Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Новости » События, объявления, публикации
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14 фев 2018, 06:13 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29845

13 февраля в Якутске состоялось выездное рослесхозовское совещание, на котором обсуждались вопросы, связанные с подготовкой дальневосточных регионов к охране лесов от пожаров в 2018 году. По итогам совещания можно сделать совершенно однозначный вывод: значительное увеличение в 2018 году финансирования переданных Якутии лесных полномочий не приведет к принципиальному улучшению охраны лесов республики от огня, а в дальнейшем ситуация может даже существенно ухудшиться по сравнению с тремя последними годами. Основных причин у этого две: одна - федеральная, другая - региональная.


Федеральная причина состоит в том, что на исполнение переданных северным, сибирским и дальневосточным регионам лесных полномочий, в особенности в части охраны лесов от пожаров, денег хронически, на протяжении многих лет, выделяется в разы меньше необходимого. Это ведет к хроническому же накоплению разнообразных проблем: долгов перед людьми и организациями, участвовующими в тушении лесных пожаров, потери квалифицированных кадров, катастрофической нехватки техники и оборудования, и тому подобных. Решить эти проблемы за счет увеличения финансирования на десятки процентов (лесные субвенции Якутии в 2018 году уееличены на 56% по сравнению с уровнем предыдущего года) - невозможно; некоторым регионам этого увеличения не хватит даже для того, чтобы расплатиться с накопленными в прошлые годы долгами.

В частности, на совещании в Якутске были приведены следующие сведения: "в этом году Якутия получит из федерального бюджета на 226 млн. рублей больше, чем в прошлом году", "данные средства будут направлены непосредственно на тушение и мониторинг лесных пожаров", но при этом - "кредиторская задолженность Рослесхоза перед Якутией по тушению лесных пожаров по состоянию на 1 января 2018 года составляет 328 млн. рублей" (ссылки на официальные сообщения об этом совещании приводятся ниже).

Таким образом, дополнительных федеральных денег, выделенных в 2018 году на финансирование переданных Якутии лесных полномочий, не хватит даже для того, чтобы расплатиться с прошлогодними лесопожарными долгами. Конечно, есть шанс, что федеральное правительство изыщет дополнительные средства для погашения этих долгов - они, в конце концов, невелики по масштабам федерального бюджета; но это в любом случае будет уже после начала пожароопасного сезона, если вообще будет. И если накопившийся за прошлый год (далеко не самый тяжелый в лесопожарном отношении) долг превышает прирост финансирования - значит, и в 2018 году федеральных денег на полноценную охрану федеральных же лесов от пожаров Якутии, скорее всего, опять не хватит, даже при благоприятных для борьбы с пожарами погодных условиях.


Региональная причина состоит в том, что власти Якутии по-прежнему настаивают на отмене запретов на так называемые "сельскохозяйственные палы" - площадное выжигание сухой травы на землях, используемых для сельского хозяйства. Официально речь идет о так называемых "контролируемых" выжиганиях, но фактически контроль за этими выжиганиями в крупных северных регионах, таких как Якутия, в принципе невозможен. Причина очень проста: речь обычно идет о выжигании в каждом конкретном случае сотен и тысяч гектаров (иначе все это просто не имеет хозяйственного смысла), в то время как даже профессиональные лесные пожарные при наиболее безопасных для контролируемого выжигания погодных условиях могут безопасно выжигать примерно по 0,4 гектара в день (согласно Рекомендациям по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 марта 1999 г. № 68). Нужному количеству профессиональных пожарных для массового проведения "контролируемых" выжиганий - да и не только профессиональных пожарных, а хотя бы просто сколько-нибудь подготовленных людей - взяться просто неоткуда, в результате чего сельскохозяйственные палы по факту почти всегда проводятся бесконтрольно, часто уходят в лес, приводят к возникновению очагов тления, которые впоследствии становятся источниками крупных лесных пожаров.

В Якутии с 2015 года фактически действует запрет на сельхозпалы; с 2016 года такой запрет действует по всей стране. В Якутии введение такого запрета привело к радикальному (в разы) сокращению площадей лесных пожаров - впервые за очень много лет регион прожил три года подряд без крупномасштабных лесопожарных катастроф. Однако, леса в республике, за небольшими исключениями - федеральные, а сельское хозяйство - свое, республиканское; да и глава региона - не лесник, а специалист именно по сельскому хозяйству. Видимо, поэтому интересы сельского хозяйства для республиканской власти существенно перевешивают интересы сохранения лесов; а жизнь и здоровье людей, в прошлые годы сильно страдавших от многомесячного задымления обширных территорий, для отечественных чиновников традиционно значат несравнимо меньше, чем экономические показатели. И руководители республики пытаются добиться возврата разрешения на массовые сельскохозяйственные палы (не массовые, с соблюдением установленных мер пожарной безопасности, проводить можно и сейчас). В частности, про желание властей региона вернуть разрешение на сельскохозяйственные палы на совещании говорил первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) П.Н.Алексеев.

Возврашение практики массового выжигания сельхозугодий в Якутии гарантированно приведет к возвращению самого массового источника поздневесенних и раннелетних лесных пожаров в этом регионе; а это, в свою очередь, приведет к возвращению ежегодных или почти ежегодных крупномасштабных лесопожарных катастроф со всеми их трагическими последствиями как для лесов, так и для жителей региона. Ну а на то, чтобы справляться с такими пожарными катастрофами, какие происходили в Якутии, например, в 2012 году - не хватит никаких сил и никаких денег, даже если их собрать по всей России или по всему миру.


