Пожары на природных территориях

Лесные, торфяные, травяные пожары, причины, последствия и меры борьбы с ними


Общая информация о торфяных пожарах, основные источники данных о торфяных пожарах
 

Торфяные пожары представляют собой особый вид пожаров на природных территориях, опасность которого часто недооценивается как гражданами, так и органами власти и местного самоуправления, отвечающими за пожарную безопасность и защиту населения от чрезвычайных ситуаций. Важнейшей особенностью торфяных пожаров является то, что они разгораются и распространяются очень медленно, но могут продолжаться очень долго - в течение многих месяцев, а иногда даже в течение нескольких лет. На ранних стадиях развития торфяные пожары могут казаться совершенно безобидными, а на поздних для их тушения могут потребоваться колоссальные силы и средства, собрать которые может оказаться не под силу целому региону. Из-за того, что на ранних стадиях развития торфяные пожары часто остаются незамеченными, их возникновение и распространение окутано множеством мифов, главный из которых состоит в том, что "осушенные торфяники тлеют всегда, и полностью потушить их практически невозможно". У торфяных пожаров много своих особенностей, которые сильно отличают их от остальных природных пожаров, и которые необходимо учитывать при организации борьбы с ними.
 

Где, как и отчего возникают торфяные пожары
С чем связана особая опасность торфяных пожаров
Как развиваются и действуют торфяные пожары
Источники оперативных спутниковых данных о пожарах на природных территориях, в том числе на торфяниках
Кто отвечает за борьбу с торфяными пожарами
 

Как организовать борьбу с торфяными пожарами
 

Общие особенности борьбы с торфяными пожарами
Обнаружение торфяных пожаров
Информирование органов власти о торфяных пожарах
Тушение торфяных пожаров
Проверка качества (надежности) тушения
Сезонные особенности борьбы с торфяными пожарами
Весна
Лето
Осень
Зима
 


Где, как и отчего возникают торфяные пожары
 

Торфяные пожары в наибольшей степени, по сравнению с остальными видами пожаров на природных территориях, связаны с деятельностью человека. Живые, неосушенные торфяные болота горят очень редко, пожары на них оказываются беглыми, затрагивающими лишь поверхностный слой торфяной залежи, поскольку нижние слои даже в жаркий сухой год остаются насыщенными водой. В Средней полосе Европейской России крупных пожаров на неосушенных торфяниках почти не бывает (например, в жаркий сезон 2010 года такой пожар был зафиксирован только один). В регионах Сибири и Дальнего Востока с более континентальным климатом неосушенные болота могут гореть чаще, но и в них наибольшую опасность представляют именно осушенные торфяники.
 

Непосредственным источником возникновения торфяного пожара в подавляющем большинстве случаев также является человек. В связи с тем, что тление торфа поначалу развивается медленно, от возникновения до обнаружения торфяного пожара часто проходит длительное время - поэтому причины и виновники торфяных пожаров чаще остаются неизвестными, чем причины и виновники лесных пожаров. Однако, основные источники пожаров на торфяниках известны: это палы сухой прошлогодней травы, оставленные без присмотра костры, брошенные спички и окурки, тлеющие пыжи из горючих материалов, искры из неисправных глушителей мотоциклов и автомобилей. В исключительных случаях возможно самовоспламенение, но оно происходит лишь в буртах ("караванах") собранного и сложенного для просушки торфа. В связи с тем, что объемы добычи торфа за последние сорок лет резко сократились, а большинство ранее уложенных буртов было использовано и сгорело, случаи самовоспламенения торфа на брошенных торфяных месторождениях становятся пренебрежимо редкими.
 

В последние годы широкое распространение получили методы дистанционного мониторинга пожаров на природных территориях, позволяющие выявлять в том числе крупные палы сухой травянистой растительности на осушенных торфяниках и заброшенных торфяных месторождениях. Это позволило установить тесную связь между весенними палами сухой травы и возникновением торфяных пожаров: выяснилось, во-первых, что значительная доля торфяных пожаров, возможно - большинство, возникает именно от весенних палов сухой травы, и во-вторых, что палы сухой травянистой растительности являются главным способом быстрого распространения огня по площади осушенных торфяников. Особая роль палов сухой травы в возникновении торфяных пожаров связана с тем, что палы эти охватывают большие площади (в десятки и сотни гектаров), в пределах которых легко находятся объекты, способствующие началу тления торфа - например, сухие пни, шпалы от узкоколейных железных дорог и т.д. Один крупный пал сухой травы может привести к появлению сразу многих, иногда - десятков, очагов тления торфа. Таким образом, главной и наиболее опасной причиной возникновения торфяных пожаров являются именно палы сухой травянистой растительностью весной или во время летних засух.
 

С чем связана особая опасность торфяных пожаров
 

Особая опасность торфяных пожаров связана с тремя главными обстоятельствами.
 

