Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Лес, лесное хозяйство, лесовосстановление » Государственное управление лесами
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 26 фев 2021, 16:19 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38458

С точки зрения стоящих перед системой государственного управления лесами задач и необходимых реформ, мы сейчас вернулись больше чем на три десятилетия назад, к уровню восьмидесятых годов прошлого века - но при этом потеряли очень много ценных лесов, кадров и знаний. Многое из того, что уже проходили и делали в восьмидесятые и девяностые годы, теперь предстоит пройти и сделать заново - но в худших, заметно более тяжелых, условиях: львиная доля специалистов потеряна, целые лесные районы изрядно опустели, леса еще сильнее разорены, здравый смысл из отрасли ушел, и пока не спешит возвращаться.

В том, что мы в результате череды непрерывных бестолковых реформ провалились на десятки лет вглубь истории, можно убедиться, читая документы последних советских лет - описание ситуации в лесном комплексе и основные проблемы очень похожи на нынешние.

Ниже приводится постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1988 года о совершенствовании управления лесным хозяйством и лесной промышленностью - в нем речь идет о том же самом комплексе проблем, который актуален, и даже в еще большей степени, в наши дни:

- продолжающемся ухудшении качества лесов, снижении их природоохранных функций;

- отставании в развитии перерабатывающих отраслей, низким организационным и технологическим уровнем в части глубокой переработки древесины;

- больших потерях древесины на лесосеках, при транспортировке и переработке;

- не обеспечении восстановления лесов на вырубках, гибели лесных культур, смене ценных хвойных лесов лиственными;

- больших потерях лесов от лесных пожаров;

- отставании в решении социальных вопросов, высокой текучести кадров, остром недостатке в рабочих и специалистах;

- ведомственных и местнических подходах, потребительском отношении к лесу, разобщенности заготовки и воспроизводства леса;

- неэффективности государственного контроля за состоянием и использованием лесных ресурсов;

- эксплуатации лесов не на долговременной основе, а лишь для решения стоящих сегодня задач, и т.д.


Раз уж мы настолько отстали в развитии, причем даже от самих себя - нам надо внимательно изучать и анализировать свой собственный опыт: какие решения и меры уже принимались; какие из них оказались эффективными, а какие - нет, и почему; что из прошлого положительного опыта можно применить в наше время, с учетом всех накопившихся изменений и доступных современных технологий, и какие ошибки следует вспомнить, чтобы больше их не повторять.



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

Постановление от 10 марта 1988 г. № 342

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ СТРАНЫ
(с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совмина СССР от 29.12.1989 № 1172)

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что коренное улучшение дел в лесном хозяйстве и лесной промышленности, осуществление решительных мер по сохранению и приумножению лесных богатств, значительному повышению эффективности лесоперерабатывающего производства имеют важное значение в реализации решений XXVII съезда КПСС по ускорению социально-экономического развития страны.

Лесное хозяйство и лесная промышленность страны, несмотря на огромные лесные ресурсы, все еще не обеспечивают потребностей народного хозяйства и населения в продукции лесной промышленности. Продолжает ухудшаться качество лесов, снижаются их природоохранные функции.

Сложившееся положение вызвано отставанием в развитии перерабатывающих отраслей лесной промышленности, низким организационным и технологическим уровнем лесопромышленного производства, и прежде всего в части глубокой переработки древесины. Значительная часть древесины теряется на лесных делянках, при транспортировке и переработке.

Крупные недостатки имеются в работе лесного хозяйства. Не обеспечивается своевременное восстановление лесов на вырубках, продолжается смена ценных хвойных пород лиственными, значительная часть лесных культур гибнет, велики потери от лесных пожаров.

Отстает от современных требований решение социальных вопросов, в результате чего сохраняется высокая текучесть кадров, лесное хозяйство и лесная промышленность постоянно испытывают острый недостаток в рабочих и специалистах.

Серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию производства в лесном хозяйстве и лесной промышленности, формирование подлинно хозрасчетных отношений и хозяйского отношения к лесным богатствам, является сложившаяся система управления этими отраслями. Она усиливает ведомственный и местнический подходы, способствует укреплению потребительского отношения к лесу. Заготовка леса и его воспроизводство осуществляются разобщенно, не являются органически взаимоувязанным процессом.

Неэффективно осуществляется государственный контроль за состоянием и использованием лесных ресурсов.

Серьезные недостатки в планировании лесопромышленного производства и лесохозяйственной деятельности, распределении лесосечного фонда привели к недопустимому положению, когда эксплуатация лесов строится не на постоянной и долговременной основе, а на решении только стоящих сегодня задач. Все это снижает ответственность работников лесной промышленности за конечные результаты работы, использование лесов и их восстановление, приводит к распылению капитальных вложений, трудовых и материальных ресурсов.

Не получают развития оправдавшие себя на практике комплексные предприятия по воспроизводству лесов, заготовке и переработке древесины, которые имеют более высокие технико-экономические показатели работы, медленно внедряются новые методы хозяйствования, передовые формы организации труда. Большое количество предприятий работает убыточно.

Низкая эффективность использования лесных ресурсов связана также с крупными недостатками в работе Государственного комитета СССР по лесному хозяйству и Министерства лесной, целлюлозно- бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР.

Все это требует осуществления решительных мер по коренной перестройке управления лесным хозяйством и лесной промышленностью.

Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что в перестройке управления лесным хозяйством и лесной промышленностью недопустим формальный подход, безынициативность партийных, советских и хозяйственных органов, предприятий и организаций. Перестройка всей системы управления должна органически сочетаться с возрастающей политической активностью народа, опираться на дальнейшее углубление демократизации в управлении экономикой и совершенствование общественных отношений.


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. Считать одной из важнейших государственных задач партийных, советских и хозяйственных органов, объединений и предприятий, трудовых коллективов лесного хозяйства и лесной промышленности сохранение и приумножение лесных богатств для нынешнего и будущих поколений людей, рачительное их использование на постоянной и долговременной основе, динамичное развитие лесной промышленности, удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в разнообразной лесной продукции. Осуществлять на практике опережающее развитие химической и химико-механической переработки древесного сырья, а также существенное снижение в кратчайшие сроки потерь древесины на всех стадиях заготовки, вывозки и переработки. Кардинальное повышение технического уровня производства, широкое внедрение безотходных и экологически чистых технологий должны стать нормой лесной промышленности. Повсеместно и постоянно заниматься ускоренным решением вопросов социального развития трудовых коллективов.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии, постоянным органам Совета Министров СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, партийным, советским и хозяйственным органам рассматривать перестройку управления лесным хозяйством и лесной промышленностью как один из главных факторов повышения эффективности хозяйствования в этих отраслях. Широко развернуть массово-политическую и организаторскую работу в трудовых коллективах, учебных заведениях, среди населения по воспитанию бережного отношения к лесу как источнику оздоровления окружающей среды, общественному достоянию. Организация управления лесным хозяйством и лесной промышленностью 2. В основу мер по совершенствованию управления лесным хозяйством и лесной промышленностью должны быть положены принципы, отвечающие ленинской идее об использовании лесов как важнейшего общенационального богатства и новым требованиям радикальной реформы хозяйственного механизма, и в частности:

неделимость государственного лесного фонда, базирующаяся на общенародной собственности на леса и их общегосударственном экологическом, экономическом и социальном значении;

четкое разделение функций распоряжения единым государственным лесным фондом страны и функций его хозяйственного использования; непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом на основе создания постоянно действующих комплексных лесных предприятий;

эффективное сочетание отраслевых и территориальных форм управления лесным хозяйством и лесной промышленностью, усиление роли Советов народных депутатов в обеспечении рачительного использования лесных богатств;

ведущая роль экономических форм и методов в управлении лесным хозяйством и лесной промышленностью, широкое применение аренды и платности за лесные ресурсы;

дифференцированный подход к организации управления лесным хозяйством и лесной промышленностью в союзных республиках в зависимости от наличия лесных ресурсов, масштабов заготовки и переработки древесины, лесовосстановительных и других лесохозяйственных работ.

