Лесной форум Гринпис

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.





Начать новую тему Ответить на тему   Список форумов » Охрана лесов » Лесные и торфяные пожары
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 05 авг 2016, 17:28 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35482

Межгосударственный авиационный комитет опубликовал промежуточный отчет о расследовании катастрофы самолета Ил-76 ФГБУ "АСК МЧС России" при тушении лесного пожара на севере Качугского района Иркутской области 1 июля 2016 года. С отчетом можно ознакомиться на сайте МАК (ссылка).

Наиболее важная информация содержитя в разделе 1.1 "История полета" (страницы 11-14). По описанию истории полета можно сделать вывод о том, что полет к "точке пожара" (этот термин используется в отчете) осуществлялся по координатам, полученным в ГУ МЧС по Иркутской области, в условиях сильного задымления, при котором земля просматривалась только под собой или вообще не просматривалась. В разделе "Средства связи" (стр. 30) говорится только о переговорах экипажа с Иркутским региональным центром единой системы организации воздушного движения, какие бы то ни было упоминания о переговорах между экипажем и наземными лесопожарными службами в отчете отсутствуют.

В отчете приводятся точные географические координаты места катастрофы: 54°45'23.11"с.ш., 107°48'35.68"в.д., что позволяет однозначно определить, при тушении какого пожара произошла катастрофа. Это пожар к-428 (#36471) по нумерации системы ИСДМ-Рослесхоз, впервые обнаруженный, по данным этой же системы, 12 июня 2016 года (т.е. за двадцать дней до катастрофы), и ликвидированный 12 июля 2016 года. Площадь, пройденная этим пожаром, по данным ИСДМ-Рослесхоз составляет 3015 га (по данным Гринпис - 5,4 тыс. га в границах внешнего контура пожара, периметр - около 44 км). Вот данные ИСДМ об этом пожаре:



Согласно пункту 65 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 8 июля 2014 г. № 313, "Тушение лесного пожара с применением авиации производится в целях снижения интенсивности горения на кромке лесного пожара, чтобы создать для наземных сил и средств пожаротушения условия для перехода от косвенного метода тушения лесного пожара к прямому; приостановления распространения горения до прибытия наземных сил и средств пожаротушения к местам тушения лесных пожаров. Решение о целесообразности использования на тушении лесного пожара самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами принимает руководитель тушения лесного пожара. Применение авиации организуется в соответствии с реализуемой руководителем тушения лесного пожара тактикой и стратегией тушения. Авиационное тушение лесных пожаров производится при непосредственном взаимодействии экипажа воздушного судна с руководителем наземных подразделений лесопожарных организаций. При нахождении на кромке лесного пожара наземных сил пожаротушения, запрещается производить авиационное тушение (сливы) с самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами при отсутствии радиосвязи между экипажем воздушного судна и данным наземным подразделением лесопожарной организации".

Настоятельно рекомендуем специалистам лесопожарных организаций, руководителям тушения лесных пожаров и другим людям, чья работа может быть связана с применением авиации, ознакомиться с отчетом МАК - как минимум с разделом 1.1 (страницы 11-14). Понимание причин этой катастрофы, возможно, поможет предотвратить такие же катастрофы в будущем.

Ссылка на предыдущее сообщение по этой теме:

В Иркутской области пропал самолет Ил-76, участвовавший в тушении лесных пожаров


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 авг 2016, 08:29 

Сообщения: 398

Прочитал со слезами. Действия экипажа можно описать словом - ПРИДУРКИ!
Видимость по метеопрогнозу всего 500 метров при норме для работ у земли 2 км. И они летять.
Видят что оризонтальная видимость 0, приборы орут об опасных 200 метрах над поверхностью и они продолжают несколько минут маневрировать у земли в горной местности. В горах вооще опасные высоты увеличены в два раза. Нарушено все!
Придурки


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 авг 2016, 09:53 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35482

Экипаж, что бы он ни нарушил, погиб. Давайте все-таки будем уважать его память. Они в любом случае работали в "полувоенной" структуре и выполняли приказы своего начальства - вряд ли кто-нибудь теперь узнает в точности, какими были эти приказы.