Во-первых, торфяные пожары выделяют во много раз больше дыма в пересчете на единицу площади действующего пожара, чем лесные и тем более травяные пожары. С учетом того, что торфяной пожар может действовать и активно дымить месяцами, количество выделяемого им дыма может в сотни и даже тысячи раз превышать количество дыма, выделяемого лесным пожаром сравнимой площади. Дым от природных пожаров крайне опасен для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, его высокая концентрация может вести к увеличению смертности. Торфяные пожары, образующие наибольшее количество дыма, с этой точки зрения представляют наибольшую опасность. Кроме того, крупные лесные пожары создают мощные восходящие потоки воздуха, благодаря которым значительная часть дыма сразу выбрасывается на очень большую высоту (при крупнейших пожарах - более десяти километров) и рассеивается в атмосфере. При торфяных пожарах, как правило, таких мощных восходящих потоков не образуется, и значительная часть дыма остается в приземных слоях воздуха. Дым от крупных торфяных пожаров в концентрации, опасной для здоровья, может распространяться на расстояние до нескольких сотен километров (например, в период наиболее сильного задымления Москвы в июле-августе 2010 года основная часть дыма поступала с горящих торфяников в Мещерской низменности, расстояние от которых до столицы составляет 120-180 км).
 

Во-вторых, торфяной пожар способен действовать очень долго, а потушить его, если это не было сделано на самой ранней стадии, чрезвычайно сложно. Летом торфяной пожар представляет собой постоянно тлеющий фитиль, готовый привести к пожарам на сопредельных территориях при наступлении сухой, жаркой и ветреной погоды. Многие торфяники, в том числе осушенные, располагаются в районах с преобладанием бедных сухих почв и типов леса, характеризующихся повышенной пожарной опасностью (например, на территории Мещерской низменности и других полесий), что усиливает опасность, связанную с постоянно действующими пожарами. В условиях жаркой и сухой погоды, когда пожарная опасность в лесах наиболее высока, длительно действующие торфяные пожары отвлекают большие силы от борьбы с вновь возникающими лесными пожарами.
 

В-третьих, во многих регионах России осушенные торфяники и заброшенные торфяные месторождения в прошлом в первую очередь отдавались под садово-дачные товарищества, как самые бесполезные для государства земли. В результате на осушенных торфяниках местами появились дачные поселки площадью во многие тысячи гектаров, состоящие из десятков тысяч отдельных участков. В таких условиях торфяные пожары могут представлять чрезвычайную угрозу, связанную не только с дымом, но и непосредственно с огнем, для огромного количества людей одновременно, причем источник огня на таких торфяниках практически всегда находится (с учетом отечественных традиций крайне неосторожного обращения с огнем).
 

Как развиваются и действуют торфяные пожары
 

Развитие торфяного пожара существенно отличается от развития лесного пожара или травяного пала. Чистый торф, даже сухой, при пожаре практически не горит - он лишь тлеет, выделяя большое количество дыма и оставляя большое количество золы. Открытое горение возникает, как правило, тогда, когда тление доходит до сухих растительных остатков, входящих в состав торфа или находящихся на поверхности торфяника - листьев, травы, веток, корней растений, свежих или ископаемых пней (так называемых будылей) и т.д. Само по себе тление торфа распространяется относительно медленно и очень сильно зависит от влажности торфа. В поверхностных слоях осушенного торфяника тление торфа в сухую и теплую погоду распространяется, как правило, на несколько десятков сантиметров в сутки. В более глубоких слоях тление распространяется медленнее из-за большей влажности и нехватки воздуха. Распространение тления торфа на большую площадь, иногда до нескольких десятков тысяч гектаров, происходит не за счет разрастания очага пожара внутри осушенной залежи, а за счет быстрого распространения огня по сухой травянистой растительности на поверхности торфяника.
 

Чаще всего торфяник загорается, особенно весной, там, где есть какие-то крупные и относительно сухие растительные остатки и другие предметы, которые легко могут воспламениться от пала сухой травы или иной причины (например, пни деревьев, крупные ветки, или брошенные шпалы от узкоколейних железных дорог). Такие предметы на поверхности осушенного торфяника находятся всегда. Наиболее вероятно возникновение торфяного пожара на хорошо дренированных участках - например, отвалах торфа вдоль осушительных каналов, на насыпях дорог и в тому подобных местах. Поначалу возникший очаг тления торфа расширяется и углубляется очень медленно, особенно если он возникает весной, когда даже осушенные торфяные залежи еще насыщены водой. За первые несколько недель площадь такого очага может достигать нескольких квадратных метров, а глубина прогорания - нескольких десятков сантиметров (на хорошо дренированных местах, а также вблизи корней деревьев глубина прогорания может быть большей). По мере того, как осушенная торфяная залежь теряет накопленные при весеннем снеготаянии запасы воды, скорость расширения очага тления торфа увеличивается. При устойчиво сухой погоде наиболее интенсивное тление и наиболее быстрое расширение очага происходит на самой поверхности. Если же начинаются сильные дожди, и поверхностные слои торфа насыщаются водой, тление у самой поверхности может замедляться или даже прекращаться, и в результате распространения очага тления в более глубоких слоях торфяника может образовываться закрытый сверху прогар, представляющий особую опасность для тех, кто этот пожар тушит.
 

