Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 сен 2014, 20:55 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38745

МПР, Рослесхоз и Рослесозащита подготовили интересный законопроект - "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов", содержащий несколько принципиально новых идей. Законопроект вынесен на официальное независимое обсуждение на специализированный портал regulation.gоv.ru:

Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов"

Одним из предлагаемых нововведений является хитрая юридическая конструкция, дающая гражданам право свободно и бесплатно заготавливать для собственных нужд "недревесную древесину" - сухие деревья или их части, лежащие на земле. Для этого законопроект предлагает включить в перечень того, что относится к недревесным лесным ресурсам (часть 2 статьи 32 Лесного кодекса РФ), валежник - сухие деревья или их части, лежащие на земле. А как только валежник станет недревесным ресурсом леса, граждане смогут свободно и бесплатно заготавливать его для собственных нужд согласно ч.1 ст.33 и ч.1 ст.11 Лесного кодекса.

Что-то подобное давно уже надо было сделать: существующие сейчас механизмы приобретения гражданами дровяной древесины для собственных нужд настолько сложны и неудобны, что большинство людей просто не может ими воспользоваться. Людям приходится покупать дрова втридорога или воровать даже тогда, когда леса рядом с ними завалены мертвой сухой древесиной (например, после пожаров, ураганов, короедства, или просто длительного отсутствия лесного хозяйства). А во многих случаях люди вообще не имеют возможности законно заготовить в лесу дрова (например, для костров в экспедициях, турпоходах и т.д.).

Конечно, очистить леса от завалов мертвой древесины нуждающиеся в дровах граждане не смогут, но хоть где-то леса станут чище, а граждане - законопослушней (удобные и разумные законы люди вообще соблюдают охотнее и чаще, чем неудобные и глупые).

Кроме того, законопроект предусматривает проведение лесопатологических обследований аттестованными реестровыми лесопатологами. Это тоже очевидно правильная мера: к сожалению, сейчас лесопатологические обследования часто проводятся по принципу "лес виноват уж тем, что хочется мне кушать", и их результат определяется не санитарным состоянием насаждений, а запасами ликвидной древесины. Конечно, и аттестованного специалиста может "бес попутать" - но со специалистами это обычно случается реже, чем с людьми случайными.

Еще одним интересным нововведением является обязательность размещения подписанного акта лесопатологического обследования в сети Интернет на официальном сайте соответствующего органа власти не менее, чем за 20 дней до начала проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, запланированных по результатам лесопатологического обследования. Это, если будет в конце концов принято, тоже поможет бороться с "липовыми" лесопатологическими обследованиями и мошенническими санрубками: во многих густонаселенных районах страны найдутся независимые эксперты, готовые время от времени проверять состоятельность публикуемых заключений.

Спорными моментами являются существенное упрощение внесения изменений в проекты освоения лесов по результатам лесопатологических обследований, и возможность проведения санрубок сверх установленных договорами аренды объемов пользования. Во многих случаях, особенно в глухих "медвежьих углах" при пионерном освоении тайги, это может быть использовано в качестве механизма, позволяющего перерубать расчетную лесосеку без реальных оснований. Конечно, этот механизм будет легко работать лишь в коррупционной среде - но ее у нас местами вполне достаточно.

Ниже приводится текст законопроекта.


Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов»

Статья 1


Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 11, ст. 1261; 2011, № 1, ст. 54, № 25, ст. 3530, № 30, ст. 4590, № 48, ст. 6732; 2013, № 52, ст. 6961, ст. 6980; 2014, № 11, ст. 1092) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 32 после слова «относятся» дополнить словами «валежник (сухие деревья или их части, лежащие на земле),»;

2) часть 1 статьи 51 изложить в следующей редакции:

«1. Леса подлежат охране от пожаров и иных климатических, физических, и химических факторов неорганической среды, оказывающих негативное влияние на леса, а также защите от вредных организмов.»;

3) в статье 54:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам или лесным ресурсам), предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов – на их локализацию и ликвидацию.».

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Защита лесов включает в себя обеспечение санитарной безопасности в лесах, а также лесозащитные мероприятия (мероприятия по защите лесов).»;

4) статью 55 изложить в следующей редакции:

«Статья 55. Санитарная безопасность в лесах и лесозащитные мероприятия

1. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

1) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

2) государственный лесопатологический мониторинг;

3) лесозащитные профилактические мероприятия (комплекс мер, направленных на повышение устойчивости лесных насаждений к вредным организмам, создание неблагоприятных условий для распространения вредных организмов и одновременно улучшающих условия обитания полезных для лесов видов организмов);

4) установление санитарных требований к использованию лесов.

2. Лесозащитные мероприятия включают в себя:

1) проведение лесопатологических обследований;

2) локализацию и ликвидацию очагов вредителей и болезней (применение пестицидов, других химических и биологических средств, а также энтомофагов);

3) санитарно-оздоровительные мероприятия (сплошные и выборочные санитарные рубки, рубка единичных поврежденных и погибших деревьев, уборка валежника, выкладка ловчих деревьев, защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами, в том числе карантинными).».

