Вспомним сначала, в чем заключалась вся деятельность леспромхозов и лесхозов в послевоенный советский период. Лесозаготовка и лесовосстановление. Как это происходило в послевоенные годы, в «доперестроечные» и «перестроечные» годы, и происходит в наши дни. Сплошные рубки. Всё делалось государством на лесозаготовках предельно рационально, с наивысшей концентрацией производства. Лесосеки по 200 га. Не только всё вырубалось сплошь, но и даже пни выкорчевывались. Порой взрывным способом… Ветви и сучья сжигались, шишки собирались, пригодный лапник использовался в качестве хвойно-витаминной муки. Забиралось практически всё. Сначала.
Какая лесная среда? Животный мир? Грибы - ягоды? Вы это о чём? Лунный пейзаж, как после бомбежки. Не только птицам и зверям некуда было возвращаться, даже кротам с червяками было проблематично выжить. Хорошо чувствовали себя только жуки, майские хрущи. При этом большую часть работ выполняли осуждённые. Лесоповал был синонимом каторги.
Лесхозы, в свою очередь, были эдаким обременением государству. Лесовосстановление - то была очень затратная тема. Подготовка почвы под лесные культуры, всё лесосеменное дело, начиная с отбора плюсовых деревьев или создания ПЛСУ; создание системы питомников, выращивание посадочного материала; посадка лесных культур, уходы за ними, рубки ухода в молодняках…
Понятно для чего это делалось. Государство обеспечивало себя брёвнами на будущее. Не лесом, а именно брёвнами. Невзирая на то, что в естественных условиях леса произрастали разные, или не произрастали вообще - везде требовалось создать насаждения хвойных брёвен. Лес - это ведь огород государства. Мало ли что там растёт. Расти должно только то, что нужно «огороднику».
Осушались болота, самолётами опрыскивались пестицидами леса, для уничтожения в лесу всяких СОРНЫХ пород, берёзы и осины. Заодно, мимоходом, уничтожались и всякие там никчёмные звери с птицами.
Всем знаком такой термин «Главная порода»? Несколько поколений выросли таким образом.
Весь лес обязательно надо срубить (любой), а потом обязательно посадить (хвойный). Ежели хочет расти ещё кто-то, кроме хвойных бревен - то «это» необходимо уничтожить любыми средствами.
Причем лесной промышленности требовались строго определенные параметры брёвен, под это и была «заточена» вся лесозаготовительная техника и лесопильное производство, и транспорт. Соответственно, под эти параметры и были подогнаны возрасты спелости. И «оборот рубки» 100 лет.
А через сто лет на Земле будет коммунизм, а яблони цвести будут и на Марсе.
Почему «сдохли» все леспромхозы в 90е годы? Вы не думали? А лесосырьевая база на освоенной территории закончилась… Когда планировали их создание и размещение, в период «заключительного этапа последнего периода построения социализма», то считалось, что после 90х коммунизм уже наступит. А там разберёмся…
Лесхозы бились «над задачей» до последнего. Несмотря на то, что их то объединяли с леспромхозами, то, высосав ресурсы и матчасть – «выплёвывали» обратно.
Государство всё меньше и меньше старалось тратить деньги на «лесовосстановление». Что только не придумывало: признавали насаждения, в составе которых присутствовало 4 единицы хвои – хвойными (что позволило «кому-то» отчитаться о резком увеличении доли хвойных насаждений). Придумали кучу всяких других видов рубок, снизили возраст спелости, уменьшив оборот рубки до 80 лет, ещё много всяких «хитростей».
Сырье «в огороде» кончалось, деньги у «огородника» на «огородничество» тоже.
Наконец, лесхозы «выпустили» на «вольные хлеба» - некоторые (где были ушлые руководители) стали неплохо жить и зарабатывать, используя продажу и переработку бесплатного государственного ресурса. Потом и эту тему пресекли…
ЧТО ТЕПЕРЬ?Единой системы нет. Каждый «субъект» работает по своим правилам. Вернее уже «наработал». Где-то хорошо, а где-то и очень плохо.
