Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Лесное законодательство » Лесное законодательство
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 15:53 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35462

Незаконная заготовка древесины наносит значительный ущерб лесам и лесному хозяйству Российской Федерации, но точные масштабы этого явления достоверно неизвестны. Высшие должностные лица, отвечающие за лесное хозяйство, дают различающиеся во много раз оценки объемов незаконных рубок: 1,3 млн. кубометров (В.А.Зубков, февраль 2012 г.); 15-20 млн. кубометров (В.Н.Масляков, октябрь 2009 г.); 25-30 млн. кубометров (А.И.Савинов, сентябрь 2009 г.). Неправительственные организации, в том числе Гринпис, обычно оценивают долю незаконных рубок в 20-25%, что составляет примерно 40-50 миллионов кубометров в год. Разница в оценках связана с правовой неопределенностью понятия "незаконная рубка", а также с отсутствием эффективной системы контроля за лесопользованием на большей части территории страны.

Поправки, вносившиеся в Лесной кодекс РФ в 2004-2005 г.г., и принятие в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации привели к разрушению существовавшей ранее системы государственного управления лесами, в том числе государственной лесной охраны. Количество людей, занятых в лесном хозяйстве, за время действия нового Лесного кодекса сократилось примерно вчетверо, количество лиц, чьи должностные обязанности были так или иначе связаны с охраной лесов - примерно вшестеро. При этом резко увеличились объемы отраслевого документооборота, поддержание которого в настоящее время занимает основную часть рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства. В результате основная часть лесов страны, за исключением отдельных территорий в густонаселенных и экономически благополучных регионах, фактически превратилась в беспризорную и не охраняемую территорию. Точной оценки того, как эти изменения отразились на объемах незаконных рубок, пока нет в связи с тем, что существовавшая ранее система контроля за лесопользованием также оказалась в основном разрушенной.

К настоящему времени необходимость принятия экстренных мер по защите лесов от целого комплекса лесонарушений, в том числе от незаконных рубок, стала очевидной для всех. Одной из таких мер может стать введение системы государственного контроля за оборотом круглых лесоматериалов. Однако, эта система может быть эффективной только в сочетании с другими мерами, к числу которых в первую очередь относятся:

1. Введение правового определения понятия "незаконная рубка", применимого на всей территории Российской Федерации (т.е. не только на землях тех категорий, на которые в явном виде распространяется действие нового лесного законодательства, но и на иных землях, в том числе в лесах и защитных насаждениях на землях сельскохозяйственного назначения, промышленности и транспорта, населенных пунктов и т.д.);

2. Создание государственной лесной охраны, причем не путем возложения новых функций и полномочий на людей, уже занятых иными работами и не имеющими возможности для осуществления охраны лесов (как это было сделано федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ), а путем создания специализированной структуры, материально и финансово обеспеченной и обладающей достаточной штатной численностью;

3. Восстановление правовых возможностей для существования специализированных государственных лесохозяйственных организаций (лесхозов), обеспечивающих ведение лесного хозяйства и охрану лесов, не переданных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, имеющих право и возможность зарабатывать средства приносящей доход лесохозяйственной деятельностью и направлять эти средства на охрану, защиту и воспроизводство лесов;

4. Комплекс мер по снижению социальной напряженности, нищеты и безработицы в лесных деревнях и поселках, с целью сокращения и последующей ликвидации социальной базы незаконных рубок и других правонарушений в лесном секторе.

Без совместного выполнения всех перечисленных мер введение системы государственного регулирования оборота круглых лесоматериалов заметного успеха принести не может, поскольку все социально-экономические предпосылки для воровства леса сохранятся, а обеспечить тотальный контроль за перемещением заготовленной древесины даже на большинстве дорог страны невозможно. Это в целом подтверждается опытом внедрения отдельных элементов этой системы на уровне ряда субъектов Российской Федерации и при эпизодической организации контроля на дорогах (операциях "Лесовоз").

Кроме того, что предлагаемая система государственного регулирования оборота круглых лесоматериалов предлагается и рассматривается в отрыве от остальных необходимых мер, у нее есть и целый ряд собственных недостатков.

В частности, предлагаемая Рослесхозом редакция проекта федерального закона "О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возлагает обязанности по обеспечению системы контроля законности оборота круглых лесоматериалов на уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, и им же предоставляет соответствующие полномочия. Это означает, что система в полной мере должна будет поддерживаться, за исключением сбора первичной информации о лесопользовании, федеральными органами исполнительной власти. При этом на федеральном уровне органов исполнительной власти, обладающих достаточными возможностями для обеспечения работоспособности данной системы, в настоящее время не существует. Имеющиеся органы (Рослесхоз с его территориальными органами, МВД и другие) свободных штатных единиц и ресурсов, которые можно было бы в значительном количестве выделить для обеспечения новой системы. Таким образом, в предлагаемом виде система контроля законности оборота круглых лесоматериалов сможет работать в форме эпизодических проверок на основных магистралях, что в той или иной форме обеспечивается и сейчас, при проведении операций "Лесовоз" и их аналогов. Опыт проведения таких операций доказывает, что для эпизодического контроля за перевозкой круглых лесоматериалов существующей нормативно-правовой базы достаточно, и лимитирующим фактором является наличие человеческих ресурсов у уполномоченных органов власти. Кроме того, сосредоточение контроля за перевозкой древесины на крупных магистралях (в связи с нехваткой ресурсов у федеральных органов исполнительной власти) неизбежно создаст возможность многократной перевозки заготовленной древесины к местным потребителям по местным дорогам на основании одного документа - то есть крупный сегмент использования незаконной древесины (местная переработка) останется незатронутым.

