Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Лес, лесное хозяйство, лесовосстановление » Государственное управление лесами
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01 ноя 2010, 19:07 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35637

Генеральный план города Москвы до 2025 года, утвержденный законом города Москвы от 5 мая 2010 года № 17, представляет серьезную угрозу не только для исторического наследия и жителей самого города, но и для лесов и других природных территорий Подмосковья. Угроза эта связана с тем, что генплан предусматривает дальнейший значительный рост населения Москвы, который, в свою очередь, сделает неизбежным дальнейший рост инфраструктуры на сопредельных территориях. Сам Генплан предусматривает увеличение официальной численности населения города к 2025 году до 11,2 - 12,0 млн. человек (на 1 января 2010 года, согласно официальным данным Росстата, численность населения Москвы составляла 10563038 человек). Неофициально называются даже значительно большие оценки возможной численности населения города к концу действия Генплана - до 16 млн. человек. В Генплане прямо указывается, что ожидающийся рост экономики города менее чем на 80% обеспечен имеющимися трудовыми ресурсами, и дефицит будет покрываться за счет трудовых мигрантов.

По отношению к лесам и другим природным территориям Подмосковья это означает следующее. Значительный (как минимум на 20% за следующие 15 лет) прирост населения города, на который ориентируется Генеральный план, потребует развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связь города с Подмосковьем и другими регионами страны. Расширение существующих дорог и строительство новых, скорее всего, будет происходить в первую очередь за счет освоения "наиболее бесхозных" земель - в настоящее время таковыми в Подмосковье являются леса и отчасти сельскохозяйственные земли. Государство, которое должно, как собственник, бороться за сохранность этих лесов, на деле раздает земли из-под леса для реализации любых проектов, независимо от их общественной важности и значимости - от коттеджей и скитов до автобанов и лыжероллерных трасс. Ситуацию усугубляет то, что Подмосковье в последние десятилетия развивалось хаотически, главным образом в зависимости от того, где, кто и для каких целей умудрился "хапнуть" себе подходящий кусочек земли. В результате многие возможные коридоры для прокладки автодорог и других линейных объектов вне леса оказались перекрыты новыми поселками, складами и производственными объектами, у которых, как правило, есть хозяева с изрядными административными возможностями. В итоге новые дороги будут строиться, или, по крайней мере, их будут пытаться строить, главным образом по лесам и другим природным территориям, находящимся в государственной собственности и общем пользовании.

Кроме того, увеличение численности населения Москвы потребует развития в Подмосковье новых складских комплексов, дачных поселков и тому подобных объектов, которые также в первую очередь будут возникать на природных территориях, опять же в силу "наибольшей бесхозности" государственных земель (а также в силу того, что иных незастроенных участков вокруг Москвы уже просто не остается). Подмосковье и само планирует развиваться аналогичным образом - за счет бесконечного привлечения новых работников извне и неограниченного роста населения, что значительно увеличит потребность в развитии инфраструктуры. Ключом к такому развитию Московской области является проект Центральной кольцевой автомобильной дороги. При существующем размещении населения, промышленных и складских объектов он просто не имеет смысла, а при реализации существующих планов "концентрации градостроительной деятельности" он неизбежно превратит центральную часть Московской области в единую урбанизированную территорию диаметром около 120 километров с минимальным количеством общедоступных зеленых территорий и чрезмерно высокой плотностью населения. Лесопарковый защитный пояс Москвы при таком развитии ситуации просто прекратит свое существование - при сохранении существующих тенденций вряд ли сколько-нибудь значительные его остатки доживут до 2025 года.


В целом увеличение численности и плотности населения, прямо или косвенно связанное с реализацией Генерального плана города Москвы и Схемы территориального планирования Московской области, практически не оставляет шансов на выживание лесным массивам нынешнего ближнего Подмосковья. Возможно, некоторая их часть сможет сохраниться в виде городских парков, аналогичных нынешним московским особо охраняемым природным территориям, но при такой численности и плотности населения на прилегающих территориях сохранить их как именно леса явно не получится. Превращение Москвы и ближнего Подмосковья в единую урбанизированную территорию с более чем двадцатимилионным населением неизбежно потребует развития мощной инфраструктуры и в прилегающих районах. Фактически это будет означать, что леса, находящиеся сейчас на расстоянии в 30-50 километров от МКАД, окажутся в той же ситуации, в какой сейчас находятся остатки бывшего лесопаркового защитного пояса Москвы, т.е. в условиях, способствующих быстрой деградации лесных экосистем.

Есть только один способ это предотвратить: отказаться от торгово-сырьевой модели построения государства, при которой практически все ресурсы страны - и человеческие, и финансовые - стягиваются в крупнейшие центры, прежде всего в Москву, а остальная часть страны забрасывается, пустеет и достаточно быстро вымирает. Единственный способ сохранить Москву как город, пригодный для безопасного проживания - это перейти к опережающему социально-экономическому развитию остальной территории страны, прежде всего - малых городов и сельской местности. Никакими иными мерами катастрофический рост московской агломерации не остановить - свобода перемещения граждан является неотъемлемой частью современной цивилизации, а при вымирании провинции и экономическом процветании столицы (пусть даже весьма условном) это перемещение неизбежно будет почти исключительно односторонним.

С учетом этого, Генеральный план города Москвы до 2025 года является не столько самостоятельным злом, сколько одним из элементов общего хаоса в планировании развития страны. Фактически запланированный Генпланом Москвы прирост городского населения говорит о том, что люди, как предполагают планировщики, и дальше будут бежать в как-то развивающуюся Москву из умирающих малых городов и деревень - до тех пор, пока чрезмерный рост плотности населения не сделает условия проживания в этом городе почти невыносимыми (по крайней мере для тех, кто не сможет "выгородить" для себя какие-то свои собственные кусочки окружающей среды за высокими заборами с надежной охраной). Отчасти ухудшение качества окружающей среды в Москве и ближнем Подмосковье, связанное с уничтожением остатков природных территорий, будет сглаживаться техническим прогрессом, сокращением грязных производств и выбросов транспорта. Однако, при сохранении существующих тенденций то время, когда Москва станет малопригодной для проживания в силу низкого качества окружающей природной среды, неизбежно наступит.

Ссылки:

Генеральный план города Москвы до 2025 года (официальная информация)

Неофициальный сайт, посвященный генеральному плану развития Москвы

Схема территориального планирования Московской области


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Текущее время: 03 авг 2020, 11:44


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100