3. Установить, что постоянно действующие комплексные лесные предприятия (объединения), создаваемые на базе лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий (лесхозов, леспромхозов, лесокомбинатов и др.), должны стать основным звеном в лесном хозяйстве и лесной промышленности страны, на которые возлагается выполнение всего объема работ по воспроизводству, охране, защите лесов, заготовке и переработке древесины.

Предприятия (объединения) на территориях, где осуществляется промышленная заготовка леса, выполняют в предоставленном им в долгосрочное пользование на условиях аренды лесном фонде весь комплекс лесохозяйственных работ, заготовку и переработку древесины, сбор пищевого технического сырья, несут ответственность за рациональное использование лесов в интересах народного хозяйства и населения.

В районах, где промышленная заготовка леса не осуществляется или ведется в незначительных объемах, комплексные лесные предприятия должны осуществлять преимущественно лесохозяйственные работы, охрану и защиту лесов, воспроизводство лесного фонда и другую лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность.

4. В целях осуществления задач по коренной перестройке управления лесным хозяйством и лесной промышленностью, повышения действенности контроля за использованием лесных ресурсов, повышения эффективности производства и перехода на новые экономические методы хозяйствования, упразднения излишних звеньев управления признать необходимым образовать союзно-республиканский Государственный комитет СССР по лесу (Госкомлес СССР) на базе Государственного комитета СССР по лесному хозяйству и союзно-республиканское Министерство лесной промышленности СССР (Минлеспром СССР) на базе Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР.

5. Установить, что Государственный комитет СССР по лесу является центральным органом, осуществляющим управление единым государственным лесным фондом СССР, проводит научно-техническую политику в области ведения лесного хозяйства в стране и использования лесных ресурсов, осуществляет контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.


Возложить на Государственный комитет СССР по лесу выполнение следующих основных функций:

участие в разработке долгосрочных концепций, основных направлений и государственных пятилетних планов экономического и социального развития по вопросам лесного хозяйства и определение совместно с Госпланом СССР государственных заказов союзным республикам на выполнение работ по лесовосстановлению, защитному лесоразведению, уходу за лесом, его охране и защите, а также лимитов лесосечного фонда;

определение с участием Государственного комитета СССР по охране природы, Министерства лесной промышленности СССР и Советов Министров союзных республик расчетной лесосеки на долговременной основе по областям, краям и республикам и утверждение ее по согласованию с Госпланом СССР. В связи с этим в пункте 7 (абзац восьмой) Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 исключить слова: "утверждение расчетной лесосеки";

разработку единых для страны систем государственного учета лесов и ведения государственного лесного кадастра, руководство их осуществлением;

проведение лесоустройства, уточнение лесосырьевых и других лесных ресурсов, закрепление в установленном порядке лесосырьевых и потребительских баз, а также их учет и анализ состояния;

организацию селекционного семеноводства и лесопатологического надзора за состоянием лесов, учета и прогнозирования очагов вредителей и болезней, разработку мероприятий по защите лесов;

разработку долгосрочных программ по ведению лесного хозяйства и расширенному воспроизводству лесов, а также мероприятий по усилению водоохранных, поле- и почвозащитных, санитарных и других функций леса, более широкое использование древесины лиственных пород;

разработку и установление возрастов рубок, основных положений, правил и наставлений по вопросам лесопользования, лесовосстановления, охраны лесов от пожаров и вредителей леса и утверждение других лесохозяйственных и экономических нормативов, обязательных для всех министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик;

утверждение по согласованию с Советами Министров союзных республик деления лесов на группы и категории защитности, а также перевод их из одной группы в другую;

руководство научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими организациями союзного подчинения, а также соответствующими сферами деятельности через союзно-республиканские органы лесного хозяйства;

осуществление международного научно-технического и экономического сотрудничества в области лесного хозяйства.

6. Установить, что Министерство лесной промышленности СССР является органом государственного управления лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленностью страны и обязано в новых условиях хозяйствования обеспечить наряду с Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР, занимающимися лесозаготовками и переработкой древесины, удовлетворение потребностей народного хозяйства в лесопродукции, увеличение производства товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, воспроизводство и защиту лесного фонда, закрепленного и переданного ему в аренду.

7. Сосредоточить в ведении союзных республик решение вопросов по охране, защите и воспроизводству лесов, планированию развития лесного хозяйства на территории республик, за исключением лесного фонда, закрепленного и переданного в аренду Министерству лесной промышленности СССР.

ЦК компартий и Советам Министров союзных республик совместно с Государственным комитетом СССР по лесу и Министерством лесной промышленности СССР определить структуру управления лесным хозяйством и лесной промышленностью на территории союзных республик.

При совершенствовании управления лесным хозяйством и лесной промышленностью союзных республик исходить из необходимости сокращения аппарата управления и создания, где это целесообразно, единого органа управления лесным хозяйством и лесной промышленностью.


Принять предложения союзных республик:

по лесному хозяйству

о сохранении в РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Казахской ССР и Литовской ССР союзно-республиканских министерств лесного хозяйства, а в Грузинской ССР и Эстонской ССР - союзно-республиканских комитетов охраны природы и лесного хозяйства;

о создании в Узбекской ССР, Азербайджанской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Армянской ССР и Туркменской ССР производственных лесохозяйственных объединений, упразднив существующие органы управления лесным хозяйством;

по лесной промышленности

об образовании союзно-республиканских министерств лесной промышленности в Украинской ССР, Белорусской ССР и Литовской ССР, производственных объединений - в Грузинской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР.

Министерству лесной промышленности СССР совместно с Советом Министров Узбекской ССР, Советом Министров Казахской ССР, Советом Министров Азербайджанской ССР, Советом Министров Киргизской ССР, Советом Министров Таджикской ССР, Советом Министров Туркменской ССР и Советом Министров Армянской ССР в месячный срок рассмотреть в установленном порядке целесообразность передачи мебельных и деревообрабатывающих предприятий из ведения Министерства лесной промышленности СССР в ведение Советов Министров указанных союзных республик.

8. Учитывая большое разнообразие природно-экономических условий РСФСР, возложить на союзно-республиканское Министерство лесного хозяйства РСФСР проведение всего комплекса работ по лесному хозяйству, защитному лесоразведению, заготовке и переработке древесины в малолесной зоне.

