Кампания "Весна без огня", 2013 год



Уважаемые коллеги и друзья! Нам нужна ваша помощь в борьбе с опасной традицией выжигания сухой травы
 

Каждый год наша страна страдает от опасной и глупой традиции выжигания сухой прошлогодней травы. Палы сухой прошлогодней травы, стерни и тростника часто переходят на леса, торфяники, линии электропередачи, дачные поселки и населенные пункты. Ежегодно от палов сухой травы возникают тысячи лесных пожаров по всей нашей стране, сгорает от нескольких сотен до нескольких тысяч домов и дач, и бессчетное количество прочих построек. В огне травяных палов ежегодно гибнут десятки людей - точное количество погибших остается неизвестным, поскольку официальный статистический учет травяных палов в России не ведется. От обострения заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, вызванных дымом травяных палов и связанных с ними лесоторфяных пожаров, ежегодно гибнут тысячи наших соотечественников. Травяные палы внесли решающий вклад в распространение катастрофических лесоторфяных пожаров в 2010 году в Европейско-Уральском регионе России, в 2011 году - на Дальнем Востоке, в 2012 году - на Дальнем Востоке и в Центральной Сибири.
 

Весной 2013 года выжигание сухой травянистой растительности может привести к более тяжким последствиям, чем в предыдущие годы, особенно в густонаселенных регионах Средней полосы и Северо-запада Европейской России. В лесах, погибших от катастрофических пожаров 2010 года, ураганов 2009-2010 г.г. и массового размножения короеда-типографа в 2010-2012 г.г., накопились колоссальные завалы мертвой сухой древесины, которые пока удалось расчистить менее чем на четверть. Благодаря благоприятным погодным условиям прошлого года, эти завалы заросли высокой и густой травой, которая в сухом состоянии представляет идеальную растопку. Мертвая древесина, особенно частично обугленная, быстро высыхает на весеннем солнце, и может стать топливом для катастрофических пожаров - при худшем развитии событий даже более разрушительных, чем в 2010 году. Частота повторения пожароопасных лет позволяет оценить вероятность повторения катастрофических ландшафтных пожаров в густонаселенных районах Европейской России в 30-40 процентов - это слишком большой риск, чтобы им можно было пренебречь. В некоторых других регионах России (на юге Центральной Сибири, в Прибайкалье, Приамурье, Приморье) риск повторения катастрофических пожаров еще выше.
 

Чтобы избежать такого развития событий, необходимо принятие срочных мер. Поскольку главным источником весенних и раннелетних пожаров в лесах и на торфяниках являются палы сухой травы, стерни и тростника, необходимы экстренные меры по борьбе с ними. Понимая, что без решительного сокращения масштабов травяных палов в 2013 году сберечь многие леса, торфяники, деревни и поселки от огня не получится, Гринпис России начинает кампанию против выжигания сухой травы. В этом деле нам понадобится посильная помощь от всех неравнодушных людей, понимающих необходимость предотвращения очередной пожарной катастрофы. Для того, чтобы побороть глупую и опасную традицию выжигания сухой травы, стерни и тростника, мы планируем в течение ближайших нескольких месяцев сделать следующее:
 

1. Собрать не менее ста тысяч подписей под обращением к Президенту Российской Федерации В.В.Путину о необходимости принятия незамедлительных мер по снижению угроз, связанных с палами сухой травы, стерни и тростника в 2013 году и в дальнейшем.
Подробнее об обращении к Президенту РФ
 

2. Провести среди участников Всероссийского движения "Возродим наш лес", главным образом сельских школ и других образовательных учреждений, всероссийский противопожарный конкурс "Весна без огня - 2013".
Подробнее о конкурсе "Весна без огня - 2013"
 

3. Собрать и систематизировать разнообразные материалы, свидетельствующие о вреде, причиняемом травяными пожарами лесам и иным природным территориям, населенным пунктам, инфраструктуре, сельскому хозяйству, жизни и здоровью людей, и сделать эти материалы как можно более доступными и понятными.
Материалы и публикации о проблеме травяных палов
 

