Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Охрана лесов » Лесные и торфяные пожары
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2012, 11:47 
сотрудник Гринпис России

Сообщения: 226

Как бы ни были устроены государственные службы, ответственные за борьбу с пожарами, как бы они ни финансировались, без участия населения невозможно решить в полной мере задачи по профилактике пожаров и по реагированию на пожары на ранних стадиях. А именно профилактика на местах, быстрое обнаружение пожаров и принятие мер на ранних стадиях позволяет минимизировать потери и эффективно бороться с огнем.
Это в полной мере касается и природных территорий. Малочисленность пожарных формирований в сельской местности, удаленность их от маленьких населенных пунктов и лесных массивов на расстояния, значительно превышающие возможность быстро приехать, состояние дорожной сети в совокупности создают ситуацию, при которой первые (наиболее важные в борьбе с огнем) действия по тушению ложатся на местное население и добровольцев.
К этому зачастую добавляется неопределенность в том, кто и за какие территории отвечает, кто и где должен обнаруживать и тушить пожары. Огромные пространства (сельскохозяйственные земли, леса на брошенных сельхозземлях, неудобья, земли запаса, брошенные торфоразработки и т.д.) оказываются вне зоны внимания специализированных организаций, ответственных за борьбу с пожарами, что, как правило, приводит к тому, что на пожары начинают должным образом реагировать только тогда, когда огонь начинает угрожать непосредственно населенным пунктам или входит в леса на землях лесного фонда, землях обороны или ООПТ. Вовремя среагировать на такие пожары могут только люди, живущие на территории и не скованные ведомственными противоречиями и страхом выделить силы на «чужой» пожар.
Очень важной задачей, стоящей перед современным пожарным добровольчеством, является также осуществление общественного контроля над тем, как государственные органы выполняют возложенные на них задачи, как формируется официальная информация о пожарах и связанными с ними ЧС, насколько своевременно выделяются нужные силы и средства. К сожалению, нередко именно искажение информации о пожарах и попытки «спрятать» пожар, занизить его площадь в отчетах, приводит к тому, что ситуация выходит из под контроля.

У нас в стране есть огромный опыт и глубокие традиции пожарного добровольчества.

Современное российское законодательство о некоммерческих организациях, о благотворительной деятельности, о налогах, о защите населения и территорий от ЧС, о пожарной безопасности, позволяет создавать и поддерживать добровольческие противопожарные структуры в различных видах и формах, дает довольно широкие возможности как для общественных объединений, так и для граждан.

К сожалению, в специальном законе, формально призванном развивать и поддерживать пожарное добровольчество (ФЗ№100 «О добровольной пожарной охране») перечень возможных организационных форм существования добровольной пожарной охраны довольно узок, а прописанные механизмы настолько сложны, что в реальности, в полном соответствии с текстом указанного закона, практически добровольные противопожарные формирования существовать не могут. С некоторыми отступлениями от требований закона, но с соблюдением большинства его норм, могут создаваться лишь ДПД и ДПК в крупных населенных пунктах, где возможно оказание существенной организационной и материальной помощи добровольцам со стороны органов власти, где возможна организация дежурств добровольцев либо на базе существующих пожарных частей, либо специально построенных пожарных постов и т.п.