В многолесной зоне РСФСР весь комплекс указанных работ возложить на предприятия Министерства лесной промышленности СССР и лесхозы Министерства лесного хозяйства РСФСР, на территории которых не работают лесозаготовительные предприятия Министерства лесной промышленности СССР.

Лесозаготовительные предприятия Министерства лесной промышленности СССР, расположенные в многолесной зоне РСФСР по перечню краев, областей и автономных республик согласно Приложению, преобразовать в постоянно действующие комплексные лесные предприятия и передать им в установленном порядке из ведения Министерства лесного хозяйства РСФСР соответствующие лесохозяйственные предприятия с объемами лесохозяйственных и промышленных работ.

10. Для дальнейшего повышения концентрации, более эффективного использования сложившихся территориальных связей в развитии производства и решении социальных вопросов, создания экономических и организационных условий для перевода предприятий и организаций лесной промышленности и лесного хозяйства на полный хозяйственный расчет и самофинансирование в областях, краях и автономных республиках с учетом региональных особенностей образуются территориальные производственные, научно-производственные объединения (лесопромышленные комплексы) по ведению лесного хозяйства и лесопромышленного производства. В многолесных областях, краях и автономных республиках РСФСР образуются также управления лесного хозяйства в основном с контрольными функциями с одновременным подчинением Минлесхозу РСФСР.

11. Считать основными задачами союзно-республиканских органов управления лесным хозяйством союзных республик:

выполнение мероприятий по ведению лесного хозяйства, включая меры по обеспечению рационального использования лесов, их восстановлению, созданию высокопродуктивных насаждений, заготовке древесины и ее переработке, а также по охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней;

ведение лесосеменного дела и питомнического хозяйства на селекционной основе, выявление и сохранение генофонда и реликтовых насаждений;

ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра на территории республик;

обеспечение лесосечным фондом лесозаготовительных предприятий и объединений;

заготовку и производство пищевых продуктов леса, лекарственного сырья, использование пастбищных, сенокосных и других угодий, расположенных на землях государственного лесного фонда, для сельскохозяйственного производства;

защитное лесоразведение, облесение пастбищ в пустынных и полупустынных районах страны;

организацию, ведения охотничьего хозяйства (кроме РСФСР, Литовской ССР, Азербайджанской ССР и Казахской ССР);

рациональное использование земель государственного лесного фонда в целях повышения отдачи от каждого гектара лесной площади и эффективности лесохозяйственного производства.

12. Признать целесообразным сохранить действующий порядок отпуска древесины на корню, выделения лесосечного фонда по предприятиям и организациям в пределах расчетной лесосеки, а также распределения и использования древесины, получаемой от рубок ухода за лесом и санитарных рубок, для удовлетворения местных потребностей. Об организации государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов 13. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, являющихся государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа, осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также государственными органами лесного хозяйства и иными специально уполномоченными на то государственными органами.

Установить, что Государственный комитет СССР по лесу контролирует соблюдение правил лесопользования и лесовосстановления предприятиями лесной промышленности и лесного хозяйства независимо от их ведомственной и территориальной принадлежности.


С этой целью Государственный комитет СССР по лесу осуществляет контроль за:

соблюдением порядка использования лесосырьевых баз и лесосечного фонда долгосрочного пользования;

соблюдением правил отпуска древесины на корню в лесах СССР, правил рубок леса, а также рациональным использованием лесозаготовительными предприятиями и организациями отведенного им лесосечного фонда и заготовленной древесины;

своевременным проведением лесовосстановления и лесоразведения способами, обеспечивающими создание в наиболее короткие сроки высокопродуктивных насаждений из хозяйственно ценных древесных пород;

качеством лесохозяйственных работ, соблюдением установленного порядка и правил ведения государственного учета лесов и документации государственного лесного кадастра;

проведением мероприятий по усилению водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других функций леса;

использованием земель государственного лесного фонда в соответствии с их целевым назначением и за охраной этих земель;

соблюдением требований пожарной безопасности и выполнением санитарных правил в лесах, а также защитой их от вредителей и болезней.

Указанные контрольные функции Государственный комитет СССР по лесу осуществляет через органы лесного хозяйства союзных республик.

14. Государственный комитет СССР по охране природы организует государственный контроль за ведением лесного хозяйства и рациональным использованием лесов в тесном взаимодействии с Государственным комитетом СССР по лесу, а также обеспечивает координацию деятельности министерств и ведомств СССР, которые несут ответственность за охрану, защиту и восстановление лесов.

16. Исполкомам местных Советов народных депутатов в полной мере применять предоставленные им права по контролю за использованием, охраной и защитой лесов, шире привлекать общественность к делу обеспечения охраны лесных богатств страны.

Профессиональные союзы, организации молодежи, общества охраны природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане должны оказывать активное содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. О совершенствовании планирования и хозяйственного механизма в лесном хозяйстве и лесной промышленности 17. Государственному комитету СССР по лесу и Министерству лесной промышленности СССР:

разработать с учетом перестройки системы управления лесным хозяйством и лесной промышленностью и осуществить перевод с 1989 года постоянно действующих комплексных лесных предприятий как основного звена в лесном хозяйстве и лесной промышленности на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, организовав их работу в строгом соответствии с положениями Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)";

создать необходимую заинтересованность трудовых коллективов в рациональном использовании лесных ресурсов, увеличении продуктивности и улучшении качественного состава лесов, повышении эффективности лесопромышленного производства и качества работ;

обеспечить широкое распространение различных кооперативных и подрядных форм организации труда в лесопромышленном производстве и лесохозяйственной деятельности для удовлетворения в первую очередь местных потребностей. Деятельность кооперативных организаций сосредоточить на рациональном освоении малоценных, разрозненных участков (недорубов) леса, производстве лесных материалов и товаров народного потребления, а также заготовке плодов, ягод, грибов, лекарственного, технического и других видов сырья.

18. Государственному комитету СССР по лесу и Министерству лесной промышленности СССР:

разработать в 1988 - 1989 годах с участием Советов Министров союзных республик научно обоснованные нормы пользования лесом по областям, краям и республикам;

подготовить с участием Госплана СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике в 6-месячный срок программу развития лесного хозяйства, лесной и лесоперерабатывающей промышленности на 1990 - 1995 годы и на период до 2005 года с учетом научно обоснованных норм пользования лесом для включения ее в проект Концепции социального и экономического развития на 15-летний период.

19. Государственному комитету СССР по лесу и Министерству лесной промышленности СССР с участием Госплана СССР привести в соответствие систему планирования лесохозяйственной деятельности, лесопромышленного производства и распределения лесосечного фонда исходя из настоящего Постановления, имея в виду существенно улучшить организацию учета лесного фонда, анализа его состояния и нормативной базы лесопользования.

* * *

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что работники предприятий и организаций лесного хозяйства, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности примут все меры к повышению эффективности производства и выполнят возложенные на них задачи по улучшению состояния и воспроизводству лесов и обеспечению потребностей народного хозяйства в продукции отрасли.