4. В течение всего пожароопасного сезона вести мониторинг ситуации с выжиганием сухой травянистой растительности, выявлять наиболее тяжкие последствия, и добиваться привлечения к ответственности высокопоставленных должностных лиц, не принявших достаточных мер по борьбе с палами сухой травы, стерни и тростника.
Кто отвечает за борьбу с массовым выжиганием сухой травы
 

5. Добиваться внесения в действующее законодательство изменений, направленных на эффективную охрану природных территорий от массового выжигания сухой травянистой растительности, и на искоренение этой глупой и опасной традиции.
Предлагаемые нами изменения в законодательство
 


Сбор подписей под обращением к Президенту РФ В.В.Путину о необходимости принятия незамедлительных мер по снижению угроз, связанных с палами сухой травы, стерни и тростника
 

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" предписывает разработку так называемой "концепции российской общественной инициативы". Сама концепция утверждена Правительством РФ в августе 2012 года. Оба документа предусматривают обязательность рассмотрения предложений, получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан в течение одного года, в Правительстве Российской Федерации после проработки этих предложений специальной рабочей группой.
 

Для реализации этой Концепции не позднее 15 апреля 2013 г. Правительством РФ должен быть создан специализированный ресурс в сети Интернет. В настоящее время такой ресурс отсутствует, поэтому предложения логично отправлять высшему должностному лицу государства - инициатору разработки данной концепции (т.е. Президенту РФ).
 

В марте 2013 года ожидается несколько важных мероприятий федерального уровня, по итогам которых высшие должностные лица государства могут дать поручения по обеспечению пожарной безопасности на природных территориях, в том числе по борьбе с массовым выжиганием сухой травы. К числу таких событий относятся: заседание президиума Государственного Совета, посвященное вопросам развития лесного комплекса (12 марта), правительственное совещание по подготовке к пожароопасному сезону 2013 года в лесах, и другие. Однако, если события будут развиваться сами по себе, скорее всего, именно против выжигания сухой травы никаких специальных мер приниматься не будет - поскольку официально такой проблемы в нашей стране не существует (приказ МЧС от 21 ноября 2008 г. № 714 предписывает считать их "загораниями, не подлежащими официальному статистическому учету").
 

В связи с этим мы инициировали сбор подписей под обращением о необходимости принятия незамедлительных мер по снижению угроз, связанных с палами сухой травы, стерни и тростника. Мы надеемся собрать сто тысяч подписей и добиться принятия мер до начала пожароопасного сезона на большей части территории страны.
 

В дальнейшем, какой бы ни оказалась реакция органов государственной власти на это наше обращение, мы будем добиваться искоренения практики массового выжигания сухой травянистой растительности, поскольку понимаем, что без этого обеспечить пожарную безопасность на природных территориях нашей страны просто невозможно.
 

Мы будем вам очень благодарны, если вы поставите свою подпись под нашим обращением, и поможете привлечь к его подписанию как можно больше коллег, друзей и знакомых. Подписать обращение в электронной форме можно здесь:
 

www.vsegorit.ru
 


 


Кроме того, подписи под этим же обращением можно собрать и на бумажных подписных листах (но дважды подписываться - и на странице для сбора электронных подписей, и на бумажном подписном листе - не нужно).
 

Для того, чтобы подписаться на бумажном листе, надо скачать этот лист здесь:
 

Подписной лист
 

Собранные подписи необходимо передать в Гринпис России одним из следующих способов:
 

1.Отсканировать каждый лист формы, прислать по электронной почте на адрес gorim @greenpeace.ru. Затем «живые» бумажные формы отправить почтой России по адресу: 125040, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 26, к. 1 (это -самый желательный вариант).
 

2. Отправить почтой Росcии по адресу: 125040, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 26, к. 1.
 

3.Отправить срочным способом (экспресс-почтой или с оказией).
 


Всероссийский противопожарный конкурс "Весна без огня - 2013"
 

С января по май 2013 года Гринпис России и Всероссийское движение "Возродим наш лес" проводят всероссийский противопожарный конкурс "Весна без огня - 2013". Конкурс проводится среди организаций - участников Всероссийского движения "Возродим наш лес", то есть главным образом среди школ и других образовательных учреждений.
 

Основная задача конкурса - привлечь как можно больше внимания к проблеме массовых ежегодных выжиганий сухой травы, стерни и тростника, и к последствиям травяных палов - в том числе гибели молодых лесов, высаживаемых и выращиваемых школьниками.
 