Порядок оформления, регистрации и функционирования ДПД в соответствии с требованиями ФЗ№100 настолько сложен, что подавляющее большинство лесохозяйственных организаций, в т.ч. арендаторов лесных участков, вряд ли пойдут на такие организационные, временные и финансовые затраты. Маловероятно, что руководитель даже крупного лесозаготовительного предприятия для оформления ДПД из числа своих работников, пойдет на регистрацию нового юридического лица, открытие лицевого счета, ведение дополнительной бухгалтерии, согласится нести субсидиарную ответственность по отношению к нанятым работникам данного ДПФ, направит своих работников на обучение в подразделения государственной противопожарной службы (зачастую его работники разбираются в лесных пожарах лучше, чем городские пожарные).
К сожалению, в рамки, заданные законом «О добровольной пожарной охране» не вписываются добровольные формирования, создаваемые на предприятиях решением руководителя (т.н. нештатные формирования пожарной охраны), добровольческие группы, созданные при садоводческих товариществах и кооперативах и, зачастую, уже оснащенные средствами пожаротушения, общественные организации, занимающиеся борьбой с пожарами, но по своим Уставам не являющиеся подразделениями ДПО. Также ФЗ№100 не предполагает возможности регулярной работы добровольческих организаций вне мест постоянного проживания граждан, а это зачастую бывает необходимо при борьбе с пожарами на природных территориях. Никак не вписывается в рамки ФЗ№100 и повсеместно принятая практика привлечения работников предприятий (в том числе не лесного профиля) к работам на лесных пожарах (как правило, окарауливание и дотушивание).
Таким образом, необходимо признать, что сложившаяся в реальности практика работы с привлеченным на добровольных началах населением гораздо шире тех форм, которые предусмотрены ФЗ№100.

Действующее Российское законодательство содержит ряд норм, регулирующих имеющиеся формы пожарного добровольчества, помимо ФЗ№100. Рядом общественных организаций проведен анализ этих норм и практики их применения.
При реализации форм пожарного добровольчества, не предусмотренных ФЗ№100, разумеется, нельзя рассчитывать на применение по отношению к таким добровольцам тех льгот, мер социальной защиты, которые предусмотрены для «добровольных пожарных». Но действующее законодательство позволяет как органам государственной власти и органам местного самоуправления, так и коммерческим и некоммерческим организациям оказывать поддержку и другим формам добровольчества. Так, например, «добровольные ЛЕСНЫЕ пожарные» (не зарегистрированные в Реестре, не являющиеся с точки зрения ФЗ№100 «добровольными пожарными»), заключившие договор с Гринпис России об оказании добровольческой помощи в благотворительной деятельности этой организации, получают компенсации расходов, связанных с проездом до места работ на лесных пожарах и обратно, проживанием, питанием, страхованием, покупкой средств индивидуальной защиты.
При этом, нередко имеющиеся и принятые формы привлечения добровольцев (такие, например, как привлечение работников сельскохозяйственных или промышленных предприятий в соответствии с Планами привлечения сил и средств для борьбы с лесными пожарами), требуют разъяснения, более четкого юридического оформления и большего внимания к обеспечению безопасности и обучению привлекаемых работников.
В настоящее время можно говорить о том, что «лесопожарное добровольчество» или добровольная лесная пожарная охрана фактически существует в следующих видах и формах:

- Добровольных пожарные команды и Добровольные пожарные дружины, созданные и оформленные соответствующим образом в соответствии с ФЗ№100 «О добровольной пожарной охране» и работающие в районах, где возможно их привлечение к борьбе с лесными пожарами и иными пожарами на природных территориях
- подразделения добровольной (нештатной) пожарной охраны, созданные на предприятиях и оформленные решением руководителя без образования и регистрации отдельного юридического лица (отношения с работниками-добровольцами оформляются дополнениями к трудовым договорам или отдельными соглашениями с работодателем)
- органы общественного самоуправления и органы самодеятельности (если в их цели и задачи входит борьба с пожарами), созданные по месту жительства граждан и зарегистрированные в установленном порядке в местных органах власти в соответствии с действующим законодательством (их поддержку могут брать на себя муниципальные органы власти)
- некоммерческие организации (юридические лица), по своей уставной деятельности связанные с профилактикой и тушением лесных пожаров и иных пожаров на природных территориях, защитой окружающей среды, но не являющиеся подразделениями добровольной пожарной охраны в соответствии с ФЗ№100. Участники могут заключать договор с организацией на оказание добровольческой помощи в благотворительной деятельности организации и получать соответствующие компенсации. Сами организации, в свою очередь, могут получать помощь из любых, не запрещенных законодательством источников.
- группы (команды), созданные при садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (оформляются решениями указанных организаций, расходы могут компенсироваться из средств организаций, взносов)
- иные некоммерческие, добровольческие и волонтерские организации, общественные объединения и группы вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности (в том числе без образования юридического лица), ставящие перед собой задачи по профилактике и тушению лесных пожаров и иных пожаров на природных территориях.
- стихийно образующиеся и самоорганизованные, как правило, через сеть Интернет группы граждан. Как правило, появляются как реакция наиболее активной части общества на критическую ситуацию с пожарами (задымлением), обычно в городах. Практически, пользуются только правами, которые есть у всех граждан и не рассчитывают на помощь и компенсацию расходов.