Приложение к Постановлению ЦК КПСС, Совмина СССР от 10 марта 1988 г. № 342

ПЕРЕЧЕНЬ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК РСФСР, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ СОЗДАЮТСЯ КОМПЛЕКСНЫЕ ЛЕСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МИНЛЕСПРОМА СССР ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ ЛЕСОВ, ЗАГОТОВКЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

Красноярский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Вологодская область
Горьковская область
Иркутская область
Камчатская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Мурманская область
Ленинградская область
Новгородская область
Омская область
Пермская область
Сахалинская область
Свердловская область
Томская область
Тюменская область
Читинская область
Башкирская АССР
Бурятская АССР
Карельская АССР
Коми АССР
Удмуртская АССР
Якутская АССР


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 фев 2021, 00:54 

Сообщения: 793

Редактор новостей писал(а):
С точки зрения стоящих перед системой государственного управления лесами задач и необходимых реформ, мы сейчас вернулись больше чем на три десятилетия назад, к уровню восьмидесятых годов прошлого века - но при этом потеряли очень много ценных лесов, кадров и знаний. Многое из того, что уже проходили и делали в восьмидесятые и девяностые годы, теперь предстоит пройти и сделать заново - но в худших, заметно более тяжелых, условиях: львиная доля специалистов потеряна, целые лесные районы изрядно опустели, леса еще сильнее разорены, здравый смысл из отрасли ушел, и пока не спешит возвращаться.

В том, что мы в результате череды непрерывных бестолковых реформ провалились на десятки лет вглубь истории, можно убедиться, читая документы последних советских лет - описание ситуации в лесном комплексе и основные проблемы очень похожи на нынешние.

Ниже приводится постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1988 года о совершенствовании управления лесным хозяйством и лесной промышленностью - в нем речь идет о том же самом комплексе проблем, который актуален, и даже в еще большей степени, в наши дни.

Раз уж мы настолько отстали в развитии, причем даже от самих себя - нам надо внимательно изучать и анализировать свой собственный опыт: какие решения и меры уже принимались; какие из них оказались эффективными, а какие - нет, и почему; что из прошлого положительного опыта можно применить в наше время, с учетом всех накопившихся изменений и доступных современных технологий, и какие ошибки следует вспомнить, чтобы больше их не повторять.

Полагаю, что ничего полезного из постановления ЦК КПСС и Совмина СССР 1988 года нам извлечь невозможно - это были предсмертные судороги перед распадом СССР. Повторять нам это ни к чему. Постановление предусматривало соединение лесного хозяйства и лесной промышленности в одну структуру. После издания этого постановления ещё в течении двух лет из-за жесточайшего сопротивления местных властей лесное хозяйство поэтапно отдавали под крыло лесной промышленности. Лесхозы были расформированы, лесничества распределены между лесозаготовительными предприятиями в соответствии с их территориальным расположением, образовав вместе с ними комплексные леспромхозы. Казалось бы, реформа лесоуправления преследовала благие намерения: сосредоточить в одних руках всё многообразие хозяйственной деятельности в лесу, вести комплексное хозяйство. На практике же эти реформы обернулись сущим бедствием для лесного хозяйства. Леспромхозы использовали переданную им лесохозяйственную технику на лесозаготовках. Имели место даже случаи, когда были ликвидированы пожарно-химические станции, а принадлежащие им автомашины, мотоциклы, бульдозеры переданы леспромхозам и сплавным конторам. Часто рубки велись без выписки лесорубочных билетов, нарушались предельные размеры и сроки примыкания лесосек, объёмы лесозаготовок превышали установленные нормативы – расчётную лесосеку. При возрождении лесхозов оказалось, что многие хозяйства лишились создаваемой десятилетиями материально-технической базы, а отдельные – даже зданий контор лесхозов.
Нецелесообразность объединения лесного хозяйства и лесной промышленности стала очевидной: 27 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принимает постановление, в котором в очередной раз предусмотрено сосредоточить в ведении государственных органов лесного хозяйства все леса, за исключением колхозных, для предоставления их в пользование на условиях аренды. Но, в связи с набирающим темпы распадом государства под названием Союз Советских Социалистических Республик и появлением на его просторах новых независимых государств, предписание высшего представительного и законодательного органа страны затянулось, к его реализации приступили лишь спустя два года.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 фев 2021, 05:27 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38458

земеля писал(а):
Полагаю, что ничего полезного из постановления ЦК КПСС и Совмина СССР 1988 года нам извлечь невозможно - это были предсмертные судороги перед распадом СССР. Повторять нам это ни к чему.
Может быть, и ни к чему: действительно, ходить по кругу - не самое лучшее занятие. Однако, мы во многих отношениях уже повторяем, и давно, последнее десятилетие жизни СССР, и, думаю, нам еще через многое, похожее на конец восьмидесятых и начало девяностых, придется пройти по второму разу. Пройдем мы на этот раз умнее, или глупее, или так же, с лучшими, худшими или примерно такими же результатами - во многом будет зависеть от того, насколько мы осмыслим и используем свой же собственный опыт.
земеля писал(а):
Постановление предусматривало соединение лесного хозяйства и лесной промышленности в одну структуру.
Думаю, что главная задача, которую надо было решить тогда (не решили), и которую по-прежнему надо решить сейчас - это не структуру какую-то новую выстроить, а объединить все хозяйственные мероприятия от лесовосстановления до рубки главного пользования в единый цикл лесовыращивания, чтобы сама возможность заготовки древесины предопределялась качеством и результативностью лесного хозяйства. У нас ни тогда этого цикла не было, ни сейчас. Возможность заготовки древесины практически никак не зависит от того, чем кончились и к чему привели попытки лесовосстановления на ранее вырубленных или сгоревших площадях. Поэтому стимулов к эффективному вопроизводству лесов практически ни у кого нет - лесовосстановление работает почти исключительно на красивую отчетность и статистику, и на удовлетворение многочисленных проверяющих; к практике лесопользования оно не имеет почти никакого отношения (в тайге - совсем никакого).
земеля писал(а):
При возрождении лесхозов оказалось, что многие хозяйства лишились создаваемой десятилетиями материально-технической базы, а отдельные – даже зданий контор лесхозов.
А разве не такими же оказались результаты, например, введения Лесного кодекса РФ 2006 года? Так что по факту многое повторяется, чего можно было бы избежать, если бы мы лучше изучали и анализировали свой же собственный опыт.