Как правило, даже самые крупные и длительно действующие торфяные пожары охватывают лишь поверхностные слои торфяных залежей, чаще всего до глубины в 30-50 сантиметров, лишь на отдельных участках уходя на большую глубину. Представления о том, что торфяные пожары уходят в глубину на многие метры, или даже на десятки метров - это не более чем легенда. Но даже при глубине прогорания торфа в 30-50 сантиметров при торфяном пожаре сгорает в десятки раз больше горючих материалов, чем при сильном верховом пожаре в лесу.
 

Торфяные пожары способны действовать даже зимой, в том числе при очень сильных морозах. Торф обладает очень высокой теплоизолирующей способностью, благодаря которой мороз почти никак не влияет на тление торфа на глубине уже в несколько сантиметров. Интенсивность тления торфяников зимой зависит от количества снега и толщины остаточной торфяной залежи. Как правило, слоя торфа в 30-40 сантиметров оказывается вполне достаточно, чтобы поддерживать тление в течение всей зимы. Основная часть очагов тления торфа, переживших даже самые сильные зимние морозы, затухает при весеннем снеготаянии, когда торфяная залежь насыщается водой. Однако, на дренированных участках, которые весной не затапливаются талыми водами, очаги тления торфа могут сохраняться до весны, и впоследствии становиться источниками новых торфяных пожаров.
 


Источники оперативных спутниковых данных о пожарах на природных территориях, в том числе на торфяниках
 

Очаги тления торфа значительно хуже выявляются дистанционными методами, чем лесные пожары и палы сухой травы. Это связано с тем, что очаг тления торфа на ранних стадиях развития, как правило, имеет очень небольшие размеры, и к тому же частично изолирован от поверхности слоем торфа или торфяной золы. Как правило, стандартные системы дистанционного мониторинга пожаров на природных территориях, основанные на космических снимках MODIS или аналогичных, устойчиво выявляют торфяные пожары лишь тогда, когда они приобретают вполне катастрофические масштабы. Кроме того, в летний период, в особенности в июне и июле, системы дистанционного мониторинга торфяных пожаров дают значительное количество ложных "термоточек", вызванных перегревом на солнце черной поверхности торфа на действующих торфяных месторождениях, торфяных гарях и тому подобных участках.
 

Тем не менее, стандартные системы дистанционного мониторинга пожаров позволяют с высокой долей вероятности выявлять места возникновения торфяных пожаров. Значительная часть очагов тления торфа возникает от палов сухой травянистой растительности на поверхности осушенных торфяников - или весной, когда горит прошлогодняя трава, или жарким засушливым летом, когда горит трава, погибшая от засухи. Кроме того, разрастающиеся торфяные пожары часто приводят к загоранию леса, растущего на поверхности торфяника. Палы сухой травы или лесные пожары на поверхности торфяников, как правило, фиксируются системами дистанционного мониторинга. Именно за счет этого системы типа FIRMS, SFMS и ИСДМ позволяют выявить основную часть торфяных пожаров. Но в любом случае остается какая-то часть торфяных пожаров, которую невозможно выявить стандартными дистанционными методами, и которые можно обнаружить только при использовании космических снимков высокого разрешения (позволяющих обнаружить дым или термоточки очень малой площади), авиационном или наземном обследовании осушенных торфяников и заброшенных торфяных месторождений.
 

Пожары на поверхности неосушеных торфяников развиваются совершенно иначе - фактически они аналогичны низовым лесным пожарам, при которых происходит горение мха, подстилки и других материалов на поверхности почвы. Такие пожары, если они охватывают значительную площадь, практически всегда фиксируются системами дистанционного мониторинга. Но такие пожары значительно более редки, и значительно менее опасны, чем пожары на осушенных торфяниках.
 

Далее приводится краткое описание основных систем дистанционного мониторинга пожаров на природных территорий, и ссылки, относящиеся к этим системам.
 

Система FIRMS
 

Система FIRMS (Fire Information for Resource Management System - Пожарная информационная система для целей управления природными ресурсами) представляет собой общедоступную систему мониторинга лесных пожаров, основанную на космических снимках MODIS (спутники Terra и Aqua, США), разработанную группой специалистов Университета штата Мэриленд в сотрудничестве с Национальным агентством США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Система охватывает весь мир и позволяет получать информацию о местоположении крупных и средних лесных пожаров за предшествующие 24 или 48 часов (по выбору пользователя), в том числе в формате Google Earth. Позволяет получать информацию о лесных пожарах площадью примерно от 1 гектара в идеальных условиях; степень достоверности данных сильно зависит от облачности, задымления и ряда других факторов.
 