Гораздо больше вопросов вызывают действия МЧСовского руководства. Оно или не понимало, что вылеты Ил-76 в таких условиях и при такой организации бессмысленны (не знало нормативную базу, не располагало информацией о пожарах, не обладало здравым смыслом) - тогда надо рассматривать вопрос о его профпригодности, и делать оргвыводы; или же принуждало экипаж к выполнению заведомо бессмысленной и смертельно опасной работы - и тогда это вопрос УК РФ.

Если министр В.А.Пучков и его заместитель Л.А.Беляев останутся после этой истории на своих местах - значит, на уровне государства никаких выводов сделано не будет, максимум - привлекут к ответственности "стрелочников", и подобные катастрофы могут повториться в ближайшем будущем.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 авг 2016, 10:07 

Сообщения: 398

Такие трагедии высвечивают внутреннее состояние организации или ведомства. Жаль что люди гибнут обслуживая глупости. Нет желания очернять погибших людей, но чтобы их смерть не была напрасной нужно извлекать уроки, а для этого называть вещи так как есть.
Грубейшие вопиющие нарушения со всех сторон. От генералов до командира воздушного судна. Очень печально.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 авг 2016, 10:15 

Сообщения: 398

МАК устанавливает причины трагедии в части авиационной деятельности. Поэтому вина генералов в отчете не отразится. Выводы следствия будут однозначны. Вина экипажа.
Есть смысл родственникам, ради честного имени погибших, поднять вопрос в Прокуратуре о степени вины генералов МЧС. Тех кто отдал преступный приказ о работе тяжелого танкера в горах в запрещенных условиях, в нарушение трех нормативных актов!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 авг 2016, 17:06 

Сообщения: 1437

Экипаж, скорее всего, заставили лететь туда и "сделать что-нибудь", так как ситуация с пожарами в регионе была аховая, а три ИЛа туда пригнали не просто так. Подозреваю, что в таких условиях безопасно слить воду с каким-либо ущербом для пожара было нереально в принципе. А экипаж хотел доработать до пенсии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 авг 2016, 13:25 

Сообщения: 398

Да, люди подневольные. Нужно сделать что-нибуть. Например слить воду с 500 метров. Но никак не играть в русскую рулетку с 5ю заряженными каморами из 6ти. В РПП и ФАП авиаторам про такие игры четко и понятно написано - Не делать так!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 авг 2016, 18:18 

Сообщения: 185

FireXXI писал(а):
Нужно сделать что-нибудь. Например слить воду с 500 метров.
Нельзя так говорить МЧС. А то и правда будут сбрасывать воду только с пол.километра. И тогда вообще не будет никакого проку от их авиатанкеров.

Если реально хотят помочь тушить пожары пусть помогают вертушками с ВСУ, но все тушение должно вестись только под руководством лесных руководителей тушения пожаров.
С танкерами у МЧС все сложно. Методика их использования на лесных пожарах толком не отработана. Во многом это объясняется тем, что с них требуют для отчетов тонны слитой воды, а не реальное число пожаров которые они помогли потушить. Честно говоря если и ставить модульные системы ВАП-2, то лучше только на новые Ил-76МФ у которых грузоподъемность была увеличена с 50 до 60 тонн и установлена самая новая авианика. Это значительно увеличит безопасность полетов в экстремальных условиях лесных пожаров... Это более энерговооруженная модификация которая может более безопасно сбрасывать и набирать скорость в нужный момент.

По хорошему если уж использовать тяжелые танкеры на тушении лесных пожаров, то это нужно делать со специальных самолетов наводчиков.
Лесная служба США используют ежегодно не менее 12 самолетов наводчиков (lead plane) для авиационного тушения с помощью тяжелых (загрузка более 12 тонн) и сверх тяжелых танкеров (сливаю более 40 тонн за раз).

Вот видео с тренировки самолетов нац.гвардии и вооруженных сил (С-130), которые как и ИЛ-76 оснащены модульными системами тушения https://youtu.be/pFpWEgbmQyM
В том месте где нужно начать сбрасывать воду самолет наводчик оставляет специальную метку в воздухе (см. фото).
См. http://fireaviation.com/2016/04/08/7024/
Ну а вот одно из многочисленных видео где самолет наводчик заснят в работе уже на реальном пожаре:
https://youtu.be/7QJTZXl_5BE
К сожалению, все на английском...

