Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Охрана лесов » Лесные и торфяные пожары
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 26 апр 2012, 16:53 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 36828

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии решил внести свой вклад в развитие пожарной катастрофы в лесах России, и подготовил отрицательный отзыв на законопроект № 33443-6, внесенный Законодательным собранием Вологодской области и предусматривающий отмену лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров. Поскольку Дума, как известно, "не место для дискуссий", отрицательный отзыв комитета является фактически хоронит этот законопроект, и без того имевших весьма призрачные шансы на прохождение через Думу.

Комитет полагает, что предлагаемая законопроектом отмена лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров "приведет к снижению качества охраны лесов от пожаров, в том числе значительно снизит оперативность тушения лесных пожаров и соответственно повысит ущерб, причиненный вследствие лесных пожаров, а также финансовые затраты на их ликвидацию". Аргументация проста и понятна: тушение лесных пожаров требует определенных навыков и специальной техники. Правда, на осознании сего несложного факта заканчивается все разумное в аргументации за лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров.

Есть целая масса видов деятельности, которые требуют специальных навыков и техники, но при этом не требующие лицензии. Потом, само по себе введение лицензирование вида деятельности вовсе не гарантирует повышения качества осуществляемой деятельности. Все дело в лицензионных требованиях, которые оказались на практике таковы, что организации, годами эффективно боровшиеся с лесными пожарами (например заповедники и заказники), внезапно оказались не соответствующими требованиям к организациям, осуществляющим тушение лесных пожаров.

Аргументация комитета в пользу лицензирования выглядит довольно странной еще и потому что в понимании комитета тушение пожара – это сложная деятельность, требующая специальных навыков и техники, а предотвращение распространения пожара – деятельность, для которой нет нужды вводить лицензирование. Очевидно, что члены комитета не понимают, что создание противопожарных разрывов, просек, минерализованных полос - деятельность, тоже требующая специальных навыков и специальной техники. Но почему-то тушение пожара в понимании комитета должно лицензироваться, а меры по предотвращению распространению пожара – нет. Очевидно, что члены комитета слабо представляют себе, как необходимо действовать в случае возникновения лесного пожара.

Логика аргументов комитета такова, что пользователь леса обязан, обнаружив пожар в лесу, окапывать его, локализовывать, но не тушить. Хочется донести до сознания членов комитета, что в реальной обстановке лесного пожара далеко не всегда можно предотвратить распространение пожара без его тушения.

Кроме того, сознательно или неосознанно члены комитета не рассматривают вопрос о том, что практическая реализация требования о лицензировании тушения лесных пожаров привела к тому, что организации, длительное время профессионально и высокоэффективно занимавшиеся тушением лесных пожаров, формально были лишены права заниматься данным видом деятельности. Норма о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров уже нанесла фактический материальный вред государству и гражданам. Мнение же комитета о том, что отсутствие лицензирования в данной сфере приведет к материальным затратам государства ничем не подкреплено и является ни на чем не основанным рассуждением.

Отсылка к пожарной катастрофе 2010 в качестве аргумента в пользу лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров выглядит и вовсе бессмысленной. Во-первых, пожары, не менее катастрофичные по масштабам были в 2011 году, но комитет не обратил на них своего внимания, равно как и на катастрофические пожары начала 2012 года (уже во время действия нормы о лицензировании); во-вторых, пожарная катастрофа 2010 стала, прежде всего, следствием не отсутствия лицензирования, а необдуманных норм Лесного кодекса, который фактически уничтожил нормальную систему лесного хозяйства, и некомпетентности МЧС и местных властей в сфере борьбы с природными пожарами.

Еще одним аргументом против сохранения лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров может служить то, что данная норма искусственно выделяет лесные пожары из общей массы пожаров на природных территориях, которые не менее опасны, разрушительны и катастрофичны, а также не меньше лесных пожаров требуют специальных навыков и техники при тушении. Какова логика нормы о лицензировании, если совершенно аналогичная деятельность не подпадает под лицензирование? Ответ прост – логики нет. Есть либо грубая ошибка законодателей, либо преступный замысел.