Подробная информация о конкурсе была выслана участникам Всероссийского движения "Возродим наш лес" почтой. С информационным письмом о конкурсе, Положением о конкурсе и описанием конкретных номинаций можно ознакомиться здесь:
 

Положение о Всероссийском противопожарном конкурсе "Весна без огня - 2013"
Номинации конкурса:
Лучшее электронное письмо к Президенту Российской Федерации за полный запрет травяных палов
Лучшее бумажное письмо Президенту за полный запрет травяных палов
Моя невыдуманная история
Лучшее противопожарное просветительское мероприятие в школе
Лучшая публикация в СМИ
Лучшая публикация в электронных СМИ и блогах
Лучшее исследование масштаба и последствий палов сухой травы
 


Материалы и публикации о проблеме травяных палов
 

Обзорная статья "О вреде от выжигания сухой травы":
Снижение плодородия почвы
Повреждение лесов, защитных лесных насаждений и отдельных деревьев
Возникновение и быстрое распространение пожаров на осушенных торфяниках
Гибель людей, причинение вреда здоровью и жилью
Угрозы биологическому разнообразию и ценным природным экосистемам
Влияние на климат и глобальные природные процессы
 

Борьба с травяными палами: ответы на наиболее распространенные вопросы
 

Методические рекомендации для добровольцев "Как бороться с пожарами на природных территориях" (2011 г.)
 

Бюллетень "Возродим наш лес" - "Школьники против лесных пожаров" (2006 г.)
 


 

Кто отвечает за борьбу с массовым выжиганием сухой травы
 

Согласно действующему законодательству, в частности - указу Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868, в целом за пожарную безопасность в стране отвечает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В числе прочего, МЧС отвечает за выработку и реализацию государственной политики в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет в этой области управление, координацию, контроль и надзор. МЧС России обеспечивает создание систем информационного обеспечения, статистического учета пожаров и их последствий, осуществляет тушение пожаров в населенных пунктах и выполняет ряд других полномочий в области пожарной безопасности. Кроме того, МЧС должно организовывать информирование населения через СМИ и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.
 

К сожалению, в большой степени именно из-за действий МЧС проблема массового выжигания сухой травы, стерни и тростника в нашей стране системно не решается. В 2008 году МЧС своим приказом утвердило "Порядок учета пожаров и их последствий", в соответствии с которым случаи горения сухой травы и стерни учитываются как "загорания, не подлежащие официальному статистическому учету". Благодаря этому приказу учет травяных пожаров в нашей стране не ведется, проблема как бы не существует, а потому для ее системного решения на государственном уровне не принимается никаких мер. Конечно, подразделения государственной пожарной охраны на местах бывают вынуждены тушить травяные палы, угрожающие населенным пунктам и инфраструктуре - но при отсутствии ясных запретов и ответственности за поджоги травы изменить ситуацию они не могут.
 

Ссылка: приказ МЧС от 21 ноября 2008 г. № 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий"
 

Кроме того, МЧС своим же собственным приказом позволило себе не информировать население о типовых проблемах, вызываемых палами сухой травы, стерни и тростника. Согласно приказу МЧС от 29 июня 2006 г. № 386, население можно не информировать о пожаре через СМИ, пока пожар не привел к определенным последствиям - а именно, пока от него не погибло пять человек или не пострадало десять. Поскольку от травяных пожаров редко гибнет единовременно больше одного-двух человек, фактически МЧС получает возможность ничего не сообщать в СМИ о случаях гибели людей от горящей травы. Оно обычно и не сообщает - информация о погибших лишь изредка просачивается через всевозможные неофициальные каналы.
 

Ссылка: Приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386
 

Непосредственно за пожарную безопасность на большинстве территорий, где возможны травяные пожары, а также за обучение населения нормам пожарной безопасности и организацию участия населения в борьбе с пожарами, организацию тушения пожаров и оперативное управление подразделениями государственной противопожарной службы, за эвакуацию населения при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, отвечают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом часть возложенных на них действующим законодательством региональные власти передают подразделениям МЧС на основании соответствующих соглашений.
 