Ссылки:
 

О пожарной информационной системе FIRMS (как ей пользоваться)
 

Пожарная информационная система FIRMS (университет штата Мэриленд, США)
 

Пожарная информационная система GFIMS (FAO) - основывается на данных FIRMS
 

Оперативный доступ к подготовленным для просмотра космоснимкам MODIS
 

Ежедневно обновляемые мозаики снимков MODIS на большую часть Европейской России и Урала - размер мозаики около 20 Мб
 

Система ИСДМ-Рослесхоз
 

Система ИСДМ-Рослесхоз (Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства) представляет собой ведомственную систему мониторинга лесов, лесных пожаров и лесопользования, оперативное управление которой осуществляет ФГУ "Авиалесоохрана". Система разработана специалистами Института космических исследований РАН при участии других российских научных организаций. Блок мониторинга пожарной опасности основывается на космических снимках MODIS (спутники Terra и Aqua, США), но использует и некоторые другие источники дистанционных данных. Система не является полностью открытой, часть информации предоставляется только пользователям из специально определенного Рослесхозом перечня или на коммерческой основе. Позволяет получать информацию о лесных пожарах площадью примерно от 1 гектара в идеальных условиях; степень достоверности данных сильно зависит от облачности, задымления и ряда других факторов.
 

Ссылки:
 

Описание системы ИСДМ-Рослесхоз на сайте ФГУ "Авиалесоохрана"
 

Общедоступная часть информационной системы дистанционного мониторинга ИСДМ-Рослесхоз
 

Спутниковые данные о текущей пожарной обстановке на сайте ФГУ "Авиалесоохрана"
 

Система SFMS
 

Система SFMS (ScanEx Fire Monitoring Service - система мониторинга лесных пожаров, разработанная компанией СканЭкс) представляет собой общедоступную систему мониторинга лесных пожаров, основанную на космических снимках MODIS (спутники Terra и Aqua, США) и некоторых других, разработанную компанией СканЭкс (Москва). Система охватывает Россию и некоторые сопредельные территории и позволяет получать информацию о пожарах за длительный период времени с разбивкой по дням, в том числе в формате Google Earth. Позволяет получать информацию о лесных пожарах площадью примерно от 1 гектара в идеальных условиях; степень достоверности данных сильно зависит от облачности, задымления и ряда других факторов. Имеет ряд пользовательских настроек, для доступа к которым необходима регистрация (она бесплатна). Данные системы SFMS используются рядом федеральных министерств (МПР, МЧС) для мониторинга пожарной опасности на природных территориях.
 

Ссылки:
 

Начала работу новая общедоступная система мониторинга лесных пожаров (описание, инструкция)
 

Информационный сервис по лесным пожарам Космоснимки 01
 

Система мониторинга природных пожаров на ООПТ Министерства природных ресурсов РФ
 

Космические снимки территорий РФ, на которых возникли и действуют природные пожары (МЧС)
 


 

Кто отвечает за борьбу с торфяными пожарами
 

Органа государственной власти, который бы в полной мере отвечал за то, чтобы торфяники не горели, а дым от торфяных пожаров не отравлял жителей страны, в Российской Федерации нет. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности на торфяниках рассредоточена между разными уровнями власти, министерствами, ведомствами и иными организациями, при этом далеко не всегда в принципе можно определить, кто за что отвечает.
 

МЧС и подведомственные организации
 

Согласно действующему законодательству, в частности - указу Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868, в целом за пожарную безопасность в стране отвечает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В числе прочего, МЧС отвечает за выработку и реализацию государственной политики в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет в этой области управление, координацию, контроль и надзор. МЧС России обеспечивает создание систем информационного обеспечения, статистического учета пожаров и их последствий, осуществляет тушение пожаров в населенных пунктах и выполняет ряд других полномочий в области пожарной безопасности. Кроме того, МЧС должно организовывать информирование населения через СМИ и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты.
 

Применительно к торфяным пожарам МЧС отвечает за следующее:
 

1) за то, чтобы государственная политика в целом обеспечивала защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с торфяными пожарами;
 

2) за то, чтобы торфяные пожары и их последствия были должным образом учтены, действия разных организаций и ведомств по их тушению были скоординированы, а население проинформировано о пожарах, мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты от этих пожаров;
 

3) за тушение торфяных пожаров, попадающих в черту населенных пунктов (такое бывает), а также за организацию тушения торфяных пожаров в тех случаях, когда соответствующие полномочия переданы министерству соответствующими соглашениями с субъектами РФ (это касается практически всех торфяных пожаров, располагающихся вне земель лесного фонда).
 