То есть на грабли те же самые мы наступаем, и не по одному разу - а вот результатов, которые были бы нужны, так и не достигаем. Хотелось бы, чтобы было наоборот. А для этого нужно анализировать свои прошлые ошибки и попытки реформ. В восьмидесятые многое не получилось, и кончилось агонией с распадом, во многом именно потому, что опоздали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 фев 2021, 05:37 

Сообщения: 1305

На моей памяти развал лесного хозяйства начался именно в 1980 году. Конечно в отдельно взятом лесхозе, но весьма передовом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 фев 2021, 06:51 

Сообщения: 81

В управлении лесами необходимо различать два вида деятельности: администрирование и ведение хозяйства
Названное постановление признало ошибочным ведение хозяйства за годы советской власти, когда биология леса была разрушена принудительно отделением рубок леса от лемовыращивания
Классическое лесное хозяйство, как его понимает весь мир,
и как оно было организовано в дореволюционной России,есть соединение рубок с лесовосстановлением и уходом за лесом организационно,технологически и экономически.
И эта аксиома может быть реализована при разных формах администрирования на верхних этажах власти под Минприродой или Минпромторгом
В советское время и Минлеспром и Госкомлес давали единичные примеры успешного хозяйствования.
Но это были выставочные экземпляры
Возложение на арендаторов ответственности за ведение лесного хозяйства это движение в правильном направлении, где не хватает нескольких шагов: правового и экономического.
Но совсем плохо обстоит дело с хозяйством на землях лесного фонда, не переданных в аренду
Наведение порядка в хозяйстве должно стать приоритетом в совершенствовании лесных отношений
Для этого соединим посевную с уборкой урожая по примеру сельского хозяйства


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 фев 2021, 09:28 

Сообщения: 793

Редактор новостей писал(а):
земеля писал(а):
Полагаю, что ничего полезного из постановления ЦК КПСС и Совмина СССР 1988 года нам извлечь невозможно - это были предсмертные судороги перед распадом СССР. Повторять нам это ни к чему.
Может быть, и ни к чему: действительно, ходить по кругу - не самое лучшее занятие. Пройдем мы на этот раз умнее, или глупее, или так же, с лучшими, худшими или примерно такими же результатами - во многом будет зависеть от того, насколько мы осмыслим и используем свой же собственный опыт.
Согласен. Опыт накоплен достаточно большой, чтобы отказаться от идеи соединения лесного хозяйства и лесной промышленности в одну структуру. Уже только в послевоенный период в бытность СССР пробовали запрячь ЛХ и ЛП в одни сани и каждый раз спустя несколько лет после начала эксперимента возвращались к исходному состоянию. Первый раз это случилось в бытность совнархозов в 1960-1961 гг.О царящих в тот период порядках свидетельствуют материалы проверок Инспекции лесного хозяйства и охраны леса Главлесхоза РСФСР по N области. При проверках качества отвода лесосек отмечались факты массового сокрытия от учёта нарушений, выявленных работниками лесного хозяйства, находящихся в подчинении лесозаготовителей, таких как рубка леса за границей отведённой лесосеки, неочистка лесосек от порубочных остатков, брошенная заготовленная древесина и других. Начальник лесозаготовительного комбината давал письменное указание, которым запретил главным лесничим леспромхозов принимать меры по взысканию сумм неустоек за выявленные лесонарушения, допущенные леспромхозами совнархоза. Он обязал материалы по лесонарушениям представлять в комбинат, который как арбитр будет их рассматривать и принимать соответствующее решение. И работники лесохозяйственных структур вынуждены были подчиняться, хотя и информировали вышестоящие органы о таких противозаконных действиях своего руководства. Уже в 1963 году все лесхозы были восстановлены как самостоятельные юридические лица. Второй раз это случилось в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1 октября 1985 года и постановлением Совета Министров РСФСР от 25 октября 1985 года, когда многие лесхозы были переданы в состав леспромхозов и на их базе организованы комплексные леспромхозы. А в 1988 году уже в третий раз безуспешно пытались скрестить эти две хозяйствующие структуры. В довоенный период также предпринималось несколько неудачных попыток проведения такой реорганизации. Опыта вполне достаточно, чтобы ещё раз не наступать на одни и те же грабли.
Редактор новостей писал(а):
Думаю, что главная задача, которую надо было решить тогда (не решили), и которую по-прежнему надо решить сейчас - это не структуру какую-то новую выстроить, а объединить все хозяйственные мероприятия от лесовосстановления до рубки главного пользования в единый цикл лесовыращивания, чтобы сама возможность заготовки древесины предопределялась качеством и результативностью лесного хозяйства. У нас ни тогда этого цикла не было, ни сейчас.
Выполнять хозяйственные мероприятия от лесовосстановления до рубки главного пользования в едином цикле лесовыращивания арендаторы государственной собственности всячески сопротивляются, им это не нужно, а частных собственников лесов у нас нет и, слава Богу, по всей вероятности не скоро появится.
Редактор новостей писал(а):
земеля писал(а):
При возрождении лесхозов оказалось, что многие хозяйства лишились создаваемой десятилетиями материально-технической базы, а отдельные – даже зданий контор лесхозов.
А разве не такими же оказались результаты, например, введения Лесного кодекса РФ 2006 года?
Результаты одни и те же, только причины разные.

Редактор новостей писал(а):
То есть на грабли те же самые мы наступаем, и не по одному разу - а вот результатов, которые были бы нужны, так и не достигаем. Хотелось бы, чтобы было наоборот. А для этого нужно анализировать свои прошлые ошибки и попытки реформ. В восьмидесятые многое не получилось, и кончилось агонией с распадом, во многом именно потому, что опоздали.
Нет не потому, что опоздали с объединением ЛХ и ЛП в единое целое, а потому, что после распада СССР к власти пришли могильщики советской власти, которые с целью прихватизации государственной собственности разрушили всю экономику страны. И до сих пор во многих отраслях народного хозяйства ещё не достигнуты результаты 1988-1990 гг., а ведь прошло уже три десятилетия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 фев 2021, 11:04 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38458

земеля писал(а):
Выполнять хозяйственные мероприятия от лесовосстановления до рубки главного пользования в едином цикле лесовыращивания арендаторы государственной собственности всячески сопротивляются, им это не нужно
А чему именно они сопротивляются? Законодательство не требует, чтобы лесовыращивание и лесопользование образовывали единый замкнутый цикл, никакой связи между начальными этапами (лесовосстановлением) и конечными (заготовкой древесины) даже по закону нет.

По закону арендатор получает право на своем участке заготавливать древесину в определенных договором объемах, и за это он обязан исполнить три основных требования:

- платить арендную плату;

- поддерживать полагающийся бумагооборот;

- проводить какие-то (законодательно не определено, какие именно - так что те, о которых договорится уже после заключения договора, на этапе экспертизы ПОЛ) лесохозяйственные мероприятия.

Больше ничего крупного и значимого. И никакой связи между тем, как арендатор ведет лесное хозяйство, и что он может рубить, по закону нет.

И надежной защиты от передела аренды у подавляющего большинства арендаторов тоже нет, причем риск потерять аренду тоже никак не зависит от того, как арендатор ведет лесное хозяйство.

Так что ничему арендаторы не сопротивляются - делают для воспроизводства лесов ровно то, что полагается по закону, то есть в подавляющем большинстве случае ничего или почти ничего.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 фев 2021, 15:08 

Сообщения: 793

Редактор новостей писал(а):
земеля писал(а):
Выполнять хозяйственные мероприятия от лесовосстановления до рубки главного пользования в едином цикле лесовыращивания арендаторы государственной собственности всячески сопротивляются, им это не нужно
А чему именно они сопротивляются? Законодательство не требует, чтобы лесовыращивание и лесопользование образовывали единый замкнутый цикл, никакой связи между начальными этапами (лесовосстановлением) и конечными (заготовкой древесины) даже по закону нет.