Предлагаемая Рослесхозом редакция проекта закона не способна ликвидировать большинство путей поступления незаконно заготовленной древесины на рынок, на перерабатывающие предприятия и в пункты пропуска через государственную границу. Связано это с тем, что существующая система предоставления лесных ресурсов в пользование обеспечивает возможность появления больших объемов формально предоставленной, но не заготавливаемой древесины (за счет недоиспользования расчетной лесосеки и установленных для конкретных лесных участков объемов заготовки). Недоиспользуемые установленные объемы рубок представляют собой как бы квоту на заготовку древесины, в рамках которой при незначительных усилиях со стороны лесопользователей может быть обеспечен необходимый объем разрешительных документов, которые, в свою очередь, могут быть использованы для легализации незаконно заготовленной древесины и вовлечения ее в оборот. Кроме того, существует множество коррупционных путей получения первичных разрешительных документов, свидетельствующих о законности заготовки древесины, и во многих регионах эти пути активно используются. Без контроля, осуществляемого непосредственно в лесу, борьба с ними практически невозможна.

При этом реализация предлагаемого Рослесхозом проекта федерального закона "О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует значительных усилий. По самым минимальным оценкам, введение закона потребует ежегодного заполнения, сбора, обработки и хранения не менее двадцати миллионов документов строгой отчетности (деклараций об обороте круглых лесоматериалов), а также многочисленных дополнительных измерений объемов партий древесины на различных этапах ее движения от леса до перерабатывающих предприятий. Эта работа частично ляжет на лесной бизнес, тем самым создав значительные новые сложности прежде всего для законных лесопользователей, и частично - на органы государственной власти. Это означает, что значительные силы и ресурсы органов государственной власти, уполномоченных в сфере лесных отношений, будут тратиться на поддержание дополнительного документооборота, и будут, таким образом, отвлечены от работ, связанных с осуществлением надзора и контроля в лесах. В результате этого общий итог введения системы государственного регулирования оборота круглых лесоматериалов может оказаться даже отрицательным, т.е. лес станет еще более безнадзорной территорией, а должный уровень контроля за перевозками древесины так и не будет обеспечен.

В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе приостановить разработку системы государственного регулирования оборота круглых лесоматериалов, и отказаться от принятия федерального закона "О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Возобновить работы по созданию этой системы целесообразно лишь после ликвидации правовой неопределенности понятия "незаконная рубка", восстановления дееспособной государственной лесной охраны, восстановления правовых организационных основ для устойчивого существования специализированных государственных лесохозяйственных предприятий, и одновременно с разработкой реалистичной программы действий по ликвидации социально-экономических предпосылок к массовому распространению незаконных рубок.


Примечание. Данный текст представляет собой тезисы к выступлению руководителя лесного отдела Гринпис России Ярошенко А.Ю. на круглом столе, организуемом Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 19 марта 2012 года на тему "Совершенствование правового обеспечения противодействия незаконным рубкам лесных насаждений".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 16:16 

Сообщения: 506

Я со своей стороны вношу предложение для работы "круглого стола" в ГД: начать разработку ФЗ "О сохранении лесов", куда должен, в числе прочего, войти раздел теминологический, что такое незаконная рубка и т.п.
И конечно же возврат к разрешительной системе лесопользования.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 мар 2012, 21:21 

Сообщения: 25

А я предлагаю по этому поводу вернуть старую структуру лесхозов, и расширенные полномочия для работников лесного хозяйства. А проект этот полная хрень, т.к. менты в лесных делах не разбираются. Прут ведь как, берут разрешающий документ, валят, кряжуют, грузят и самое главное добраться до трассы, а на трассе если остановят менты, показал документ и едь дальше, а менты ведь не знают не лесов, не кварталов. Поэтому если хотят сократить оборот незаконной древесины пусть восстанавливают лесхозы а не выдумывают всякую х...ню!

_________________
Берегите лес!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 мар 2012, 01:45 

Сообщения: 1825

Чтобы появился в лесах порядок, нужно желание высшего руководства страны.
А у нас будущий президент Медведев Д. А. в 2000 году был крупным бизнесменом в торговле круглым лесом. В результате была уничтожена лесная охрана, чтобы не смела мешать Медведеву и ему подобным. Президент Путин посодействовал своему другу Медведеву.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Текущее время: 13 июл 2020, 09:06


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100