В реальности государственная политика отнюдь не обеспечивает защиту природных территорий, в том числе лесов и торфяников, и населения от чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами (что наглядно продемонстрировал 2010 год в Европейско-Уральском регионе России и 2011 год в Сибири и на Дальнем Востоке).
 

С учетом торфяных пожаров и информированием населения тоже есть определенные проблемы.
 

Во-первых, есть приказ МЧС от 21 ноября 2008 г. № 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий", который позволяет во многих случаях рассматривать торфяной пожар не как пожар, а как загорание, не подлежащее официальному статистическому учету, а если и учитывать, то радикально занижать площадь пожара (благо торф на самом деле не горит открытым огнем, а тлеет; горит же лишь сухая растительность на поверхности торфяника, причем обычно на незначительной площади).
 

Ссылка: приказ МЧС от 21 ноября 2008 г. № 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий"
 

Во-вторых, есть приказ МЧС от 29 июня 2006 г. № 386 с устрашающе длинным названием, который устанавливает порядок информирования населения в том числе о пожарах. Приказ длинный и мутный, поэтому приведем здесь его интерпретацию, данную Прокуратурой Ивановской области применительно как раз к одному из торфяных пожаров 2011 года: "решение об информировании населения о пожаре через средства массовой информации принимается лишь о крупных пожарах и только в случаях, если пожар имел определенные последствия, в том числе погибло 5 человек и более, либо пострадало 10 человек и более" (т.е. пока пять человек не погибло или десять не пострадало, информировать население о торфяном пожаре не надо). Этот же приказ прямо запрещает "давать сведения, которые могут вызвать панику среди населения" (без определения, что это за сведения).
 

В общем, рассчитывать на то, что МЧС будет "информировать население через СМИ и по иным каналам" о торфяных пожарах (как велит ему указ Президента РФ), не приходится.
 

Ссылка: Приказ МЧС России от 29 июня 2006 г. № 386
 

В-третьих, если торфяной пожар случается в пределах населенного пункта, подразделения МЧС его действительно тушат, а о том, что есть соглашения между МЧС и администрациями субъектов РФ, которые передают МЧС полномочия по организации тушения пожаров на землях большинства других категорий, сотрудники подведомственных этому министерству организаций чаще всего просто не знают. В конечном итоге они все равно эти торфяники тушат, но часто воспринимают эти свои действия не как свою прямую обязанность, а лишь как помощь кому-то, кто не справляется со своей работой.
 

Плюс к этому, надо учитывать, что подведомственные МЧС организации традиционно тушением пожаров на природных территориях не занимались, и их сотрудники часто просто не умеют тушить торфяные пожары. В тех районах, где осушенных торфяников много и торфяные пожары случаются часто, в подразделениях пожарной охраны есть очень хорошие специалисты по борьбе именно с торфяными пожарами - но, к сожалению, они есть далеко не везде. Кроме того, у сотрудников подведомственных МЧС организаций чаще всего хороших карт местности и средств навигации просто нет, и на природных территориях они часто заблуждаются (в смысле - теряют ориентацию в пространстве). Техника, имеющаяся в распоряжении городских и поселковых пожарных, как правило, не подходит для тушения торфяных пожаров. Министерская "вертикаль власти" спрашивает с пожарных на местах такое количество разнообразных отчетов, справок и иных информационных материалов, что у тех на организацию борьбы с пожарами может просто не оставаться времени. Плюс к этому, им вечно не хватает самого необходимого пожарно-технического оборудования, топлива и других материалов. В итоге даже самые квалифицированные и героические городские пожарные в условиях природной территории часто оказываются беспомощными и не могут эффективно тушить торфяные пожары по вполне объективным, не от них зависящим, причинам.
 

Рослесхоз и подведомственные организации
 

Согласно действующему законодательству, в частности - постановлению Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) отвечает за выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), за контроль и надзор в области лесных отношений, также за исключением тех, которые касаются ООПТ. Кроме того, Рослесхоз непосредственно отвечает за управление лесами Московской области и за государственный пожарный надзор в лесах на землях обороны и безопасности.
 

Применительно к торфяным пожарам Рослесхоз отвечает за следующее:
 

1) за то, чтобы государственная политика в области лесных отношений обеспечивала защиту лесов от пожаров, в том числе торфяных;
 

2) за то, чтобы земли лесного фонда в Московской области, а также леса на землях обороны и безопасности (в частности, в военных лесничествах) охранялись от пожаров, в том числе торфяных;
 

3) за тушение торфяных пожаров на землях лесного фонда в Московской области.
 