Так что ничему арендаторы не сопротивляются - делают для воспроизводства лесов ровно то, что полагается по закону, то есть в подавляющем большинстве случае ничего или почти ничего.

Ответ мог бы быть получен от самих арендаторов в результате гипотетического опроса: Согласны ли Вы (арендатор) при государственной собственности на леса выполнять весь комплекс лесохозяйственных, лесовосстановительных, лесозащитных, противопожарных работ на своём арендном участке, включая тушение пожаров, финансировать проведение лесоустройства, затраты на авиаобслуживание, нести иные затраты по повышению потенциала лесного фонда, если Вас освободят от арендной платы. Но при условии, что при ухудшении состояния лесов (лесистости, породного состава, товарной структуры, запаса спелых лесов в расчёте на 1 га) к Вам будут применены меры по снижению установленного отпуска древесины с арендного участка и введены штрафные санкции, позволяющие компенсировать допущенное Вами снижение количественных и качественных характеристик лесов. Гипотетического потому, что получить объективную оценку происходящего будет довольно сложно, а может быть и невозможно. Что-то мне интуиция подсказывает, что ответ подавляющего числа арендаторов будет отрицательным. Но нужно иметь в виду, что государство должно найти средства также для хоть какого-то содержания лесов вне арендных участков, в защитных и резервных лесах, на контрольные мероприятия в границах аренды, на ГИЛ, науку, образование и т. д. По идее эти траты тоже должны бы возмещать лесопользователи, а не ложиться на ни в чём не повинных граждан-налогоплательщиков.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 фев 2021, 18:54 

Сообщения: 97

Существует мнение, что для преодоления этого коллапса было бы полезным воссоздать в составе лесного сектора России на равноправной экономической и юридической основе постоянного функционирования и взаимодействия две отрасли, а именно - лесное хозяйство и лесную промышленность (лесозаготовительная и деревоперерабатывающая деятельность).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 фев 2021, 19:52 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

В одну реку нельзя войти дважды. Как никак общественный строй поменялся. Сократ прав, проблем две - правовая и экономическая. Нету у нас экономической базы для необходимых реформ, отсюда и в развития мало. Экономические взаимоотношения всех и всяких лесных сторон регулируются административно назначенными ставками платы за изъятие лесного ресурса. Век или два назад ставки, наверное, можно было назначать. Уровень и размах лесопользования был другим. А сейчас по ставкам, либо лесовладелец не дополучит свой лесной доход, либо лесопользователь переплатит больше возможного. И то и другое тормоз развития.
Как возникла оплата по ставкам? Предполагаю, пока дерево стояло на корню, оно числилось за лесовладельцем. Прежде чем отделить дерево от пня, следовало его купить. В советские времена, факт оплаты сохранили, но перенесли по срокам, с предоплаты - на "по срокам аренды". В постсоветский период и эту практику извратили, объединив налог на землю и ставки платы. Приняв за правило дарить лесной доход (т.н. инвестпроекты) еще до того как он поступит в казну. С учетом конкурсных коэффициентов, фактическая оплата за изъятие лесного ресурса окончательно потеряла связь с самим ресурсом.
Предлагаю заменить оплату по ставкам лесным налогом. Оплату налога совместить с фактом купли-продажи древесины. Пока лесоруб не продал (не списал по бухучету) древесину, она ему не принадлежит. Как только продал, банк изымает лесной налог и с продавца и с покупателя. С каждого по 2% от стоимости сделки. Так лесной доход государства будут формировать не только лесорубы, но и перекупщики и переработчики.
Заустановив рыночные экономические правила, на них, как на фундаменте можно формировать остальное правовое поле.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 фев 2021, 10:44 

Сообщения: 81

Лесной налог предлагался как инструмент распределения ответственности
за заготовленную древесину между государством--собсвенником леса и частным бизнесом.После налога не надо проводить репрессивные действия с надзором на транспорте и на складах.
Прозрачные правовые и финансовые отношения не нужны властям
Предложения были отвергнуты ещё во времена Валентика .
Лесные власти сегодня боятся экономики как черт ладана


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 фев 2021, 15:11 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

Философ Сократ писал(а):
Лесной налог предлагался как инструмент распределения ответственности
за заготовленную древесину между государством--собсвенником леса и частным бизнесом.После налога не надо проводить репрессивные действия с надзором на транспорте и на складах.
Прозрачные правовые и финансовые отношения не нужны властям
Предложения были отвергнуты ещё во времена Валентика .
Лесные власти сегодня боятся экономики как черт ладана
Нас часом не оккупировали??


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 фев 2021, 15:34 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38458

Скорее одурачили. Или одурманили.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 фев 2021, 20:47 

Сообщения: 2110

земеля писал(а):
Постановление предусматривало соединение лесного хозяйства и лесной промышленности в одну структуру. После издания этого постановления ещё в течении двух лет из-за жесточайшего сопротивления местных властей лесное хозяйство поэтапно отдавали под крыло лесной промышленности. Лесхозы были расформированы, лесничества распределены между лесозаготовительными предприятиями в соответствии с их территориальным расположением, образовав вместе с ними комплексные леспромхозы.

Иногда, мне кажется, что с некоторыми участниками форума мы живём в разных странах.
Последний раз объединение с леспромхозом у нас было с конца 1959 года по начало 1965 года. В 80 - 90-ых годах не было расформирования лесхозов (лесфонд), а распределение лесничеств между лесозаготовительными предприятиями - совсем дичь. Как был лесхоз, так по сей день. Название только сменил. Стал ОГКУ........... лесничество.
Хотя, "земеля", видимо знает больше.... Россия страна большая.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 фев 2021, 20:58 

Сообщения: 2110

Редактор новостей писал(а):
Думаю, что главная задача, которую надо было решить тогда (не решили), и которую по-прежнему надо решить сейчас - это не структуру какую-то новую выстроить, а объединить все хозяйственные мероприятия от лесовосстановления до рубки главного пользования в единый цикл лесовыращивания, чтобы сама возможность заготовки древесины предопределялась качеством и результативностью лесного хозяйства. У нас ни тогда этого цикла не было, ни сейчас. Возможность заготовки древесины практически никак не зависит от того, чем кончились и к чему привели попытки лесовосстановления на ранее
вырубленных или сгоревших площадях.

Полностью согласен с оценкой ситуации. Способ решения задачи - построение рыночной экономики в лесном хозяйстве.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 фев 2021, 21:09 

Сообщения: 2110

земеля писал(а):
а частных собственников лесов у нас нет и, слава Богу,

Вот и плохо, что нет. Без предпринимательства развитие в лесном хозяйстве невозможно, а без гарантий частной собственности, как формы защиты результатов труда, предпринимателей в лесном хозяйстве не будет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 фев 2021, 21:20 

Сообщения: 2110

Александр Французов писал(а):
Заустановив рыночные экономические правила, на них, как на фундаменте можно формировать остальное правовое поле

Рынок, среди прочего, - это свободное движение цен, в частности цен на лес на корню в лесном хозяйстве.
В администрировании изощрялись более ста лет, считаете деформацию естественного положения вещей можно продолжить?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 фев 2021, 23:35 

Сообщения: 793

Чеглок писал(а):
Иногда, мне кажется, что с некоторыми участниками форума мы живём в разных странах.
Последний раз объединение с леспромхозом у нас было с конца 1959 года по начало 1965 года. В 80 - 90-ых годах не было расформирования лесхозов (лесфонд), а распределение лесничеств между лесозаготовительными предприятиями - совсем дичь. Как был лесхоз, так по сей день.