Ссылки на сообщения о прошедшем совещании:

Николай Кротов: «Федеральное агентство выйдет с ходатайством в Правительство РФ по погашению задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года»

Изменена методика распределения субвенций регионам Дальнего Востока на содержание лесов

Вячеслав Попов: «Необходимо полностью обеспечить численность лесных инспекторов в Якутии»

Петр Алексеев: «Закон о проведении сельскохозяйственных палов необходимо принять на федеральном уровне»


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 фев 2018, 09:18 

Сообщения: 1982

Разделение на федералов, регионалов, муниципалов, "колхозников" и "вояк" нарушает управление тушением.
"Профилактическое выжигание" дает возможность не тушить пожары вообще.
Ну и наконец чем выше оплата за тушение - тем больше пожаров.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 14 фев 2018, 15:45 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Сообщения: 29845

А вот сообщение об этом совещании с сайта Рослесхоза (ссылка):

13 февраля 2018 года в Якутске под председательством заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николая Кротова состоялось совещание на тему: «Эффективность исполнения переданных полномочий в области лесных отношений субъектами Российской Федерации Дальневосточного федерального округа: итоги 2017 года и задачи на 2018 год».

Подводя итоги прошедшего года необходимо отметить серьезные законодательные изменения, затронувшие Лесной кодекс. Внесенные в него поправки, пакеты подзаконных актов кардинальным образом изменили ситуацию. Удалось сохранить и укрепить базовые для лесного хозяйства принципы – собственность государства на земли лесного фонда; освоение лесов в зависимости от их правового режима; свободное и бесплатное использование гражданами лесов.

Сегодня охрана лесов от пожаров является одна из ключевых задач Федерального агентства лесного хозяйства. На данный момент усовершенствована система охраны лесов от пожаров. Введены: лесопожарное зонирование, нормативы обеспеченности регионов лесопожарными формированиями, техникой и оборудованием.

Важно, что Федеральный штаб по координации деятельности по тушению лесных пожаров теперь вместо рекомендаций дает обязательные к исполнению поручения и на более высоком уровне координирует работу межведомственных структур. Сделан акцент на предупреждение и профилактику. На 2018 год на охрану лесов от пожаров в масштабах страны запланировано 5,9 млрд. рублей, в том числе на тушение лесных пожаров 1,2 млрд. рублей.

Из других достижений – в последнее время основные силы были направлены на повышение эффективности межведомственного взаимодействия.

Как было отмечено на совещании в Якутске, за три последние года площадь лесных пожаров в целом по стране сократилась наполовину, а ущерб в 4 раза. При тех же классах пожарной опасности уменьшилось как количество возникших лесных пожаров, так и площадь, пройденная огнем. В этом году специалисты подведомственной организации Федерального агентства лесного хозяйства ФБУ «Авиалесоохрана» успешно применили возвращенные им полномочия по взрывным работам и искусственному вызыванию осадков. Восстанавливается централизованная система авиационной охраны лесов. В Красноярске создан «Межрегиональный центр Сибирского и Дальневосточного федеральных округов».

На 2018 год в приоритетном порядке увеличено федеральное финансирование субъектов Дальневосточного федерального округа. С учетом изменений в Методику распределения субвенций субъектам общий плановый объем средств субвенций субъектам ДФО на исполнение полномочий в области лесного хозяйства на 2018 год составляет 3,65 млрд. рублей, что на 32,8% (или 902,3 млн рублей) выше уровня 2017 года (2,75 млрд. рублей). Кроме того, в 2017 году субъектам Дальнего Востока были выделены дополнительные средства из резерва Федерального агентства лесного хозяйства в объеме 265 млн рублей.

Изменения в Методике в первую очередь были связаны именно с особенностями ежегодной лесопожарной ситуацией в наиболее горимых регионах.

При этом на Дальнем Востоке есть ряд регионов, в которых фактические затраты на тушение лесных пожаров превысили лимит финансирования, а заявленная кредиторская задолженность по тушению лесных пожаров, сложившаяся в субъектах ДФО, составляет 349 млн рублей. «В Дальневосточном федеральном округе есть четыре региона – Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край и Республика Саха (Якутия) которые имеют задолженность по тушению лесных пожаров 2017 года, а также задолженность по заработной плате. Сейчас Федеральное агентство лесного хозяйства заканчивает проверку материалов, и мы будем выходить с ходатайством в Правительство Российской Федерации по ее погашению», – сообщил по итогам совещания в Якутске заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов.

По итогам Совещания Федерального агентства лесного хозяйства на тему: «Эффективность исполнения переданных полномочий в области лесных отношений субъектами Российской Федерации Дальневосточного федерального округа: итоги 2017 года и задачи на 2018 год» был дан ряд протокольных поручений, направленных на охрану, защиту и приумножение лесов Дальнего Востока.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 фев 2018, 02:06 

Сообщения: 1982

Как всё замечательно! А сколько деревень и домов сожгли есть данные по годам начиная с 2010?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Текущее время: 25 фев 2018, 08:30


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Редактор новостей и гости: 11


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100