Под добровольными лесными пожарными могут пониматься совершеннолетние физические лица, без оплаты труда участвующие в работах по профилактике и тушению пожаров на природных территориях вне зависимости от их пола, национальности, гражданства, социального статуса.
В своей деятельности подразделения добровольной лесной пожарной охраны и добровольные лесные пожарные должны руководствоваться положениями законодательства Российской Федерации, в частности, законами ФЗ№69 «О пожарной безопасности», ФЗ№68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ№7 «О некоммерческих организациях», ФЗ№82 «Об общественных объединениях», ФЗ№135 «О благотворительной деятельности», ФЗ№100 «О добровольной пожарной охране», Лесным кодексом РФ.
При этом следует понимать, что добровольные пожарные, зарегистрированные в соответствии с ФЗ№100 и соответствующими региональными законами, пользуются всеми правами, льготами, мерами социальной защиты, которые предусмотрены данными законами.
Добровольцы, выполняющие работы по профилактике и тушению пожаров, но не являющиеся «добровольными пожарными» (в формулировках ФЗ №100), могут, при наличии соответствующего заключенного договора, получать от общественных организаций, в благотворительной деятельности которых они таким образом участвуют, компенсации расходов, связанных с проездом до места проведения работ и обратно, с проживанием, питанием, медицинским страхованием и приобретением средств индивидуальной защиты (в соответствии с Законом «О благотворительной деятельности»)
Иные категории добровольцев и волонтеров могут принимать посильное участие в работах по профилактике и тушению пожаров в соответствии с ФЗ№69 «О пожарной безопасности» и ФЗ№ 68«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ, но ответственность за свою жизнь и здоровье при выполнении этих работ они несут в полной мере самостоятельно, если иное не предусмотрено договорами, соглашениями и действующим законодательством.
Следует также помнить, что любая безвозмездная деятельность, связанная с профилактикой и тушением пожаров на природных территориях (как и остальная деятельность по охране окружающей природной среды и защите животных) является в соответствии с ФЗ№ О благотворительной деятельности» благотворительной. Должностные лица, препятствующие реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Задачи добровольной лесной пожарной охраны:
- Профилактика нарушений правил пожарной безопасности в лесах и иных требований пожарной безопасности в лесах и на иных природных территориях, выявление возможных нарушителей и передача сведений о фактах нарушений и лицах их нарушивших в соответствующие контролирующие органы
- проведение разъяснительных бесед, участие в образовании и воспитании детей, направленное на снижение количества пожаров по вине человека
- Обнаружение пожаров и возгораний (в том числе методами дистанционного мониторинга, патрулирование, дежурства) и своевременная передача информации об этом в соответствующие государственные органы
- посильное участие в тушении пожаров (на всех стадиях тушения, начиная с разведки пожара, включая работы по защите от огня лесов, иных природных территорий, населенных пунктов, проведение аварийно спасательных и поисковых работ, работы по окарауливанию пожаров)
- осуществление общественного контроля над действиями органов власти в вопросах профилактики и борьбы с пожарами, информирования населения о пожарах
- Информационная работа (в том числе работа со средствами массовой информации), пропагандирующая безопасное поведение на природе, освещающая работу лесных пожарных, распространение достоверной информации о пожарах на природных территориях, угрозе их распространения на леса, ценные природные объекты, населенные пункты, объекты хозяйственной деятельности).
- иная деятельность, направленная на профилактику пожаров, снижение количества пожаров, уменьшение причиняемого ими ущерба.


