Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04 дек 2021, 13:02 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 39135

Пятнадцать лет назад был подписан нынешний Лесной кодекс РФ (федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ) - самый бестолковый, нелогичный, непостоянный и вредоносный закон за всю историю российского государственного лесоуправления и лесного законодательства, начиная с Правды Ярослава 1016 года.

Изображение
Число принятых законов и постановлений, вводивших или изменявших главные лесные законы России (декрет о лесах, лесные кодексы и основы лесного законодательства), за период с 1918 года по настоящее время


Концептуальной основой нового кодекса стало "освоение лесов", то есть фактически использование леса как природного месторождения древесины и других природных ресурсов. Кодекс окончательно закрепил на законодательном уровне модель экстенсивного (бесхозяйственного) лесопользования, существовавшую в многолесных районах таежной зоны РСФСР и Российской Федерации с 30-х годов прошлого века, и распространил эту модель на все леса. Бесхозяйственное лесопользование стало нормой для бывших лесов как первой группы (которым было возвращено историческое название - защитные), так и второй (которые были объединены с бывшими эксплуатационными лесами третьей группы, и вместе стали просто эксплуатационными). Лесное хозяйство из вида экономической деятельности, связанной с выращиванием лесов, превратилось, за редкими исключениями, в вид репрессивно-бюрократической деятельности, связанной с выполнением лесоводственных обрядов, поддержанием документооборота, наказанием хозяйственников и граждан. Общая численность людей, занятых в лесном хозяйстве, сократилась в результате принятия кодекса примерно в три-четыре раза, а людей, обеспечивающих охрану лесов - примерно впятеро.

За время действия Лесного кодекса РФ 2006 года в него было внесено шестьдесят наборов поправок (в том числе 58 - федеральными законами и 2 - постановлениями Конституционного суда РФ). Кроме того, за это время 31 набор поправок был внесен в федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". В среднем за время действия этих законов поправки в сам Лесной кодекс вносились четыре раза в год, в закон о его введении - два раза в год. Новый кодекс потребовал принятия рекордного за всю российскую историю количества подзаконных актов разного уровня, большинство из которых также регулярно меняется по разным причинам (в среднем изменения в федеральное лесное законодательство вносятся раз в неделю или чаще).

Главными следствиями принятия нового Лесного кодекса РФ стали:

- превращение основной части российских лесов в практически беспризорную и неохраняемую территорию, резкий рост пожаров и других бедствий, регулярные крупные лесопожарные катастрофы в разных регионах страны;

- уничтожение системы управления бывшими сельскими лесами (колхозными и совхозными), массовое растаскивание занятых ими земель, многочисленные беспорядочные рубки и карьеры в них;

- уничтожение большинства хозяйствующих структур - лесхозов, резкое сокращение занятости в лесном хозяйстве и его социальной роли, проблемы с обеспечением сельского населения жизненно важными для него ресурсами, в том числе дровами;

- деградация отраслевой науки и профессионального лесного образования, почти полное исчезновение лесного опытного дела и практической подготовки молодых специалистов, катастрофическое падение престижа большинства лесных профессий;

- катастрофическая забюрократизированность всей оставшейся системы управления лесами, абсолютное преобладание бумагописания и поддержания документооборота в структуре занятости руководителей и специалистов лесного хозяйства;

- полный упадок лесоучетных работ, отсутствие актуальной и достоверной информации о состоянии большинства лесов (актуальные данные лесоустройства есть только по 1/7 части российских лесов, а попытка создать систему государственной инвентаризации лесов провалилась);

- кромешная нищета лесного хозяйства, невозможность обеспечить достойный уровень оплаты труда подавляющего большинства работников лесного хозяйства без использования сомнительных и криминальных схем зарабатывания денег.

Главные руководители разработки нового Лесного кодекса РФ понесли суровое наказание: Г.О.Греф, в то время глава Минэкономразвития РФ, отправлен на каторжные работы в Сбербанк (председателем правления), Н.В.Комарова, в то время глава профильного комитета Государственной Думы - в ссылку в Сибирь (губернатором Ханты-Мансийского АО).

2021 год оказался самым урожайным на поправки к Лесному кодексу РФ (принято девять федеральных законов с такими поправками) и к закону о его введении (принято три закона). Эти поправки, частично уже вступившие в силу, и частично вступающие со следующего года, станут основой для дальнейших разрушительных реформ в российском лесном комплексе, и приведут к еще более бедственной ситуации в абсолютном большинстве лесных деревень и поселков. К сожалению, конца этому законотворческому безумию пока не видно.


