Лесной форум Гринпис России

Здесь Вы можете обсудить "лесную" тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.



Автор
Алексей Ярошенко
сотрудник Гринпис России

Статьи: 17
Зарегистрирован: 29 сен 2004, 17:09

Рубрики

Перейти на форум


Поиск статей
 
Расширенный поиск

Настройки закладок
Социальные сети:
Blogger Delicious Digg Facebook Friend Feed Google Связано с Live Mixx MySpace Netvibes Reddit Stumble Upon Technorati Twitter Wordpress

Связанные статьи

К годовщине нового Лесного кодекса



 
Размещено: 30 янв 2013, 12:38
17 мая 2000 года Президент Российской Федерации В.В.Путин своим указом № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ликвидировал Федеральную службу лесного хозяйства и Государственный комитет по охране окружающей среды, передав их функции Министерству природных ресурсов РФ. Этот совершенно неожиданный шаг руководителя государства положил начало череде хаотических реформ лесной отрасли, продолжающейся без перерывов по настоящее время.

17 мая 2005 года исполняется ровно пять лет с начала этих реформ.

Возможно, будущие историки найдут какую-то историческую целесообразность в принятии решения о ликвидации самостоятельной лесной службы; возможно, они даже смогут объяснить, что этот шаг был исторически необходим и неизбежен. Но пока - по истечении пяти лет с момента принятия этого исторического для российского лесного хозяйства решения - смысл ликвидации самостоятельной лесной службы и конечная цель начавшихся с этого момента реформ остаются неясными.

За выпуском указа № 867 и ликвидацией самостоятельной лесной службы последовали другие решения и документы, вносящие свои изменения в систему управления лесами России. Все они характеризовались одной общей чертой: их авторы думали в первую очередь о том, как переделать федеральные органы власти, переназначить федеральных чиновников, сидящих в центральном аппарате, переделить права и обязанности между большими начальниками в Москве. Иногда вспоминали о больших начальниках в центрах регионов. Но практически никогда не вспоминали при принятии основополагающих решений о местном уровне лесной службы - лесхозах и других ее подразделениях, непосредственно работающих с лесом.

Наиболее ярким примером является постановление Правительства РФ от 6 июля 2000 года № 495, подписанное М.М.Касьяновым, "Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации". Этим постановлением все организации, находившиеся в ведении Рослесхоза и Госкомэкологии, передавались в Министерство природных ресурсов РФ. Этим же постановлением предписывалось "установить предельную численность работников территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации в количестве 9930 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий)". Постановление выглядело как дурная шутка: на тот момент только в системе Федеральной службы лесного хозяйства работало около 250 тысяч человек (считая рабочих и временных сотрудников), причем одних работников лесной охраны было около ста тысяч. С учетом того, что из выделенных на МПР 9930 штатных единиц более половины, как ожидалось, должны были составить "геологи", "водники", "экологи" и представители иных не связанных с лесом подразделений, это означало, что штатная численность лесной службы должна была сократиться более чем в 50 раз. Разумеется, это было настоящим шоком для работников леса - практически М.М.Касьянов от лица государства сказал им: вы нам больше не нужны, и что с вами будет дальше, мы не знаем и знать не хотим.

Около года работники лесного хозяйства России не знали, что с ними будет дальше. Точнее - не знали даже, являются ли они все еще работниками государственной лесной службы, или их уже всех уволили, просто не сообщили об этом каждому конкретно. Показательным является случай, рассказанный в то время одним из лесничих: юридически грамотный арендатор, которому от пытался предъявить претензии по поводу несоблюдения правил рубок, ответил ему очень просто: "А ты кто вообще такой, что тут претензии мне предъявляешь? Тебя больше нет, можешь быть свободен". И лишь 1 августа 2001 года очередным постановлением Правительства РФ - № 572 - пункт предыдущего постановления о предельной численности работников МПР был отменен. Стало ясно, что немедленно увольнять всю лесную охрану на местах и других работников леса не собираются. Но сколько еще эта лесная охрана просуществует, и что с ней будет дальше - все еще оставалось неясным.

Не ясной все еще оставалась и судьба региональных подразделений лесной службы. Никто не знал, сохранятся ли какие-либо специализированные подразделения в регионах, или останутся лишь общие для всех природно-ресурсных вопросов подразделения Министерства природных ресурсов. Начались уже отстранения лесных специалистов от управления лесными делами и замена их на новых руководителей из числа "геологов", "водников" и т.д. И лишь 14 сентября 2001 года постановлением № 684 Правительство РФ определило, что на уровне регионов в подразделениях МПР будут существовать специальные "блоки", созданные на основе вошедших в структуру министерства ранее самостоятельных служб и отвечающие за соответствующие вопросы. В том числе в региональных подразделениях МПР были созданы и лесные отделы (правда, как выяснилось со временем, с несколько усеченными функциями).