В реальности государственная политика в области лесных отношений фактически привела к превращению лесов, и в том числе торфяников на землях лесного фонда, в бесхозные, брошенные и почти не охраняемые земли. За время действия нового Лесного кодекса РФ, принятого в конце 2006 года, количество людей, обладающих полномочиями, так или иначе связанными с охраной лесов, сократилось в шесть раз, а общее количество людей, занятых в органах и организациях лесного хозяйства - в четыре раза (т.е. квалифицированных работников леса, которых при необходимости можно быстро мобилизовать для эффективной борьбы с пожарами, за пять лет стало вчетверо меньше). Более того - Порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах, который требуется согласно Лесному кодексу РФ, до сих пор не утвержден.
 

С 1 января 2012 года введено обязательное лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров (оно распространяется в том числе на те торфяные пожары, которые действуют в лесах или затрагивают леса, а таких, строго говоря, большинство). Однако, постановление Правительства РФ от 31 января 2012 года № 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров", в соответствии с которым полномочия по лицензированию были возложены на Рослесхоз, и которое определило порядок лицензирования, вступило в силу только 21 февраля 2012 года. В результате к началу пожароопасного сезона только часть организаций, традиционно обеспечивавших борьбу с лесными и торфяными пожарами, смогла получить лицензии. Скорее всего, в течение 2012 года проблемы с лицензированием будут существенно ограничивать возможности борьбы с торфяными пожарами в лесах.
 

Органы власти субъектов РФ и подведомственные организации
 

Согласно действующему законодательству, органы государственной власти субъектов РФ отвечают за пожарную безопасность, обучение населения нормам пожарной безопасности, стимулирование обеспечения пожарной безопасности, организацию участия населения в борьбе с пожарами, организацию тушения пожаров и оперативное управление подразделениями государственной противопожарной службы, обеспечивают эвакуацию населения при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
 

При этом часть полномочий органов государственной власти субъектов РФ специальными соглашениями с МЧС передается этому министерству. Соглашения эти более или менее однотипные, и в соответствии с ними региональные органы власти передают МЧС полномочия по организации тушения пожаров на территории соответствующего субъекта РФ (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей). Соглашения эти утверждаются распоряжениями Правительства РФ, т.е. это не "министерско-региональная отсебятина", а вполне официальные документы, входящие в систему действующего законодательства.
 

Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ, согласно Лесному кодексу РФ, передана часть полномочий Российской Федерации, связанных с лесами. В частности, им переданы полномочия по организации охраны лесов, обеспечения мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, осуществлению государственного пожарного надзора в лесах. Непосредственно охрана лесов от пожаров должна обеспечиваться или специализированными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ, или, если таких учреждений нет - организациями, выигравшими право на проведение соответствующих работ на аукционе.
 

Для выполнения всего спектра полномочий, связанных с лесами, органы власти субъектов РФ создают специализированные управленческие структуры - лесничества, и хозяйствующие структуры, которые обычно по старому называют лесхозами (статус лесничеств и лесхозов в разных регионах может быть разным). Лесничества теоретически не должны тушить пожары, и лесхозы в большинстве случаев не должны, если понимать новое лесное законодательство буквально. Однако, именно в лесничествах и лесхозах в большинстве случаев сосредоточена основная часть опытных специалистов, способных обеспечить борьбу с лесными и торфяными пожарами. В реальной жизни специалисты лесхозов и лесничеств в большинстве регионов до сих пор играют главную роль в обеспечении пожарной безопасности в лесах.
 

Единственным регионом (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга), которому не переданы федеральные полномочия по управлению лесами, является Московская область - в нем все вышеупомянутые полномочия выполняет специальный территориальный орган Рослесхоза - Мослесхоз.
 

Применительно к торфяным пожарам органы государственной власти субъектов РФ (кроме Московской области) отвечают за следующее:
 

1) за обеспечение пожарной безопасности на торфяниках в целом, и за тушение торфяных пожаров вне населенных пунктов - непосредственно, или путем передачи части полномочий МЧС;
 

2) за то, чтобы земли лесного фонда охранялись от пожаров, в том числе торфяных.
 

Органы местного самоуправления
 

На органы местного самоуправления возлагается основная ответственность за предотвращение пожаров (всех, кроме лесных). Под этим понимается создание условий для организации добровольной пожарной охраны, условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, оснащение территорий общегопользования средствами тушения пожаров, организацию оповещения населения о пожаре, локализацию пожара и спасение людей и имущества до прибытия пожарной охраны, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности и др.
 

Основная часть этой ответственности (обеспечение первичных мер пожарной безопасности) возлагается на органы власти поселений и городских округов.
 

Собственники земельных участков и лица, использующие земельные участки (арендаторы и др.)
 

На собственников земельных участков, а также на лиц, использующих земельные участки, возлагается обязанность осуществления на них мер пожарной безопасности. Обязанности по тушению пожаров, в том числе торфяных, на собственников или арендаторов земельных участков не возлагаются (за исключением отдельных спорных случаев).
 