Концептуальная схема управления лесным хозяйством в рамках нового Лесного кодекса РФ
Журнал Крокодил, 1987, №22


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 дек 2021, 18:41 

Сообщения: 936

До революции все поправки в Лесной устав писились Лесным департаментом. В советское время постановления правительства и указы Верховного совета о лесах разрабатывались лесными ведомствами. Например, постановление Совнаркома СССР и Указ Верховного Совета СССР о делении лесов на группы разрабатывались и вносились в 1943 г.(!) Главлесоохраной СССР.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 дек 2021, 19:26 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 39135

Да. Но, к сожалению, нынешние Лесной департамент Минприроды России и Рослесхоз вряд ли могут сочинить что-то принципиально лучшее, чем нынешний Лесной кодекс РФ и нынешние подзаконные акты к нему. Боюсь, что специалистов уровня, например, А.И.Шульца, Г.П.Мотовилова или А.С.Исаева, сейчас в федеральных органах управления лесами нет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 07:29 

Сообщения: 626
Откуда: Новосибирск

Как мне кажется, основная идея ЛК-2006 не в освоении, про которое там написано много красивых и хороших слов, а вот эта:
"10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;"

Оттого весь стон и плач по нему. Было: лесхозы, леспромхозы и как их там еще сами рубят, пилят, учитывают, лесовосстанавливают (иногда даже неплохо), охраняют лес от пожаров и вредителей, и отчитываются по сути сами внутри своей структуры. Должно было стать: органы власти продают гражданам, ИП и юрлицам лес на корню, а на вырученные деньги ведут лесное хозяйство ко всеобщему благолепию. Стало: см. исходное сообщение темы. И все клянчут деньги у царя-батюшки, а у того без них масса забот, и в солдатики поиграться надо, и пандемию давить, и много чего еще. Хорошо одним лесорубам, которые получают лес за копейки, а продают за рубли, доллары или там юани. Так мож проблема все-таки не в кодексе, а в том, как его исполняют?

При этом, поскольку плач о недостатке денег не прекращается, наверху понимают, что надо что-то менять. Но что и как не понимают, отсюда вал хаотичных поправок.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 08:41 

Сообщения: 1089

Уважаемый редактор, поставьте суровое наказание в кавычки, это разве наказание? А Комарова и сейчас "мутит" в Ханты-Мансиске.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 09:50 

Сообщения: 4148
Откуда: Кировская область, образование : СЛТ; УГЛТА.

Я тоже вижу, что проблема совсем не в кодексе. Кодекс ввели в 2008 году, а лесное хозяйство просрали ещё в прошлом веке. Когда лесники объединились с лесорубами и проверяли сами себя.
Пока это было в одной государственной системе - деньги все равно уходили в один карман. А вот после перестройки - разделение карманов и прихватизация позволили директорам леспромхозов и лесхозов разворовывать государственную собственность в свои ТООшки и АОшки. С тех пор государственный лес, вместе с лесным хозяйством, никому не интересен. Ни "лесхозам" ни лесорубам. Только прибыль. Кодекс вообще никак не повлиял на развал лесного хозяйства. К 2008 году разваливать уже нечего было. Никто лесным хозяйством не занимался к тому времени. Все только пилили и торговали лесом на корню. Выполняя лесохозяйственные обряды для отчётов и доения бюджета на эти цели.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 11:24 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 39135

Всеволод писал(а):
Должно было стать: органы власти продают гражданам, ИП и юрлицам лес на корню, а на вырученные деньги ведут лесное хозяйство ко всеобщему благолепию.
Ну нет, не согласен. Все деньги (сейчас появились некоторые исключения, а исходный вариант кодекса подразумевал, что абсолютно все) должны были уходить в бюджетную систему, причем вообще без какой-либо связи между ее лесными доходами и лесными расходами. То есть ни у какого уровня системы управления лесами не было ровным счетом никакой экономической мотивации к тому, чтобы работать хорошо и эффективно. Если немного упростить ситуацию - новый кодекс гарантировал нищенское базовое финансирование плюс возможность дополнительно наворовать без особой ответственности (а потом, видя, насколько широко был реализован этот "плюс", власти стали закручивать гайки).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 11:31 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 39135

