия по тушению торфяных пожаров, действующих сейчас в западных районах Брянской области, действующим законодательством возложены на Правительство Брянской области, а соглашением между Правительством Брянской области и МЧС полномочия по организации этого тушения, а также по обеспечению информирования о них населения Брянской области, переданы МЧС.


На всякий случай напоминаем органам прокуратуры про пару подходящих к нынешней ситуации статей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


* * *

Статья 293. Халатность

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.


* * *

Ссылка на подборку сообщений по данной теме:

Октябрьские торфяные пожары в Брянской области и задымление Москвы


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 13 дек 2017, 19:56


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100