Особенности организации работы добровольной лесной пожарной охраны:

Деятельность добровольной лесной пожарной охраны осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Уставами соответствующих организаций добровольной лесной пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в действующей редакции) деятельность добровольных лесных пожарных, во всех формах, предусмотренных настоящими методическими рекомендациями, не подлежит лицензированию.
Организация подготовки добровольных лесных пожарных может проводиться как на базе формированияя (организации, группы) добровольных лесных пожарных, так и на базе лесничества, специализированной лесопожарной организации, подразделения авиационной лесной охраны, подразделения государственной противопожарной службы.
Минимальный объем знаний, необходимых добровольному лесному пожарному, содержится в соответствующих учебных пособиях. Рекомендуемое время подготовки (включая практические занятия) составляет 40 часов. Возможно расширение объема необходимых добровольцу знаний и навыков в соответствии со спецификой местности или возложенных задач. Возможна организация самоподготовки добровольцев по разработанным методическим материалам.
Для включения организации добровольной лесной пожарной охраны в расписание выездов пожарной охраны, или для заключения договоров и соглашений с лесничествами, специализированными лесопожарными организациями или органами власти и органами местного самоуправления об осуществлении патрулирования и об участии в тушении пожаров на закрепленной территории (с компенсацией из средств государственных организаций соответствующих затрат добровольцам, с предоставлением соответствующих льгот и социальных гарантий), по каждому добровольцу должны быть предоставлены сведения о прохождении соответствующего обучения и о прохождении им медицинского освидетельствования. В случае прохождения добровольцами обучения в добровольческой организации или в порядке самоподготовки, возможно подтверждение его квалификации при проведении соответствующей квалификационной комиссии в лесничестве или в специализированной лесопожарной организации с оформлением соответствующего документа.
В случае привлечения организаций и групп добровольных лесных пожарных к работам по тушению пожаров без оформления соответствующего договора (соглашения) (без предоставления соответствующих компенсаций, льгот и социальных гарантий со стороны государственных организаций и органов власти), ответственность за подготовку и состояние здоровья добровольцев возлагается на руководителя добровольческой организации (группы), привлекающей конкретного добровольца.
В случае привлечения к работам на пожарах в качестве добровольцев работников предприятий (в соответствии с мобилизационными планами и планами привлечения сил и средств для ликвидации последствий ЧС), ответственность за своевременное обучение, инструктажи по технике безопасности, медицинское освидетельствование несет должностное лицо, принявшее решение о привлечении этих граждан. Руководство предприятия, в свою очередь, несет ответственность за соблюдение прав своих работников и предоставление им соответствующих льгот и социальных гарантий со стороны предприятия (страхование, учет рабочего времени и предоставление отгулов и т.п.).
В случае привлечения к тушению лиц, не прошедших специальной подготовки (например, местных жителей при защите населенного пункта), первичный инструктаж им проводит (организует) руководитель тушения пожара. Он же вправе принять решение о допуске или не допуске к работам на пожарах конкретных лиц.
В любом случае, решение о допустимости или недопустимости нахождения конкретных лиц (в том числе добровольцев вне зависимости от их принадлежности к тем или иным организациям) на пожаре и в пределах границ действия опасных факторов пожара, принимается в каждом конкретном случае руководителем тушения пожара.

В настоящее время существуют следующие организации и группы, готовые работать с добровольцами, обучать их и вовлекать в свою работу по борьбе с пожарами на природных территориях:
Гринпис России www.greenpeace.ru www.forestforum.ru (объявления о занятиях, информация для добровольных лесных пожарных тут: viewforum.php?f=48 )
Общество добровольных лесных пожарных (С-Петербург) www.forestfire.ru
Дружина охраны природы (Москва) www.dopmgu.forest.ru
Геблеровской экологическое общество (Алтай) www.altaigeo.ru

Методические материалы для добровольцев размещены:
info/fires.pdf
Кроме того, можно использовать при подготовке пособия и учебники для профессиональных лесных пожарных, такие как:
info/fireman.pdf
http://www.altai-sayan.com/about/publ/manual_1.pdf
http://airbase23.ru/image/tid/15


Кроме того, для объединения усилий и координации работ, добровольные пожарные используют такие интернет-площадки как:
http://pozar-ru.livejournal.com/
http://rynda.org/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 26 сен 2017, 10:26


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100