Введение лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров уже стало одним из важнейших факторов, приведших к катастрофическому развитию ситуации с лесными пожарами в южных регионах России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Из примерно пяти-шести тысяч разнообразных организаций, участвовавших в тушении лесных пожаров в прошлые годы, сейчас лицензии получили только 453. Общее количество людей, которых можно на законных основаниях привлечь к борьбе с лесными пожарами, сократилось в несколько раз, причем на некоторых территориях тушить пожары теперь просто некому (например, большинство заповедников и национальных парков просто не может получить лицензии из-за ошибок в положении о лицензировании, утвержденном правительством). Сейчас кто-нибудь с лицензией есть практически в любом регионе, и при низком уровне пожарной опасности по погодным условиям ситуация может казаться вполне благополучной. Но как только пожарная опасность становится высокой, а тем более чрезвычайной - сразу выясняется, что сил лицензированных организаций для борьбы с лесными пожарами не хватает, и спасти от огня леса и поселки не удается.

Ссылки на предыдущие сообщения по данной теме:

Законодательное собрание Вологодской области предлагает отменить лицензирование тушения лесных пожаров

Согласны ли вы с тем, что лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров надо отменить?

Ниже приводится текст документа.

Ссылка на источник: Законопроект № 33443-6 "О внесении изменений в статьи 12 и 24 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров)


Приложение к решению Комитета от 26 апреля 2012 г. № ___

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

Заключение на проект федерального закона № 33443-6 «О внесении изменений в статьи 12 и 24 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел в части вопросов его ведения проект федерального закона № 33443-6 «О внесении изменений в статьи 12 и 24 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров) (далее – законопроект), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области (далее – автор законопроекта), и отмечает следующее.

Законопроектом предлагается отменить систему обязательного лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров.

Комитет не может согласиться с данным предложением по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 01 января 2012 года деятельность по тушению лесных пожаров подлежит обязательному лицензированию.

Основными причинами к принятию законодателем такого решения явились последствия аномально жаркого лета 2010 года, которые показали, что действовавший на тот момент порядок осуществления деятельности по тушению лесных пожаров не эффективен, а тушением таких пожаров не везде занимаются профессиональные и подготовленные организации.

В итоге, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены концептуальные изменения, касающиеся повышения уровня правового регулирования отношений по охране лесов от пожаров, не только в Лесной кодекс Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), но и в ряд других федеральных законов.

В частности усовершенствован порядок организации тушениях лесных пожаров. Признав не эффективным ранее действовавший порядок, при котором тушение лесных пожаров осуществляли учреждения выигравшие конкурсы, зачастую не имеющие никакого отношения к охране лесов от пожаров, ведь на тот момент главным критерием оценки при проведении конкурсов являлась цена, законодатель предоставил возможность регионам передавать выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах специализированным учреждениям вне порядка, установленного Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Дополнительным условием, позволяющим усилить пожарную безопасность в лесах является система лицензирования таких специализированных учреждений. Тушение пожаров является предпринимательской деятельностью, но одновременно это профессиональная деятельность, которая требует специальной подготовки, образования, навыков, квалификации работников. Помимо этого необходима современная техника и оборудование, без которых невозможно эффективно бороться с лесными пожарами. Получая лицензию организация подтверждает, что в штате трудятся специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, и у них имеется необходимая для борьбы с огнем техника и оборудование. Таким образом крайне опасной для жизни работой, связанной с тушением огня в лесу, будут заниматься хорошо подготовленные профессионалы, обладающие не только необходимыми знаниями и навыками, но и имеющие надежную материально-техническую базу, что гарантирует оперативное обнаружение и эффективное тушение лесных пожаров.

В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 53.4 Лесного кодекса, в случае обнаружения лесного пожара, на лиц использующих леса возложена обязанность сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. В этой связи ни что не мешает арендаторам, гражданам, оказавшимся возле очага возгорания принять все необходимые меры для нераспространения огня, кроме того это является их гражданской обязанностью.

Недопущением распространения лесного пожара является ряд действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации.

Под такими действиями понимается комплекс мероприятий, направленных не на тушение очага пожара и его полную ликвидацию, а на предотвращение распространения лесного пожара, в том числе на лесные участки, граничащие с лесными участками, на которых произошло возгорание. К примеру, создание заградительных минерализованных полос перед надвигающейся кромкой пожара, перемещение складированной древесины, техники и легковоспламеняющихся веществ (запасов горюче-смазочных материалов).