 

Как организовать борьбу с торфяными пожарами
 

Общие особенности борьбы с торфяными пожарами
Обнаружение торфяных пожаров
Информирование органов власти о торфяных пожарах
Тушение торфяных пожаров
Проверка качества (надежности) тушения
Сезонные особенности борьбы с торфяными пожарами
Весна
Лето
Осень
Зима
 

Общие особенности борьбы с торфяными пожарами
 

Торфяные пожары возникают и развиваются на торфяниках - болотах или бывших болотах, где в силу нехватки кислорода, вызванного избыточным увлажнением, остатки болотных растений не разлагались окончательно, а в течение многих тысячелетий или столетий накапливались в виде относительно однородной бурой массы - торфа. К торфяникам обычно относят болота, где мощность торфяной залежи (слоя накопившегося торфа) составляет не менее тридцати сантиметров. В Европейской России мощность торфяных залежей подавляющего большинства торфяников не превышает трех-пяти метров, и лишь в отдельных исключительных случаях она достигает десяти-двенадцати метров. Рассказы о том, что в Мещере или Верхневолжье глубина торфяных залежей достигает сотни метров, и горение торфа может распространяться на такую глубину - это не более чем сказка.
 

Естественные неосушенные торфяники горят редко, а собственно торф на них горит еще реже. Пожары на таких торфяниках могут возникать в особо засушливые годы, но они, как правило, затрагивают лишь самые верхние слои торфяника - подсохший болотный мох сфагнум или сухую растительность на поверхности болота. Такие пожары, как правило, скоротечны, и аналогичны лесным низовым или подстилочным пожарам. Большой опасности для людей сами по себе пожары на неосушенных торфяниках, как правило, не вызывают - они опасны главным для самих болотных экосистем и для прилегающих лесов, на которые может распространиться огонь.
 


След торфяного пожара на неосушенном торфянике - огонь прошел за один день, выжег поверхностный слой болотного мха сфагнума толщиной 10-15 сантиметров и скудную растительность на поверхности болота, но не вызвал загорания самого торфа (август 2011 г., Кимрский район Тверской области)
 

Наиболее опасные торфяные пожары возникают на осушенных торфяниках - болотах, которые были осушены путем прокладки специальной сети осушительных каналов (дренажной сети) с целью добычи торфа, выращивания сельскохозяйственных культур или повышения продуктивности лесов. Здесь верхние слои торфа просыхают на значительную глубину, в них проникает атмосферный воздух, и создаются условия для тления торфа. Сама по себе осушенная торфяная залежь загореться (самовоспламениться) не может - во всяком случае, достоверно таких случаев не зафиксировано. В отдельных случаях, если торф сложен в кучи (бурты, терриконы, караваны) для просушки и последующей вывозки с торфяного месторождения, могут сложиться условия для его саморазогрева за счет деятельности микроорганизмов до температуры, при которой может начаться его тление. Такие случаи редки и с течением времени становятся все более редкими, поскольку добыча на протяжении последних сорока лет неуклонно сокращалась в силу экономических причин, а оставленные с былых времен бурты торфа на большинстве месторождений или были вывезены, или сгорели. В подавляющем большинстве случаев причиной возникновения торфяного пожара становится поджог, и лишь в редчайших исключительных случаях - самовоспламенение.
 


Начинающийся в результате недавно прошедшего пала сухой травы торфяной пожар на заброшенном торфяном месторождении (май 2011 г., Шатурский район Московской области)
 

Особенностью собственно торфяных пожаров является то, что торф не горит открытым огнем - он тлеет, выделяя большое количество дыма. Скорость тления сильно зависит от влажности торфа и от температуры. Тление торфа может продолжаться даже зимой, и даже в очень сильные морозы, поскольку очаги непосредственного тления оказываются прикрытыми от холода вышележащими слоями торфа или торфяной золы. Лишь тщательное перемешивание тлеющего торфа с большим количеством воды или снега способно остановить процесс тления.
 

Поскольку торф тлеет долго, и интенсивность тления сильно меняется с течением времени, для характеристики интенсивности торфяных пожаров используют глубину прогорания. По средней глубине прогорания торфяные пожары делятся на слабые (до 25 см), средние (25-50 см), и сильные (свыше 50 см). Даже при самых мощных и продолжительных пожарах на осушенных торфяниках за один сезон почти никогда не прогорает слой торфа больше одного метра. Лишь на отдельных наиболее дренированных или возвышенных участках, например - в буртах торфа или на отвалах магистральных каналов, глубина прогорания за один сезон может достигать нескольких метров. Такие участки, как правило, дают наибольший вклад в образование дыма при торфяном пожаре.
 