Чеглок, читайте первый пост Редактора новостей по этой теме. Фрагмент:
Цитата:
Приложение к Постановлению ЦК КПСС, Совмина СССР от 10 марта 1988 г. № 342

ПЕРЕЧЕНЬ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК РСФСР, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ СОЗДАЮТСЯ КОМПЛЕКСНЫЕ ЛЕСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ МИНЛЕСПРОМА СССР ПО ВОСПРОИЗВОДСТВУ ЛЕСОВ, ЗАГОТОВКЕ И ПЕРЕРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

Красноярский край
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Архангельская область
Вологодская область
Горьковская область
Иркутская область
Камчатская область
Кемеровская область
Кировская область
Костромская область
Мурманская область
Ленинградская область
Новгородская область
Омская область
Пермская область
Сахалинская область
Свердловская область
Томская область
Тюменская область
Читинская область
Башкирская АССР
Бурятская АССР
Карельская АССР
Коми АССР
Удмуртская АССР
Якутская АССР

Комплексные предприятия МИНЛЕСПРОМА СССР создавались за счёт объединения лесхозов с лесничествами Государственного комитета СССР по лесу и леспромхозов Министерства лесной промышленности СССР


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 09:02 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

Чеглок писал(а):
Александр Французов писал(а):
Заустановив рыночные экономические правила, на них, как на фундаменте можно формировать остальное правовое поле
Рынок, среди прочего, - это свободное движение цен, в частности цен на лес на корню в лесном хозяйстве.
В администрировании изощрялись более ста лет, считаете деформацию естественного положения вещей можно продолжить?
Я считаю, ставки тормозом лесного комплекса. Считаю, что для целей лесозаготовок административные ставки вполне можно заменить налогом. Поставив лесной доход государства в зависимость от выгоды лесопользователя. Сами ставки при этом уничтожать не надо. Применять ставки в случаях рубки не связанных с заготовкой.
Предварительный расчет показывает, достаточно взять 2% налога с суммы купли-продажи древесины и с продавца и с покупателя, чтобы гарантировано перекрыть текущий лесной доход государства по неподвижным ставкам. Чем дороже бревна на рынке и чем больше объем легального оборота древесины, тем больше доход государства.
Заготовитель еще ничего не продал, а уже должен выплатить за лес на корню. Деньги тоже стоят денег. Где взять средства на предоплату по ставкам? Так в деньгах по ставкам незримо сидит кредитная составляющая.
В арендных платежах оставить только плату за землю. В этом случае возникают новые возможности для государственного управления арендаторами в интересах лесоводства. За площадь вырубок (площадь лесовосстановления) можно брать с арендатора по нарастающей. В договоре аренды прописать стоимость аренды площади вырубки в первый второй и каждый последующий годы. Не восстановил лес, так и не надо! Плати за это удовольствие. Площади восстановленные, а равно находящиеся в процессе восстановления, ценными породами - передавать в аренду по нулевым или минусовым ставкам за гектар. Площадь лесных дорог арендовать особо, разделив на дороги в аренду полученные и за период аренды построенные.
Т.е. и стимулировать лесовосстановление и компенсировать капитальные затраты арендатора на улучшение участка. Разные виды площадей - разные ставки аренды за гектар. Суммируй движение площадей в конце каждого года, получай расчет суммы аренды на год следующий. Суммарную расчетную стоимость аренды устанавливать на один год вперед, оговорив ее размер в диапазоне от нуля до плюс бесконечности. Чем лучше содержится участок тем меньше платить за его аренду.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 09:37 

Сообщения: 62
Откуда: Архангельская область

Без учета экономики правильное ведение ЛХ утопия. Эффективное ЛХ возможно только в высокопродуктивных насаждениях. На северах, в многолесных субъектах доля в расчетной лесосеке низкопродуктивных насаждений (Vа-Vб) доходит до 70 %, о каком эффективном лесовосстановлении можно тут говорить. Ни в одном из документов стратегического планирования об этом серьезно не говориться. В аренду участки передаются тоже без учета продуктивности лесов. Исторически сложилось так что 90% объема заготовки древесины ложатся на многолесные территории, в том числе не менее 50% в низкобонитетных лесах, а это значит, что фактическая РЛС превышается в 2 раза и изначально сомнительного успешного лесовосстановления как минимум на 50 % площади рубки. Вкладывать средства на лесовосстановление на низкопродуктивных лесных землях мгко говоря не эффективно а точнее глупо. Мое мнение, надо начинать с разумного определения РЛС и исключения из лесопользования низкопродуктивных лесов а затем строить дальнейшие лесные отношения на реальной информации о продуктивности лесов, определение стоимости лесных ресурсов, зоны экономически обоснованного интенсивного ведения ЛХ и двигаться дальше по мере достижения реальных результатов и их правильной оценки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 09:57 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38458

Думаю, что практика бюджетного финансирования или административного принуждения лесопользователей к искусственному лесовосстановлению после рубок лесов V бонитета и ниже должна быть полностью прекращена, в лесах IV бонитета - сведена к абсолютному минимуму, только на самых доступных и важных для людей участках. Надо признать, что искусственное лесовосстановление (за исключением случаев восстановления каких-то особенно ценных лесных экосистем в природоохранных целях - это очень редкие случаи) представляет собой элемент хозяйственного цикла лесовыращивания, и проводить его надо там, где это имеет экономический смысл. Где не имеет - проводить не надо.

Приоритет должен быть отдан искусственному лесовсстановлению на землях высших классов бонитета - II и выше, причем на доступных территориях, где можно обеспечить полный цикл последующего ухода и промежуточного пользования.

Но если в регионе или лесничестве не обеспечиваются необходимые объемы и качество рубок ухода в молодняках (не только культурах, но и молодняках естественного происхождения на землях высокой продуктивности) - бюджетное финансирование и принуждение лесопользователей к искусственному лесовосстановлению надо сокращать или прекращать, и все высвобождающиеся средства и силы вкладывать в уход за молодняками, как приоритетные с точки зрения воспроизводства лесов мероприятия. Возвращать и наращивать искусственное лесовосстановление - только после того, как будет налажен и доведен до нужного уровня уход за молодняками.

За свои деньги - конечно, любой лесопользователь должен иметь право хоть сто тысяч сеянцев с ЗКС сажать на гектар после рубки ("любой не опасный для леса каприз - но только за свои деньги"). Но с разбазариванием государственных денег на бесполезные с точки зрения итоговых результатов работы, и с принуждением лесопользователей к бесполезным работам и бессмысленным лесохозяйственным обрядам, пора завязывать, и тратить деньги и силы на полезные работы.