3.Указанные в пункте 3части 1 и части 2 настоящей статьи меры на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

4. Правила санитарной безопасности в лесах, порядок лесозащитного районирования, порядок организации и осуществления лесозащитных профилактических мероприятий, порядок организации и осуществления лесозащитных мероприятий, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

5) дополнить статьей 55.1 следующего содержания:

«Статья 55.1 Лесопатологические обследования

1. Лесопатологические обследования проводятся с использованием наземных и авиационных средств, визуальными и инструментальными способами, обеспечивающими необходимую точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов. Документированная информация о результатах проведения лесопатологических обследований вносится в государственный лесной реестр в порядке, определенном частью 2.1 статьи 91 настоящего Кодекса.

2. Лесопатологические обследования выполняются специалистами (лесопатологами), прошедшими аттестацию, имеющими документ установленного образца, подтверждающего прохождение аттестации и включенными в реестр лесопатологов. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются порядок организации и проведения аттестации специалистов по проведению лесопатологического обследования (лесопатологов), порядок ведения реестра специалистов по проведению лесопатологического обследования (лесопатологов) и утверждаются форма документа, подтверждающего прохождение аттестации специалистом по проведению лесопатологического обследования (лесопатологом) и форма реестра лесопатологов утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Проведение аттестации, ведение реестра специалистов по проведению лесопатологического обследования (лесопатологов), выдача документа, подтверждающего прохождение аттестации специалистом по проведению лесопатологического обследования (лесопатологом), осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который подписывается лицом, проводившим лесопатологическое обследование, а также руководителем лесничества (лесопарка), на территории которого проходило лесопатологическое обследование. Подписанный акт лесопатологического обследования в срок не позднее 3 рабочих дней направляется руководителем лесничества, лесопарка в электронном виде в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, для размещения на официальном сайте соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления в сети «Интернет» не менее, чем за 20 дней до начала проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, запланированных по результатам лесопатологического обследования.

5. Форма акта лесопатологического обследования устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.».

6) дополнить статьей 55.2 следующего содержания:

«Статья 55.2 Санитарно-оздоровительные мероприятия

1. На лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка). В случае, если по результатам лесопатологического обследования требуется увеличение ежегодного допустимого объема изъятия древесины в части рубки поврежденных и погибших насаждений, рубка указанных насаждений проводится на основании акта лесопатологического обследования.

2. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов. Допускается заготовка древесины в объеме, превышающем объем ежегодного допустимого объема изъятия древесины при условии внесения изменений в проект освоения лесов на основании соответствующего акта лесопатологического обследования.

3. В случае, если объем древесины, изъятие которого требуется при проведении рубки поврежденных и погибших насаждений по результатам лесопатологического обследования, превышает объем древесины, получение которого предусмотрено договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, в договор аренды лесного участка и проект освоения лесов вносятся соответствующие изменения с учетом расчетной лесосеки, установленной в отношении лесничества (лесопарка).

4. По результатам санитарно-оздоровительных мероприятий, проведенных на основании акта лесопатологического обследования, в течение одного года вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации и лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка).».

7) часть 1 статьи 56 изложить в следующей редакции:

«1. В целях защиты лесов проводится сбор и анализ информации о лесопатологическом состоянии лесов, а также прогнозирование развития санитарного и лесопатологического состояния лесов (государственный лесопатологический мониторинг).».

8) в части 2 статьи 74 слова «случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7» заменить словами «случаев, предусмотренных частью 7 статьи 53.7 и частью 3 статьи 55.2 настоящего Кодекса.».

9) в статье 81:

а) пункт 17 изложить в следующей редакции:

«17) установление правил санитарной безопасности в лесах и порядка организации и осуществления лесозащитных профилактических мероприятий;»;

б) дополнить пунктами 19.1- 19.4 следующего содержания:

«19.1) установление порядка организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга;»;

«19.2) установление порядка лесозащитного районирования;»;

«19.3) установление порядка организации и осуществления лесозащитных мероприятий и утверждение формы акта лесопатологического обследования;»;

«19.4) установление порядка организации и проведения аттестации специалистов по проведению лесопатологического обследования (лесопатологов), утверждение формы документа, подтверждающего прохождение аттестации специалистом по проведению лесопатологического обследования (лесопатологом), установление порядка ведения и формы реестра специалистов по проведению лесопатологического обследования (лесопатологов);»;

«19.5) проведение аттестации, ведение реестра специалистов по проведению лесопатологического обследования (лесопатологов), выдача документа, подтверждающего прохождение аттестации специалистом по проведению лесопатологического обследования (лесопатологом);»;

10) статью 89 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение 30 дней со дня его поступления в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.»;

11) в пункте 1 части 1 статьи 104 слова «частью 5.1 статьи 21» заменить словами «частью 4 статьи 17».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункт 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2015 года.