БРОННИКОВ писал(а):
Я тоже вижу, что проблема совсем не в кодексе. Кодекс ввели в 2008 году, а лесное хозяйство просрали ещё в прошлом веке. Когда лесники объединились с лесорубами и проверяли сами себя.
В многолесных районах, и в среднем в масштабах страны - да, согласен. Но в малолесной зоне еще были, на мой взгляд, исключения. Фактически, как я уже и написал, бесхозяйственная модель лесопользования, которая в полной мере сформировалась в эксплуатационных лесах третьей группы, и частично в первой и второй группах, значительно раньше, после введения Лесного кодекса РФ 2006 года распространилась на все леса. Конечно, не во всем виноват новый кодекс - во многом он лишь продолжил и закрепил те тенденции, которые образовались раньше. Но главное - что он перекрыл возможности для какого-либо альтернативного, цивилизованного, развития лесного хозяйства и в целом лесного комплекса.
БРОННИКОВ писал(а):
К 2008 году разваливать уже нечего было. Никто лесным хозяйством не занимался к тому времени. Все только пилили и торговали лесом на корню. Выполняя лесохозяйственные обряды для отчётов и доения бюджета на эти цели.
К 2008 году - да, согласен. Все развалилось раньше (даже то, что еще оставалось не разваленным к началу века): отчасти - после ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии в 2000 году, отчасти - после внесения больших поправок в старый кодекс и, в частности, ликвидации системы сельских лесхозов в 2004-2005 годах, и отчасти - уже в первый год введения нового Лесного кодекса, в 2007 году.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 11:35 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 39135

ababok70 писал(а):
Уважаемый редактор, поставьте суровое наказание в кавычки, это разве наказание?
Ну это же шутка, мне кажется, вполне очевидная.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 20:41 

Сообщения: 2278

Редактор новостей писал(а):
к сожалению, нынешние Лесной департамент Минприроды России и Рослесхоз вряд ли могут сочинить что-то принципиально лучшее, чем нынешний Лесной кодекс РФ и нынешние подзаконные акты к нему.

Наверное, надо понимать, что Лесной департамент Минприроды России, Рослесхоз звенья властной вертикали и "сочинить" они могут только то, что понравится начальству. Несправедливо, по моему, акцентировать на них всю ответственность за сложившуюся ситуацию.
Редактор новостей писал(а):
Боюсь, что специалистов уровня, например, А.И.Шульца, Г.П.Мотовилова или А.С.Исаева, сейчас в федеральных органах управления лесами нет.

Возможно и нет, но когда потребуется - будут. ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 22:22 

Сообщения: 2278

Всеволод писал(а):
Должно было стать: органы власти продают гражданам, ИП и юрлицам лес на корню, а на вырученные деньги ведут лесное хозяйство ко всеобщему благолепию.

Так не работает. Если органы власти, по сути регулятор, продают лес на корню, т.е. участвуют в бизнесе то, создаётся конфликт интересов. Тот, кто устанавливает правила и контролирует их исполнение не может одновременно вести бизнес, т.к. понятно в чьих интересах будут созданы правила и осуществляться контроль. Проще говоря - игра будет в одни ворота. О "всеобщем благолепии", в таких условиях, можно забыть. ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 22:40 

Сообщения: 2278

БРОННИКОВ писал(а):
Я тоже вижу, что проблема совсем не в кодексе. Кодекс ввели в 2008 году, а лесное хозяйство просрали ещё в прошлом веке. Когда лесники объединились с лесорубами и проверяли сами себя.

Если быть точнее, это произошло("просрали") тогда, когда уничтожили 1918 году частную инициативу в лесном хозяйстве.
В 1936 году лесников и лесорубов формально разъединили(первый раз), образовались лесхозы, но "папа", по прежнему, остался один. ИМХО.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2021, 23:05 

Сообщения: 2278

Редактор новостей писал(а):
То есть ни у какого уровня системы управления лесами не было ровным счетом никакой экономической мотивации к тому, чтобы работать хорошо и эффективно.

Известно, что основным экономическим стимулом эффективности в бизнесе - есть право частной собственности, защищаемое государством. У нас более ста лет нет частной собственности в лесном хозяйстве. Откуда взяться эффективности?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 дек 2021, 09:05 

Сообщения: 1089

Чеглок писал(а):
Известно, что основным экономическим стимулом эффективности в бизнесе - есть право частной собственности, защищаемое государством. У нас более ста лет нет частной собственности в лесном хозяйстве. Откуда взяться эффективности?

Ну да частник придет и пипец, ЭФФЕКТИВНОСТЬ в лесном хозяйстве появится. ХА-ха, утопист вы батенька однако.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 дек 2021, 15:46 

Сообщения: 626
Откуда: Новосибирск

Редактор новостей писал(а):
Ну нет, не согласен. Все деньги (сейчас появились некоторые исключения, а исходный вариант кодекса подразумевал, что абсолютно все) должны были уходить в бюджетную систему, причем вообще без какой-либо связи между ее лесными доходами и лесными расходами. То есть ни у какого уровня системы управления лесами не было ровным счетом никакой экономической мотивации к тому, чтобы работать хорошо и эффективно. Если немного упростить ситуацию - новый кодекс гарантировал нищенское базовое финансирование плюс возможность дополнительно наворовать без особой ответственности (а потом, видя, насколько широко был реализован этот "плюс", власти стали закручивать гайки).