На органы местного самоуправления, главным образом на администрации поселений и городских округов, возлагается основная ответственность за предотвращение пожаров (всех, кроме лесных), в том числе травяных.
 

Собственники земельных участков, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, обязаны "осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности".
 

Где кончаются связанные с пожарной безопасностью обязанности одних и начинаются обязанности других - из нашего запутанного законодательства понять однозначно, как правило, невозможно. В случае с травяными пожарами это особенно сложно, поскольку они под действием ветра могут очень быстро распространяться на огромные площади, пересекая множество границ земельных участков разного статуса, с разными собственниками, подведомственных разным органам государственной власти или местного самоуправления. В результате ответственных за травяные пожары чаще всего просто не оказывается, или ответственные выбираются по принципу "минимальных административных возможностей" - то есть отвечать приходится тем, кто меньше остальных может повлиять на мнение лиц, расследующих причины и последствия пожаров.
 

Если законодательство не определяет однозначно, кто должен бороться с массовыми травяными пожарами - значит, главным виновником является тот, кто отвечает за законодательство в области пожарной безопасности. А за него в нашей стране отвечает МЧС.
 


Предложения Гринпис России по внесению в законодательство РФ изменений, направленных на борьбу с массовым выжиганием сухой травянистой растительности
 

1. Внести в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» следующие изменения и дополнения.
 

Статью 42 дополнить абзацами следующего содержания: «Запрещается выжигание сухой растительности, а так же растительных остатков на земельных участках, находящихся в любой форме собственности, кроме случаев, прямо предусмотренных настоящим федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане и юридические лица, которыми осуществляется пользование земельными участками, обязаны не допускать выжигания растительности, кроме случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом. Собственники и (или) пользователи земельных участков несут ответственность за осуществление выжиганий на используемых ими участках третьими лицами.
 

В исключительных случаях, когда для введения или возвращения угодий в сельскохозяйственный оборот, либо обеспечения пожарной безопасности поселений, требуется очистка земельного участка от многолетних (более 3 лет) накоплений сухой растительности или ее остатков, при отсутствии других доступных способов очистки земель, допускается однократное выжигание сухой растительности в осенний период, при соблюдении следующих условий:
 

разделение выжигаемого земельного участка на отдельные выжигаемые участки площадью не более 0,5 га, отделенные один от другого и от невыжигаемой территории минерализованной полосой шириной не менее 1,5 м;
 

отделение выжигаемого участка от лесных и иных древесных насаждений, а также населенных пунктов минерализованной полосой шириной не менее 1,5 м;
 

осуществление мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания;
 

погодных условий, не допускающих снос дыма в сторону жилых строений, больниц и детских учреждений, а так же объектов транспорта;
 

обязательное предварительное согласования указанных действий с государственной противопожарной службой, органами государственного экологического надзора соответствующего субъекта Российской Федерации, органами, осуществляющими федеральный государственный надзор, охрану и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;
 

обеспечения присутствия уполномоченных представителей собственника или пользователя земельного участка, либо органа местного самоуправления на участке, где проводится выжигание, в течение всего времени его проведения.
 

осуществления в течении всего периода горения постоянного беспрерывного контроля горения на каждом выжигаемом участке представителями собственника или пользователя земельного участка, либо органа местного самоуправления, оснащенными средствами пожаротушения, средствами связи, достаточными для связи с частями пожарной охраны;
 

Не допускается выжигание растительности на земельных участках, являющихся местами обитания или произрастания видов живых организмов, заенсенных в красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации.
 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают конкретные сроки и порядок проведения указанных выжиганий в соответствии с настоящей статьей.
 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вправе вводить более строгие требования к порядку проведения выжиганий, а так же вводить в период, разрешенный для выжигания, полный запрет на выжигания.
 

Не допускается проведение выжиганий до принятия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации документов, регламентирующих порядок проведения выжиганий.
 

(Обоснование: сейчас законодательно не введен прямой запрет на проведение выжигания сухой травы, которое является основной причиной лесных и торфяных пожаров).
 

2. Внести в Земельный кодекс Российской Федерации следующие изменения и дополнения.
 

Пункт 2 части 1 статьи 13 после слов "биогенного загрязнения", дополнить словами: "выжигания растительности".
 

