Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 06 июл 2013, 10:04 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 28909

Законопроект об истреблении РАН, РАСХН и РАМН (№ 305828-6 "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") принимается с чрезвычайной поспешностью, даже без соблюдения конституционных формальностей. О существовании этого законопроекта широкой общественности, в том числе академической, стало известно чуть более недели тому назад; 28 июня он был внесен в Думу; 3 июля, вопреки рекомендации профильного комитета отклонить законопроект, он был принят в первом чтении, а 5 июля - во втором. Рассмотрение законопроекта в третьем (окончательном) чтении может быть отложено на осень (в связи с думскими каникулами), но при рассмотрении в третьем чтении возможность внесения в законопроект сутевых поправок не допускается.

За прошедшие дни выяснились некоторые интересные подробности, касающиеся этого законопроекта. Неделю назад авторы большинства публикаций по его поводу предполагали, что законопроект является детищем Министерства образования и науки и, возможно, лично министра Ливанова. Однако, скорость рассмотрения законопроекта Думой, и тот факт, что консультации по его поводу проводятся лично В.В.Путиным, однозначно говорят о том, что это не министерский, а президентский законопроект. Президент является если не автором, то, как минимум, главным лоббистом этого законопроекта, а Ливанов, скорее всего, играет лишь техническую роль "мальчика для битья". Это печальная новость для Академии наук: как показывает история принятия, например, Лесного кодекса 2006 года, "президентский" законопроект может быть протащен через все законотворческие инстанции даже при однозначно отрицательном отношении всего профессионального сообщества и при наличии в нем положений, очевидно несовместимых с жизнью реформируемой отрасли. Иными словами - президентский законопроект может быть принят, даже если наиболее авторитетными учеными будет со всей очевидностью доказано, что он убьет академическую науку, и если все научное сообщество будет категорически против его принятия.

Власть настолько спешит с принятием этого законопроекта, что игнорирует даже "конституционные" формальности. Согласно статье 72 Конституции РФ, "в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся ... общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта". Таким образом, принятие закона о реформировании академий наук (очевидно, что это как раз и есть "общий вопрос науки") одной только Государственной Думой, без учета мнения органов законодательной власти субъектов РФ, противоречит Конституции РФ. Согласно статье 15 Конституции, "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации". Формально Конституция РФ считается все еще действующим законом, и ее требования все еще должны соблюдаться, в том числе органами государственной власти.

Законопроект, внесенный в Государственную Думу Правительством РФ, ко второму чтению существенно изменился, хотя его концептуальная идея - отлучение научного сообщества от управления необходимой для научной деятельности собственностью - осталась неизменной. Суть законопроекта по-прежнему состоит в снижении роли научного сообщества в управлении и распоряжении академическим имуществом, и в радикальном увеличении соответствующей роли околонаучного чиновничества. Законопроект по-прежнему предусматривает ликвидацию ныне самостоятельных Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии медицинских наук.

Согласно законопроекту, принятому во втором чтении, предполагаются следующие основные изменения:

- разделение управления академической наукой и управления научным имуществом: академической наукой будет управлять сама Академия наук, а закрепленным за ней имуществом - специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (первоначальная версия законопроекта предусматривала создание ФГБУ "Аппарат Российской академии наук" для управления имуществом, и превращение самой РАН в "общественно-государственное объединение" - но в варианте второго чтения от этого решили отказаться);

- ликвидация Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук путем присоединения их к Российской академии наук;

- ликвидация звания "член-корреспондент" РАН, РАСХН и РАМН (согласно первоначальной версии законопроекта, члены-корреспонденты трех академий автоматически становились академиками РАН; согласно принятой во втором чтении версии, они получают лишь право на избрание академиками в течение трехлетнего срока в особом порядке, который может быть предусмотрен Уставом РАН).

Первоначальная версия законопроекта, кроме того, предусматривала обязательность безвозмездного предоставления субъектами научной и (или) научно-технической деятельности имеющихся у них научной и научно-технической информации, необходимой РАН, по ее запросам. В варианте второго чтения от этой идеи решили отказаться.

Зачем нашей власти нужны такой законопроект и такая реформа академической науки - точно неизвестно. Основных гипотез две. Во-первых, возможно, что кому-то из власть имущих очень понадобилось какое-то имущество, ныне находящееся в собственности РАН, РАСХН или РАМН (например, здания или земельные участки), или кто-то решил заработать на реализации "неиспользуемого" академического имущества в целом. Во-вторых, само существование науки и научного сообщества, заметную долю которого составляют критически мыслящие, относительно независимые и при этом весьма авторитетные люди, может внушать власти серьезные опасения или даже нечто вроде классовой ненависти, и в конце концов - желание разорить и истребить это сообщество.

Официальная позиция РАН по поводу данного законопроекта представлена в письме исполняющего обязанности Президента Российской академии наук академика В.Е.Фортова. Ниже приводится текст письма.








Предыдущее сообщение по этой теме:

Правительство готовит радикальную реформу системы управления российской наукой: законопроект о реформе академий наук внесен в Думу


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2013, 08:51 

Сообщения: 138

Кроме ДВУХ гипотез просматривается и еще одна- а может наука России,как конкурент, начинает возрождаться и потребовалось подключать агентов влияния...
Кстати , про конституцию. Так называемый спорт \гладиаторщина\ вон скаким размахом раскручивается.., правда физкультурой тут и нисколько ....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 июл 2013, 17:46 

Сообщения: 1918

О каких конституционных формальностях речь! Вот к примеру дополнение к ЛК "о рубках леса для футбола", или закон о госкорпорациях, или аренда "для приоритетных проектов" - всё это в соответствии с конституцией?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Текущее время: 26 сен 2017, 19:16


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: БРОННИКОВ и гости: 21


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100