Помимо самолетов наводчиков за рубежом также широко применяют самолеты Air Tactical Group Supervisor (ATGS), что в переводе означает самолет руководителя тактической группы тушения. По сути все тушение с воздуха ведется только с разрешения этой машины, точнее руководителя тушения пожаром который в ней сидит.
Например в 2014 г. только лесная служба США использовала 14 единиц самолетов наводчиков и 16 самолетов с руководителями групп тушения. Вот одно из видео, с интервью и сюжетами работы подобного специалиста
https://www.youtube.com/watch?v=9fjF2KQ75TY

По идее МЧС сейчас нужно полностью пересмотреть свой подход к авиационному тушению и сделать самые глубокие выводы, пользуясь не только своим печальным опытом, но и тем "багажом" знаний который накопили авиационные пожарные по всему миру...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 авг 2016, 20:21 

Сообщения: 398

Это интересная система FTA, разумная и дорогая. Кстати вполне может быть адаптирована к нашим условиям с учетом воздушного законодательста.
Суровая правда, что при горизонтальной видимости всего 500 метров (именно такой был метеопрогноз в роковые время и месте для экипажа Ил-76) большому самолету в горах никакой самолет-лидер не поможет :( - это верная смерть!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 авг 2016, 04:23 

Сообщения: 185

FireXXI писал(а):
Суровая правда, что при горизонтальной видимости всего 500 метров (именно такой был метеопрогноз в роковые время и месте для экипажа Ил-76) большому самолету в горах никакой самолет-лидер не поможет :( - это верная смерть!

В этом отношении с Вами полностью согласен. За несоблюдение элементарных правил летной безопасности пилотам приходится расплачиваться собственными жизнями. При видимости в 500 метров на огромной реактивной машине летать над землей (еще и над горами), это тоже самое, что прыгать с 5 этажа и надеяться, что с тобой никаких проблем не случиться.

Сейчас уже подзабыли другой громкий случай. Это катастрофа Ми-26 принадлежащего МЧС в Читинской области в мае 2003 г. Тогда погибло 12 человек (пилоты, авиатехники и журналисты) из-за того, что на хвостовой винт вертолета сильным порывом ветра был наброшен трос ВСУ-15. Было нарушено другое элементарное правило. Не летать при сильном ветре.

Ролики которые я привел для примера с использованием тяжелых танкеров за рубежом показывает как борта работают, только без задымления и только в относительно тихую безветренную погоду. А также только под руководством авиационных и наземных средств контроля. Даже если при таких условиях с самолетом или вертолетом случится какая-то беда, его не нужно будет 2 дня разыскивать в тайге и если будет хоть малейшая возможность, то можно будет спасти экипаж пожарного борта.

!!! Правила летной безопасности, также как и другие правила безопасности "написаны человеческой кровью" поэтому их игнорирование как правило ни к чему хорошему не приводит.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 авг 2016, 22:41 

Сообщения: 1437

По поводу МИ-26 на Форуме была и другая версия - ВСУ зацепилось за деревья, КВС не пожелал его бросать и решил дернуть посильнее (потому как опять же начальство погоны снимет вместе с головой). А трос спружинил и намотался на балку... Версия немного странная, но с учетом того, что видишь в окружающей жизни ("сделайте хоть что-нибудь" когда ситуация запущена по самое некуда), начинаешь верить.
Тенденция нехорошая - начальство верит в могущество авиации и начинает требовать от пилотов невозможного.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 авг 2016, 09:14 
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис

Сообщения: 35482

Источтик этого - все та же ложь. Начальству докладывают, как много пожаров потушено сбросами воды с самолетов - начальство, совершенно оторванное от жизни и витающее остатками разума где-то высоко в облаках, впечатляется, начинает верить во всесилие авиации, и ставить перед ней бестолково-грандиозные задачи. В результате там, где авиация может принести наибольшую пользу в тушении лесных пожаров, она применяется недостаточно - зато в избытке применяется там, где от нее пользы не может быть практически никакой.

Сейчас такая же история может произойти с федеральным резервом Авиалесоохраны.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 авг 2016, 13:32 

Сообщения: 1437

По-моему основной корень неадекватности начальства в том, что там мало специалистов, пришедших с "низов". Отсюда и ложь, и абсурдные приказы, и в ряде случаев полное непонимание того, что там в этих "низах" может происходить.
И это беда не только лесников и МЧС.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Текущее время: 16 июл 2020, 06:08


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100