(Обоснование: сейчас в законодательстве РФ не введен прямой запрет на проведение выжигания сухой травы на полях, которое значительно ухудшает плодородие почв и качество земель).
 

3. Внести в Лесной кодекс Российской Федерации следующие изменения и дополнения.
 

Часть 2 статьи 52 изложить в следующей редакции: «Тушение пожаров, возникающих в лесах (включая городские леса), защитных лесных насаждениях, а также на земельных участках, примыкающих к лесам (включая городские леса) и защитным лесным насаждениям осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
 

(Обоснование: при применении статьи кодекса в действующей редакции не решается проблема "бесхозных лесов" (лесов, на которые не распространяется в явном виде действие лесного законодательства), в первую очередь лесов и защитных лесных полос на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, а также лесов на землях поселений, не отнесенных в явном в виде к городским лесам. В настоящее время вопрос об обеспечении пожарной безопасности в таких лесах никак не урегулирован. На "бесхозные" леса приходится до пяти процентов лесов Российской Федерации, причем основная площадь этих лесов сосредоточена в густонаселенных районах страны).
 

4. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения и дополнения.
 

Часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложить в следующей редакции.
 

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах, а равно уничтожение или повреждение защитных лесных полос и иных защитных лесных насаждений (в том числе молодняков) в результате выжигания растительности -
 

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
 

1) Часть 2 изложить в следующей редакции:
 

«2. Выжигание растительности (в том числе сухой травы) с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, не окаймленных минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра –
 

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
 

2) Дополнить частями 2.1, 2.2 следующего содержания:
 

«2.1. Незаконное выжигание сухой растительтности (включая ее остатки), сорняков на земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения (огневой способ очистки сельскохозяйственных угодий) и вдоль дорог, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом), а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели объектов животного мира, ухудшению среды их обитания, повреждению лесов или защитных насаждений (в том числе молодняков) в результате сжигания травы, сорняков и остатков растительности на земельных участках, предоставленных гражданам или юридическим лицам в собственность или пользование -
 

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысячи до пяти тысяч; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
 

2.2. Те же действия, совершенные с использованием служебного положения, с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, -
 

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения».
 

Обоснование: в настоящий момент не введена административная ответственность за проведение выжигания сухой травы (кроме земельных участков, примыкающих к лесам), которое является основной причиной лесных и торфяных пожаров.
 

5. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения и дополнения.
 

Часть 1 статьи 261 изложить в следующей редакции: «Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений на площади более 0,1 гектара, а равно действие (бездействие) повлекшее за собой указанные последствия в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, -
 

наказываются штрафом в размере от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет».
 

(Обоснование: Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РФ об административных правонарушениях в действующих редакциях, не позволяют эффективно привлекать к ответственности за лесные пожары в связи с непроработанностью формулировок. Так, в частях 2 и 4 действующей редакции статьи 261 указано, что ответственность наступает в случае причинения крупного ущерба. В то же время, в примечании к данной статье указано, что деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений или иных насаждений превышает пятьдесят тысяч рублей. Понятие "в крупном размере" не является тождественным понятием крупному ущербу, в связи с чем возникнут трудности в правоприменении данной статьи.
 

В настоящий момент существует неопределенность в разграничении административных правонарушений и преступлений в сфере пожарной безопасности в лесах. Так, в части 1 статьи 261 устанавливается уголовная ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Повреждение лесных насаждений происходит практически при любом лесном пожаре. В то же время, в части 1 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, относится к административным правонарушениям.
 

Таким образом, создается неопределенность в разграничении административных правонарушений и преступлений в этой сфере, в связи с чем велика вероятность, что лица, в виновные в лесных пожарах, будут уходить от привлечения к уголовной ответственности).
 

6. Внести в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следующие изменения и дополнения.
 

Часть 3 статьи 6 изложить в следующей редакции: «Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки, в том числе в результате незаконного выжигания растительности. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации».
 

7. Дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 19.07.2012 № 736 «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли» абзацем следующего содержания:
 

уничтожение или повреждение почвы (подстилки) и иных местообитаний объектов животного мира, в результате незаконного выжигания растительности или растительных остатков, если ущерб от указанного нарушения, рассчитанный в соответствии с утвержденными методиками, превышает 500000 рублей.
 

