Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 апр 2014, 13:07 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29403

В последние дни МЧС России резко усилило разъяснительную работу по поводу палов сухой травы: соответствующие материалы были размещены на официальных сайтах самого министерства и всех его территориальных органов, во многих СМИ появились статьи и интервью с работниками пожарной охраны, рассказывающие о вреде, причиняемом травяными палами, и о том, к какой ответственности могут быть привлечены поджигатели. 20 апреля 2014 года на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности министр МЧС В.А.Пучков попросил всех уделять проблеме палов сухой травы особое внимание.

Все это хорошо и правильно, но нельзя забывать и о том, что в первую очередь именно из-за МЧС России проблема массовых весенних травяных палов годами не решалась ранее, и ни в коей мере не была решена в 2014 году, несмотря на данное год назад президентское поручение. Напомним некоторые важнейшие провалы или недоработки МЧС в области борьбы с массовыми палами сухой травы, стерни, соломы и тростника.

Приказом МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 был утвержден "Порядок учета пожаров и их последствий". Этим приказом случаи горения сухой травы (а также пожнивных остатков, стерни, торфа на газонах и приусадебных участках, мусора, бесхозных зданий и транспортных средств и др.) были отнесены к так называемым "загораниям", не подлежащим официальному статистическому учету. Это приказ до сих пор действует и выполняется; из-за него в нашей стране отсутствует официальная статистическая информация о количестве и площадях травяных палов и причиняемом ими ущербе. Рассуждая о вреде от выжигания сухой травы, представители ответственных министерств и ведомств, в том числе самого МЧС, не могут подкрепить свои слова официальными данными о масштабах этого вреда. Более того - отсутствие официальной статистической информации ведет к формированию разнообразных мифов и ошибочных представлений о травяных палах (например, о том, что "контролируемые" палы безвредны, что победить горящую траву можно силами необученных добровольцев, что палы лишь изредка ведут к пожарам в деревнях и поселках, и т.д.).

Таким образом, из-за приказа МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий" проблема массовых травяных палов и их последствий в течение многих лет остается в нашей стране недооцененной и неизученной, органы государственной власти не располагают информацией о ее реальных масштабах, и для ее решения не принимается необходимых мер.

Прошлой весной, по итогам заседания президиума Государственного совета 11 апреля 2014 года, Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ (Пр-1037, п.1.ж, со сроком исполнения 1 сентября 2013 года) "установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты". Правительство определило ответственного исполнителя этого поручения - МЧС России. В установленный срок Правительство и МЧС ничего сделать не смогли; позже появились два документа, связанные с этим поручением, но фактически его не исполняющие. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 соответствующие требования, но без распространения их на земли сельскохозяйственного назначения (наиболее проблемную с точки зрения травяных палов категорию земель), были внесены в Правила противопожарного режима. 23 января 2014 года статс-секретарь - заместитель министра МЧС В.С.Артамонов утвердил "Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности", не являющиеся нормативно-правовым актом и не имеющие обязательного статуса (вероятнее всего, из-за ошибки, допущенной при их подготовке и утверждении). Фактически обязательного порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты, распространяющегося на земли всех категорий, до сих пор нет. Начало пожароопасного сезона 2014 года, с многочисленными случаями перехода огня на лесные насаждения, торфяники и населенные пункты, показало, что проблема массового бесконтрольного или псевдо-контролируемого выжигания сухой травы остается не решенной.

Таким образом, из-за бездействия или некомпетентности руководства МЧС России президентское поручение об установлении порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающего возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты, которое должно было быть выполнено не позднее 1 сентября 2013 года, остается невыполненным до сих пор, и уже явно не будет выполнено до конца сезона весенних травяных палов 2014 года.

22 мая 2011 года вступил в силу федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", создавший ряд очень серьезных административно-бюрократических препятствий для развития пожарного добровольчества в Российской Федерации. Общественные организации и добровольцы, имевшие опыт борьбы с пожарами на природных территориях, предупреждали МЧС и лично нынешнего министра В.А.Пучкова (который тогда как раз отвечал в 2010-2011 г.г. за подготовку и принятие закона о ДПО) об этих препятствиях - но эти предупреждения были проигнорированы разработчиками. Ситуация усугубилась тем, что некоторые важнейшие нормативно-правовые акты под этот закон не подготовлены и не утверждены до сих пор - например, порядок определения состояния здоровья добровольных пожарных. Остаются нерешенными вопросы, связанные со страхованием добровольцев, с правовой и социальной защитой членов их семей, с закреплением районов выезда территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны, с подготовкой и техническим обеспечением добровольных пожарных, и очень многие другие. Фактически из-за отсутствия необходимой нормативной базы и нерешенности ряда ключевых вопросов добровольные пожарные не могут законным образом тушить пожары и выполнять другие опасные работы - а кроме них бороться с палами сухой травы в сельской местности часто просто некому.

Таким образом, из-за ошибок, допущенных МЧС России при подготовке проекта закона "О добровольной пожарной охране" и при обеспечении нормативной базы под этот закон, в России сейчас нет эффективной добровольной пожарной охраны, а на тушение палов сухой травы направляются неподготовленные люди, не обеспеченные необходимым оборудованием и средствами индивидуальной защиты - что и становится главной причиной получения ими тяжелых травм или гибели.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 апр 2014, 16:07 

Сообщения: 28

Истина...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 апр 2014, 11:19 

Сообщения: 1

Обращаю внимание уважаемых коллег, что вопросы квалификации правонарушений, повлекших лесные пожары, отражены в постановлении Пленума ВС РФ от 18.10.2012 № 21, согласно пункта 25, указанного Пленума - повлекший уничтожение или повреждение деревьев лесной пожар не образует состав административного правонарушения по статье 8.32 КоАП РФ, а рассматривается, как состав преступного деяния попадающего под статью 261 УК РФ. Иначе говоря, лесной пожар с ущербом причинённым лесным насаждениям - при неосторожном обращении с огнём и повлекшем ущерб направляется МЧС (часть 1 статьи 261 УК РФ), а при поджоге повлекшем ущерб направляется в МВД (части 2, 3 статьи 261 УК РФ) - для проведения дознания. Тем не менее, органы МЧС наравне с лицами осуществляющими фед.пожарный надзор в лесах также могут выносить наказание по ст.8.32 КоАП РФ. Это право предоставлено самим Кодексом. Но как показывает практика органы МЧС не привлекают по этой статье виновных лиц, а предпочитают перенаправлять должностным лицам субъекта. Когда научимся работать все вместе, тогда и будут полноценные и результативные меры воздействия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 апр 2014, 09:01 

Сообщения: 936

Мы тоже долго доказывали, что имеют право... Однако, у них есть свой приказ "Об утверждении перечня должностных лиц. уполномоченных составлять протоколы об АП", и там у них одна статья - 20.4 КоАП РФ. А в прошлом году все материалы по пожарам с ущербом направлялись где-то с июля уже только в МЧС. Не помню , со ссылкой на какой НПА.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Текущее время: 17 дек 2017, 17:03


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Vilen и гости: 13


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100