Про лесхозы и другие местные подразделения лесной службы на федеральном уровне так никто и не подумал. После 1 августа 2001 года стало ясно, что немедленной ликвидации этих подразделений не будет, и их штаты пока тоже сохранятся. Но что значит это "пока"? Руководителям и сотрудникам лесхозов, национальных парков, заповедников, лесоустроительных предприятий, баз авиационной охраны лесов, подразделений лесозащиты и других, так никто и не удосужился сказать, что же с ними будет. Причем не удосужился до сих пор - работники леса на местах так и не знают, есть ли у них будущее, и если есть, то какое. Но, конечно, к неопределенности со временем все привыкли, и ситуация на местах постепенно вернулась почти к исходному состоянию. Одно время такое состояние было принято называть "застоем", но теперь чаще используется более политкорректное слово "стабилизация" - когда все уверены, что лучше все равно не будет, и счастливы уж тем, что хуже не становится.

Реформирование лесной службы продолжалось и в дальнейшем. Менялся статус лесного подразделения МПР (постепенно оно восстанавливало свою самостоятельность, и в итоге 9 марта 2004 года снова появилось самостоятельное лесное ведомство - Федеральное агентство лесного хозяйства). Менялось внутреннее устройство региональных подразделений МПР. Создавались и бесследно исчезали специализированные "контрольные" подразделения МПР на уровне федеральных округов. Менялась внутренняя структура отдельных подразделений Лесной службы МПР и система их финансирования. Наконец, постоянно возникали планы ликвидации тех или иных подразделений Лесной службы - от лесхозов, лесных техникумов и ведомственных научных учреждений до всевозможных ОРСов и подобных им учреждений, смысл существования которых был забыт еще в доперестроечные времена. В общем, изменения происходили так часто, что для одного их перечисления пришлось бы написать целую книгу; и до сих пор и конца этим изменениям не видно, и конечная их цель так и не обнаруживается.

Наиболее ярким "лесным" государственным деятелем всего этого периода стал Ю.А.Кукуев, в прошлом - один из заместителей руководителя Федеральной службы лесного хозяйства, человек, однозначно воспринимавшийся как "свой" большинством сотрудников тогдашней лесной службы. Кукуев возглавил лесную службу Министерства природных ресурсов сразу после ликвидации самостоятельного лесного ведомства - как только соответствующая структура в рамках МПР была создана. Практически первым делом, свершившимся во время его правления, было изгнание из аппарата лесной службы всех, кто осмеливался высказаться против ликвидации Рослесхоза и пытался добиться воссоздания самостоятельного лесного ведомства. Кто-то был отправлен в "почетную ссылку" (например, на руководящие должности в научно-исследовательских учреждениях лесного хозяйства), кто-то на пенсию, кто-то - просто уволен. Так или иначе, через несколько месяцев нахождения Кукуева "на воевдостве" открытое несогласие с проводимой реформой было полностью подавлено. Одновременно с этим лесная служба потеряла многих лучших специалистов - поскольку именно эти специалисты, лучше других понимавшие пагубность начавшихся реформ, в первую очередь и пытались им противиться. За последующие годы работы Кукуева на посту руководителя лесной службы МПР эта же кадровая политика была распространена и на руководителей региональных лесных служб, и даже на руководителей лесхозов и других подразделений - несогласные безжалостно увольнялись вне зависимости от качества их работы и уровня профессионализма. Иными достижениями этот славный чиновник свое правление не отметил. Кукуев пробыл на должности руководителя лесного подразделения Министерства природных ресурсов до 2004 года, когда он наконец был изгнан с занимаемой должности и ему на смену пришел новый руководитель лесной службы МПР (сейчас - Федерального агентства лесного хозяйства) В.П.Рощупкин.

Итак - первая пятилетка лесной реформы в России завершилась. С началом второй пятилетки, уважаемые читатели!

 Профиль  
 
Добваить комментарий
Комментарии
Нет комментариев к этой статье.
Сортировать комментарии по
Добваить комментарий

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Google [Bot]

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
© PhpBB phpBB3-Knowledgebase Mod version 1.0.3
Русская поддержка phpBB
Rambler's Top100