(Обоснование: статьей 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрена возможность изъятия земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, в случае значительного ухудшения экологической обстановки в соответствии с критериями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В связи с тем, что при проведении сельскохозяйственных палов и иного выжигания растительности на землях сельскохозяйственного назначения неминуемо происходит гибель и разрушение среды обитания объектов животного мира, необходимо отнести к указанным критериям уничтожение или повреждение почвы (подстилки) и иных местообитаний объектов животного мира, в результате незаконного выжигания растительности или растительных остатков, в случае, если , если ущерб от указанного нарушения, рассчитанный в соответствии с утвержденными методиками, превышает 500000 рублей (рассчитывается в соответствии с приказом Минприроды России от 28.04.2008 № 107).
 

8. Внести в Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденный Приказом МЧС России от 29.06.2006 № 86, зарегистрированный в Минюсте РФ 17.07.2006 N 8074), следующие изменения и дополнения:
 

В п.4.1 исключить слова:
 

"Критериями, по которым принимается решение об информировании населения через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях и пожарах, являются:
 

при крупных пожарах - погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более, либо материальный ущерб составляет 3420 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения пожара.
 

При организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, должностным лицам, ответственным за решение этой задачи, запрещается давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения, массовые нарушения общественного порядка, а также информацию, содержащую сведения ограниченного доступа".
 

(Обоснование: указанные положения Регламента противоречат действующему законодательству Российской Федерации по следующим причинам.
 

Регламентом установлено, что если не наступили указанные п. 4.1 последствия, а также, в случае угрозы возникновения паники, уполномоченные органы не должны информировать население о пожарах.
 

В то же время, распространение пожаров (особенно пожаров на природных территориях) зачастую происходит быстрыми темпами (например верховые лесные пожары, тростниковые пожары, степные пожары при неблагоприятных погодных условиях могут распространяться со скоростью до 40 км/ч (ссылка на источник), что может приводить в случае несвоевременного информирования населения к непринятию необходимых мер и, как следствие, гибели людей и уничтожению имущества. При этом, до уничтожения материальных ценностей и гибели людей пожары могут не соответствовать критериям п.4.1 Регламента, и, соответственно, информация о них не подлежит распространению.
 

При этом, следует иметь в виду, что информация о приближении к населенному пункту пожара, повлекшего гибель 5 и более человек безусловно может вызвать панику.
 

Таким образом, Регламент вообще запрещает распространение информации об угрозе жизни имуществу людей, связанной с пожарами на природных территориях.
 

Нераспространение уполномоченными органами сведений о катастрофических лесных пожарах повлекло за собой уничтожение населенных пунктов и гибель людей во многих регионах летом 2010 года.
 

В частности, из-за этого произошли значительные человеческие жертвы, в том числе в населенных пунктах Волгоградской, Московской и др. областях летом 2010 года.
 

Жители указанных поселков не были своевременно оповещены об угрозе перехода пожара на населенные пункт, не были приняты меры по эвакуации населения, что и привело к гибели оставшихся в населенных пунктах людей. В то же время, требования п.4.1 Регламента прямо противоречат требованиям федеральных законов.
 

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 6) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
 

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

Данный Федеральный закон устанавливает обязанность информирования о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях без каких-либо исключений и ответственность за ее сокрытие.
 

Поскольку любой пожар, а особенно быстро распространяющийся лесной пожар или пожар иного происхождения может быстро привести в ситуации, соответствующей критериями чрезвычайной ситуации, информации о любых пожарах на природных территориях подлежит обязательному распространению.
 

Таким образом, Регламент противоречит требованиям Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
 

В соответствии с частью 3 статьи 41 Конституции Российской Федерации сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
 

Как указано выше, пожары угрожают здоровью и жизни людей.
 

Таким образом, регламент противоречит Конституции Российской Федерации и создает условия для нарушения предусмотренных конституцией прав граждан России.
 

В соответствии с Федеральным законом "О государственной тайне"(статья 7) не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
 

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.
 

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
 

Таким образом, Регламент противоречит требованиям Федерального закона "О государственной тайне".

 

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Rambler's Top100