Разумеется, расчетная лесосека и установленные объемы заготовки по договорам аренды должны корректироваться (по факту это будет означать местами снижение в разы) с учетом продуктивности лесов (для начала - распределения по бонитетам), и с учетом результатов воспроизводства лесов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 11:59 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

Вашими бы устами да мед пить. Прям зачитался.
Хорошо бы РЛС в гектарах. Да разбивкой в зависимости от продуктивности лесов.
Получил бы в аренду участок, где во II бонитете можно вырубить 1500 га в год, а в V только 50 га. Похозяевал, и нету леса во II - м бонитете. Так теперь рости его (в смысле лес). А пока не вырастил, обходись 50 га вырубки.
Но мы то нынче все 1550 га можем сложить и одним чохом в IV - V выбрать. Потом чой-то у нас культуры не приживаются...
V - й признаться мало рубим (запас меньше 100 кбм), а IV в полный рост. Хвойную расчетку больше и набрать не где. I-й теперь только по осине, (сосновые бора исключение), а II-й по березе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 12:18 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38458

Ну так естественно, что после многих десятилетий освоения лесов по принципу "от лучших к худшим", хвойные остались в основном или на наименее доступных участках, или на наименее продуктивных. А на лучших лесных землях в таежной зоне почти повсеместно произошла смена пород - от хвойных к мелколиственным.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 12:50 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

Редактор новостей писал(а):
Ну так естественно, что после многих десятилетий освоения лесов по принципу "от лучших к худшим", хвойные остались в основном или на наименее доступных участках, или на наименее продуктивных. А на лучших лесных землях в таежной зоне почти повсеместно произошла смена пород - от хвойных к мелколиственным.
однако, к мягколиственным


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 13:56 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 38458

В этом контексте и "мягколиственные", и "мелколиственные" - правильно.

ГОСТ 18486-87 Лесоводство. Термины и определения включает оба эти термина. Для биологов (я все-таки биолог) более привычен термин "мелколиственные", для лесников - "мягколиственные".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 21:08 

Сообщения: 2110

Александр Французов писал(а):
Я считаю, ставки тормозом лесного комплекса.

В царской России, в казённых лесах, древесина на корню продавалась только с аукционов. Таксовая стоимость свободному движению цен не мешала.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 21:20 

Сообщения: 2110

Александр Французов писал(а):
Предварительный расчет показывает, достаточно взять 2% налога с суммы купли-продажи древесины и с продавца и с покупателя, чтобы гарантировано перекрыть текущий лесной доход государства по неподвижным ставкам.

А если транзакция не состоялась? Например, фирма заготовитель "рога и копыта" растворилась вместе со срубленным лесом?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 21:33 

Сообщения: 2110

Александр Французов писал(а):
Заготовитель еще ничего не продал, а уже должен выплатить за лес на корню.

Так Вы, например, новые ботинки тоже вначале покупаете, а потом носите.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 21:46 

Сообщения: 2110

Александр Французов писал(а):
арендных платежах оставить только плату за землю. В этом случае возникают новые возможности для государственного управления арендаторами в интересах лесоводства.

Вы всерьёз полагаете, что чиновники управляющие лесами работают в интересах лесоводства? Более ста лет их неустанного труда, и какой же результат?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 мар 2021, 21:52 

Сообщения: 2110

Чеглок писал(а):
В царской России, в казённых лесах, древесина на корню продавалась только с аукционов.

За малым исключением - если быть точнее.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 мар 2021, 07:53 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

Чеглок писал(а):
Александр Французов писал(а):
Я считаю, ставки тормозом лесного комплекса.
В царской России, в казённых лесах, древесина на корню продавалась только с аукционов. Таксовая стоимость свободному движению цен не мешала.
А зачем делать изменчивый элемент в статичной системе. Всей-то казенки было 18.9 тыс. га. (включая водоемы и угодья лесников) Лесопользование ограничивалось рубкой деревьев. (ни тебе дорог, ни пожаров) Сортиментный состав вдвое меньший. Цены на рынке предсказуемы. Доход лесоруба заведомо определен. Система прозрачна и постоянные ставки более чем логичны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 мар 2021, 08:13 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

Чеглок писал(а):
Александр Французов писал(а):
Предварительный расчет показывает, достаточно взять 2% налога с суммы купли-продажи древесины и с продавца и с покупателя, чтобы гарантировано перекрыть текущий лесной доход государства по неподвижным ставкам.
А если транзакция не состоялась? Например, фирма заготовитель "рога и копыта" растворилась вместе со срубленным лесом?
Срубил 100 000 кубов и не продал? Куда ж с тем лесом растворится можно? Даже если и так, сам по себе налог на продажу круглого леса от этого не шелохнется. Собираемость налога не бывает 100%.
Но к этому надо стремится. Есть реальный шанс, что изменениями в лес ЕГАИС и отслеживанием оборота древесины еще год, два и "рога по отшибают". Лесозаготовки станут окончательно поднадзорно подконтрольными. Мой дед, наверное, сказал бы конкретнее - подконвойными.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 мар 2021, 08:25 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

Чеглок писал(а):
Александр Французов писал(а):
Заготовитель еще ничего не продал, а уже должен выплатить за лес на корню.
Так Вы, например, новые ботинки тоже вначале покупаете, а потом носите.
Если кто-то будет босый, обувная фабрика не покосится. А вот если магазины перестанут брать фабричную обувку под реализацию, фабрике кердык. Видите разницу, конечный покупатель "деньги вперед", а оптовый отдаст после, как продаст.
Я толкую про арендатора. Арендатор деньги вперед рубки, и не платил, и не будет. В этом одна из выгод аренды.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 мар 2021, 08:47 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

Чеглок писал(а):
Александр Французов писал(а):
арендных платежах оставить только плату за землю. В этом случае возникают новые возможности для государственного управления арендаторами в интересах лесоводства.

Вы всерьёз полагаете, что чиновники управляющие лесами работают в интересах лесоводства? Более ста лет их неустанного труда, и какой же результат?
Я не полагаю, что состояние лесоводства - заслуга чиновников. Чиновник - инструмент, часть госмеханизма. Мы же не обвиняем молоток, когда вместо шурупа попадаем по пальцу!? Я уверен, что нынешнее управление, влияние, как минимум не гибкое. Возможное через единственный рычаг в виде отъема аренды. А на практике, так просто неосуществимое, т.е. никакое. Другими словами, если есть молоток, но нет даже гвоздей - откуда взяться скворечнику?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 мар 2021, 08:54 

Сообщения: 1050
Откуда: МЛТИ 1987 г; ЦНИИМЭ 1990 г; Вологодская обл.

Чеглок писал(а):
Чеглок писал(а):
В царской России, в казённых лесах, древесина на корню продавалась только с аукционов.

За малым исключением - если быть точнее.
http://mysteriouscountry.ru/wiki/index.php/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_1913_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_%28%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BE-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%29/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#.D0.9A.D0.B0.D0.B7.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.B5.D1.81.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.B8.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.B8_.D0.B2_1913.C2.A0.D0.B3._.28.D1.82.D1.8B.D1.81._.D0.B4.D0.B5.D1.81..29 Лесное хозяйство 1913 год.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 35 ] 

Текущее время: 16 окт 2021, 08:18


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100