Президент Российской Федерации В.В. Путин


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 сен 2014, 22:30 

Сообщения: 567
Откуда: СЗФО

Редактор новостей писал(а):
гражданам право свободно и бесплатно заготавливать для собственных нужд "недревесную древесину" - сухие деревья или их части, лежащие на земле.


Из-за такого права у граждан возникнет соблазн сделать "древесную" древесину недревесной. Сей год навалил, на следующий год пришел забирать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 сен 2014, 14:59 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38745

Может такое быть, но вопрос - в каких масштабах, настолько ли велик риск, чтобы оправдать запрет на заготовку валежника для собственных нужд?

Думаю, что он не очень велик. Ценность полежавшей хотя бы несколько месяцев в лесу древесины не настолько велика, чтобы на нее возник серьезный спрос, особенно на мелкие партии без документов. Конечно, люди могут и для собственных нужд проделывать такие фокусы - но это явно будут не очень большие объемы, большинство просто не решится на серьезный риск сейчас, чтобы получить сомнительного качества древесину потом. К тому же, многие потенциальные жулики просто не планируют свои действия на время, существенно превышающее длительность цикла "украл-продал-выпил". "Сей год навалил, на следующий год пришел забирать" - это для них слишком долгосрочное планирование.

Если сравнить с минусами нынешней системы, толкающей миллионы людей на сомнительные и криминальные действия ради получения дров - думаю, предлагаемый подход, несмотря на некоторые риски, имеет право на существование.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 сен 2014, 08:30 

Сообщения: 102

Еще раз хочу напомнить, всё новое хорошо забытое старое, Рослесхоз опять в поправки ЛК вносит полумеры, необходимо разрешить бесплатную заготовку на дрова не только валежник лежащий на земле, но и стоящий сухостой, в порядке мелкого отпуска леса, без оформления договоров купли продажи и другой ненужной макулатуры. Даешь возврат "Лесного билета на мелкий отпуск леса"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 сен 2014, 09:32 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38745

В целом согласен с Вами, хотя мне представляется оптимальным "гибридный" вариант: сделать заготовку совершенно неликвидной древесины (например, валежника, сухого хвороста, порубочных остатков на законченных лесосеках, сухостоя мягколиственных деревьев) свободной и бесплатной, не требующей документального оформления, а прочего сухостоя и низколиквидной древесины - в порядке мелкого отпуска.

Проблемой для людей является не плата за приобретения древесины для собственных нужд (для дров она символическая в любом регионе, даже для беднейших слоев населения), а чрезмерная сложность бюрократических процедур. Если за бесплатным лесным билетом придется далеко ехать и долго искать того, кто будет иметь право его выписать - с практической точки зрения это мало что поменяет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 сен 2014, 12:08 

Сообщения: 256

Два практических вопроса.
1. С какого момента упавшие деревья будут считаться "сухими".
С момента опадания листвы-хвои?

2. Как все это согласуется с надвигающимися ограничениями пребывания граждан
в лесах с "лесозаготовительным оборудованием"?

3. Давно пора отменить .... как бы это выразиться ... не мудрость Лесного кодекса 2006 года по части не разрешения использования гражданами сухостоя и валежа?
Неужели наконец "доходит". Не прошло и 8 лет...

Леса захламлены до невозможности. Ежегодно сотни тысяч граждан
использовали, используют и будут использовать валеж (и, о ужас!) сухостой.
Но лесные законотворцы делают вид что "так и надо".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 сен 2014, 00:53 

Сообщения: 102

По моему мнению, возврат "Лесного билета", как раз бы и решил проблему законного нахождения в лесу(рыбаки,охотники и т.д) с бензопилами и другими инструментами для раскряжевки древесины (по аналогии с лицензиями на охоту). Ну а выдачу "Лесного билета" не обходимо проводить в лесничествах, с указанием в каких кварталах разрешается заготовка того или иного вида валежника и для каких целей. Да и людям не придётся ездить за 1000 верст в головные предприятия за разрешениями.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 11:28 

Сообщения: 10652
Откуда: Челябинская область , Горно-заводская зона

ЛЕСНИЧИЙ66 писал(а):
По моему мнению, возврат "Лесного билета", как раз бы и решил проблему законного нахождения в лесу(рыбаки,охотники и т.д) с бензопилами и другими инструментами для раскряжевки древесины (по аналогии с лицензиями на охоту). Ну а выдачу "Лесного билета" не обходимо проводить в лесничествах, с указанием в каких кварталах разрешается заготовка того или иного вида валежника и для каких целей. Да и людям не придётся ездить за 1000 верст в головные предприятия за разрешениями.

Не проясните, что такое "лесной билет на мелкий отпуск леса"? И когда он был! Уж коли требуете его возврата.

_________________
Произведение оптимизма на знание-величина постоянная


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Текущее время: 04 дек 2021, 06:52


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100