Кроме того нет препятствий для привлечения специализированными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, добровольных пожарных дружин для выполнения отдельного вида работ. В любом случае, действиями добровольных пожарных дружин руководят профессионалы, и они под руководством специалистов выполняют какую-то часть мероприятий, начиная от обследования местности и заканчивая ликвидацией последствий пожаров. Для того, чтобы эффективно помогать в борьбе с пожарами, добровольным пожарным дружинам никакой лицензии не требуется.

Таким образом отказ от системы лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров приведет к снижению качества охраны лесов от пожаров, в том числе значительно снизит оперативность тушения лесных пожаров и соответственно повысит ущерб, причиненный вследствие лесных пожаров, а также финансовые затраты на их ликвидацию.

На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие проекта федерального закона № 33443-6 «О внесении изменений в статьи 12 и 24 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров), внесенного Законодательным Собранием Вологодской области.

Первый заместитель председателя Комитета И.И. Никитчук


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 апр 2012, 18:47 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 36828

А вот как это работает на практике.

Ссылка: информационный портал КомиОнлайн


Большинство лесопользователей в Коми не собирается тушить пожары

Многие арендаторы лесного фонда в республике не торопятся получать лицензию, дающую право заниматься тушением лесных пожаров.
Как сообщил руководитель комитета лесов Коми Василий Осипов на заседании в правительстве региона 25 апреля, региональный лесопожарный центр 28 марта получил лицензию на проведение работ по тушению пожаров и в случае высокой горимости лесов будет привлекать силы и средства лесопромышленных предприятий. Пока только семь крупных арендаторов изъявили желание помогать пожарным в случае возгораний, в том числе ОАО «Монди СЛПК». Основная часть компаний отказалась получать лицензии, поэтому возникла проблема по их привлечению к тушению пожаров.

«Такое лицензирование деятельности по борьбе с пожарами стало обязательным с 1 января этого года. Но многие организации, которых мы планируем привлекать, разрешение не получили. Не могут и не желают это делать. Из 190 типичных договоров с лесопользователями, в том числе для привлечения техники и прокладки минерализованных полос, заключены только 11. Предложения мы отправили во все организации», — отметил директор лесопожарного центра Коми Владимир Дробахин.

2012-04-25, 15:03:47


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 апр 2012, 19:07 

Сообщения: 1022

Ну все, теперь при пожаре начнем перемещать древесину,технику а лес пусть горит, главное спасти свое, а горелый лес потом вырубим.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 апр 2012, 19:45 

Сообщения: 85
Откуда: Юг России

Тут нечего комментировать, первая беда России прочно сидит в государственной думе. А вот "специалисты" - ФАЛхи и мучесы молчат - это уже преступление.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 апр 2012, 21:06 

Сообщения: 115

"Вот приедет барин,барин нас рассудит"
Барин - лесной пожар


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 апр 2012, 01:00 

Сообщения: 1313
Откуда: Санкт-Петербург

Хочу попасть на круглый стол с участием представителей этого "комитета". Пусть они глядя мне в глаза объяснят, чем отличается тушение пожара от недопущения его распространения. Любой неликвидированный пожар распространяется. Любой локализованный пожар гаснет. С торфяными пожарами всё так же, просто во времени очень растянуто... Локализация и ликвидация - это две последовательные стадии одного процесса. Нужно либо быть идиотом, либо не иметь никакого отношения к тушению лесных пожаров, чтобы не понимать таких вещей.

О чем они? Там вообще был кто-нибудь, представляющий себе, как тушатся лесные пожары? Или там все не в курсе, о чем речь? И им не стыдно?!

Ну а кто будет расплачиваться понятно... Хочу дожить до того момента, когда чиновники начнут нести материальную ответственность за свои решения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 апр 2012, 06:55 

Сообщения: 2368

Филипп Филипыч тоже здравый смысл искал, а Шариков (или Швондер) сказал, что документы самая важная вещь на свете, и что жить человеку без документов строго воспрещается.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 апр 2012, 09:33 

Сообщения: 1155

А чегой-то КАШИН не подписал?
Стыдно стало...
С таким КАШИным каши не сваришь :(


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Текущее время: 18 янв 2021, 17:18


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100