Теперь стали, потихоньку, приводить обратно к единообразию. Типовой договор аренды и ДКП, типовые правила приема лесосек, типовые технологические карты и прочие документы и «правила игры».
Возникает вопрос: А что, стране теперь совсем не нужны брёвна? Как теперь должны удовлетворятся потребности промышленности и населения в этом ресурсе? Рыночная экономика? Ну-ну…
А как быть с «огородничеством» во всём государстве? У вас есть какие-то рецепты?
Так получилось, что ко мне «в лапы» попался довольно ненарушенный участок лесного фонда. Небольшой. Девять тысяч гектар. Где все ведением лесного хозяйства и всей лесоэксплуатацией занимаюсь я. Начиная с ПОЛ и организацией «лесоустроительной кампании».
Напрасно некоторые считают, что арендаторы в лесу - это временщики. Выцарапать у государства, в конкурентной борьбе, ресурс, создать «в чистом поле» деревообрабатывающее производство - и всё это на «один заруб»? А потом всё бросить и торговать на базаре гаджетами?
Наоборот. Нормальный арендатор заинтересован, в отличие от государственной шарашки, развивать свой бизнес постоянно. НЕПРЕРЫВНО обеспечивая сырьем своё производство. Точно так же и я, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы арендатор «никуда не делся» а работал долго и непрерывно.
Как это сделать?
Я попытаюсь провести эксперимент на «опытном участке». Участок в аренде до 2054 года, так что время есть. Разумеется, ни в коем случае не собираюсь привлекать к этому никакие государственные органы или институты. Тут же все погубят своей бюрократией.
Исходные данные. Имеется участок, нынешние насаждения на котором не были затронуты никакими рубками. В настоящий момент практически все хвойные насаждения назначены под рубки ухода, а все лиственные являются приспевающими. За прошедший ревизионный период, с 2005 года, большинство назначенных проходных рубок и прореживаний проведены. К 2020 году должны быть проведены все.
Лесоперерабатывающее производство «заточено» под переработку некрупного сырья. Никому не нужны бревна «от 32 в верхнем отрубе», достаточно и «от 12 до 24».
Что можно сделать для решения задачи «непрерывности обеспечения сырьем» в рамках действующего законодательства?
Наша проходная рубка, декабрь 2016 года, вид с волокаЯ пытаюсь идти таким путём.
При проведении проходных рубок вырубать насаждение таким образом, чтобы лет через 15, при следующем лесоустройстве, насаждение снова попадало или под проходную, или под выборочные или постепенные рубки.
Лесоустройство ни в коем случае никогда нельзя делать методом актуализации, календарно шлёпая классы возраста на повышение. Нет, ребята. Берите-ка свои возрастные буравчики, мерные вилки, полнотомеры и делайте всё «заново», как следует. Вам за что деньги платят?
Вот сейчас у нас насаждение, пройденное рубкой в 2005 году, идеально подходит под проходную рубку к 2020 году. По всем параметрам: возраст, диаметр, полнота… И так остальные насаждения - по годам. А те, что приспевающие - ни в коем случае не назначать в сплошные рубки.
Что я получу в итоге? На ВСЁМ участке НИКОГДА не будет полностью нарушена лесная среда. 25 % изреживания достаточно для поддержания лесной среды. Рекреация, охота, грибы-ягоды, и всё прочее - не прерываются никогда. Арендатор всегда обеспечен лесосеками, сырьем. При этом оборот рубки ВСЕХ деревьев (произрастающих в данный момент в насаждении) - получается 60 лет.
4 приема, по 25%, через 15 лет. В случае выборочных рубок лиственных спелых насаждений - та же схема.
Постараюсь никогда не допустить сплошных рубок, с последующими бесполезными в большинстве лесов нашей зоны работами: борозды, посадка, уходы, осветления, прочистки… В междурядьях естественные насаждения всегда вырастают быстрее, устойчивее, здоровее.
Через пару лет буду знать, получается или нет. Отпишусь тут.
PS. Что я делаю не так, что упустил? Излагайте, обсудим.
Бронников И. Б.,
инженер лесного хозяйства, работающий по специальности