Ну тогда проблема опять же не в освоении. А в изъятии денег у местных властей при наличии обязанностей. Что как раз вписывается в проводившееся тогда укрепление вертикали власти, прежде всего финансовыми методами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 дек 2021, 16:31 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 39135

Ну да, проблема и в этом тоже (только не у местных властей, а у тех, кто хозяйствует или должен хозяйствовать в лесу). Но это тесно связано с идеей "освоения лесов": обращение с ними рассматривается не как отрасль растениеводства, в которую нужно серьезно вкладываться, чтобы получать устойчивые и приличные результаты - а как отрасль добывающей промышленности, в которой нужно вкладываться только в собственно добычу, а все остальное по остаточному принципу, чисто символически.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 дек 2021, 19:59 

Сообщения: 2278

ababok70 писал(а):
ХА-ха, утопист вы батенька однако.

Несколько странная тональность.... Я с Вами на брудершафт не пил...
Экономика всех стран с успешным лесным хозяйством основана на праве частной собственности, рыночных отношениях. К примеру, Финляндия, Швеция, Германия. Приведите пример государства с эффективным лесным хозяйством с госмонополией на управление лесами, как у нас в России сегодня.
ababok70 писал(а):
Ну да частник придет и пипец, ЭФФЕКТИВНОСТЬ в лесном хозяйстве появится.

Не знаю, Вашего возраста, жили ли в Советском союзе, а я знаю, что такое дефицит потребительских товаров, пустые полки в государственных магазинах.... Помнится, привезли в лесхоз носки распределять между работниками, а мне не досталось... прикидывал, что надо бы учиться наматывать портянки на босу ногу, чтоб в лес на работу ходить, а носки надевать по праздникам или когда в гости... Сегодня ретейл весь частный. Проблемы с государственной торговлей, с нехваткой элементарных потребительских товаров кажутся невероятными.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 дек 2021, 20:19 

Сообщения: 2278

Кстати, в царской России почти половина лесов были в частной собственности, а из казённых лесов лес на корню продавался с аукционов, по рыночной цене, за малым исключением, например, на строительство сельских школ лес отпускался по минимальным ставкам(попённая плата).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 дек 2021, 20:27 

Сообщения: 1089

Чеглок писал(а):
Несколько странная тональность.... Я с Вами на брудершафт не пил...
Экономика всех стран с успешным лесным хозяйством основана на праве частной собственности, рыночных отношениях. К примеру, Финляндия, Швеция, Германия. Приведите пример государства с эффективным лесным хозяйством с госмонополией на управление лесами, как у нас в России сегодня.
Не знаю, Вашего возраста, жили ли в Советском союзе, а я знаю, что такое дефицит потребительских товаров, пустые полки в государственных магазинах.... Помнится, привезли в лесхоз носки распределять между работниками, а мне не досталось... прикидывал, что надо бы учиться наматывать портянки на босу ногу, чтоб в лес на работу ходить, а носки надевать по праздникам или когда в гости... Сегодня ретейл весь частный. Проблемы с государственной торговлей, с нехваткой элементарных потребительских товаров кажутся невероятными.

Да я вообще-то и не собираюсь с вами пить. А что у нас не частные леса, если аренда на 50 лет? И не надо ля-ля, я прекрасно вижу что было с лесами 30л. назад, и что происходит сейчас. Не знаю причем здесь носки и лес, но в армии мотал, в лесхоз пришел мотал, и причем считаю получше носков будет.Проходили знаем viewtopic.php?t=11273


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 дек 2021, 22:32 

Сообщения: 2278

ababok70 писал(а):
А что у нас не частные леса, если аренда на 50 лет?

Нет, не частные - государственные. Арендатор не собственник, он не может продать арендуемый участок, не передать по наследству, не заложить в банк под обеспечение кредита на развитие своего дела и.т.д. Понятно, что для него вести лесное хозяйство в лесу, который ему не принадлежит, это издержки.
Да, Вы и сами разберётесь, если заинтересуетесь темой экономических стимулов к ведению лесного хозяйства, в коммерческой его части.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 

Текущее время: 25 янв 2022, 04:32


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100