Выгоревший при катастрофическом пожаре 2010 года бурт торфа на действовавшем торфяном месторождении в болотной системе Радовицкий мох. В центре виден мощный слой желто-серой торфяной золы (снимок сделан в мае 2011 года, Егорьевский район Московской области)
 

Обнаружение торфяных пожаров
 

Своевременно обнаружить торфяной пожар трудно - намного труднее, чем лесной. Связано это с тем, что на ранних этапах развития торфяной пожар может быть очень маленьким, выделять совсем мало тепла и дыма, и потому совершенно незаметным для имеющихся систем дистанционного наблюдения, камер с тепловизорами или летчиков-наблюдателей. Поэтому решающая роль в раннем обнаружении торфяных пожаров принадлежит наземному обследованию особо опасных территорий. К счастью, площадь осушенных торфяников и заброшенных торфяных месторождений в масштабах страны или даже отдельных регионов относительно невелика по сравнению с площадью лесов и других природных территорий, поэтому наземное обследование особо опасных участков организовать вполне можно. При этом большим подспорьем в поиске начинающихся пожаров могут стать общедоступные системы дистанционного мониторинга пожаров, такие как FIRMS или SFMS, или ведомственная система ИСДМ-Рослесхоз Федерального агентства лесного хозяйства. Эти системы почти не позволяют обнаруживать собственно торфяные пожары на ранних стадиях развития, но они позволяют выявлять палы сухой травянистой растительности и лесные пожары на поверхности осушенных торфяников - а именно эти палы и пожары в большинстве случаев являются или причинами возникновения очагов тления торфа, или способами их распространения на большие площади. Данные этих систем мониторинга пожаров, за исключением последней, общедоступны и бесплатны, и ими, при наличии компьютера и доступа к сети Интернет, может пользоваться любой желающий. Дополнительную информацию о системах дистанционного мониторинга пожаров можно получить здесь:
 

Источники оперативных спутниковых данных о пожарах на природных территориях, в том числе на торфяниках
 

Использование стандартных методов дистанционного мониторинга пожаров (систем FIRMS, SFMS и ИСДМ) для раннего выявления торфяных пожаров дает наилучшие результаты примерно с конца апреля по середину мая (в условиях Средней полосы Европейской России). Эти сроки могут несколько сдвигаться в ту или иную сторону в зависимости от погодных условий конкретного года. Именно на этот период приходится главный пик палов сухой травянистой растительности, в том числе на осушенных торфяниках. Большинство палов, особенно на поверхности торфяников, фиксируется системами дистанционного мониторинга, поскольку при таких палах выделяется большое количество тепла (при этом палы могут охватывать значительно большую площадь, чем та, на которой по снимкам выявляются "термоточки"). Палы, как правило, оставляют после себя многочисленные очаги, в которых начинается тление торфа. Эти очаги на самых ранних этапах своего развития еще не представляют большой опасности, и после окончания сезона массовых весенних палов сухой травы остаются еще две-четыре недели, в зависимости от погоды, в течение которых начинающиеся торфяные пожары еще можно ликвидировать малыми силами. Именно в эти две-четыре недели очень важно провести самое массовое обследование осушенных торфяников на предмет выявления возможных возгораний (см. ниже).
 

Следует особо отметить, что дистанционными методами все-таки невозможно выявить все травяные палы на поверхности торфяников - часть палов остается незамеченной. Кроме того, весной возможно возникновение очагов тления торфа и от других причин (брошенных костров, окурков и т.д.). Поэтому крайне важно организовать наземное обследование не только тех участков, где дистанционными методами были выявлены палы сухой травы, но и других особо опасных участков осушенных торфяников (а именно - торфяников, примыкающих к населенным пунктам, дачным поселкам, объектам инфраструктуры, а также к местам массового отдыха, охоты, рыбалки и браконьерства на краях или в границах осушенных торфяников).
 


Очаг тления торфа, обнаруженный на месте прошедшего накануне по поверхности осушенного торфяника пала сухой травы (1 мая 2011 г., Гусь-Хрустальный район Владимирской области)
 

Наземное обследование дает наилучшие результаты в предвечерние часы, когда характерный запах тлеющего торфа ощущается, как правило, лучше всего (именно этот запах позволяет обнаруживать торфяные пожары на самых ранних стадиях их развития). При обследовании осушенного торфяника надо особое внимание уделять тем участкам, где возникновение очагов тления торфа наиболее вероятно - отвалам и склонам осушительных каналов, насыпям различных дорог, стоянкам охотников, рыбаков и туристов, микроповышениям, образовавшимся при вываливании деревьев с корнями, завалам мертвой сухой древесины на местах прошлых пожаров, буртам торфа.
 

Информирование органов власти о торфяных пожарах
 

Торфяные пожары развиваются медленно, действуют долго, а от момента возникновения торфяного пожара до того времени, когда он может причинить наибольший ущерб окружающим природным территориям, населенным пунктам и людям, проходит иногда несколько месяцев. Благодаря этому у органов государственной власти и организаций, отвечающих за тушение пожаров и обеспечение пожарной безопасности на прилегающих территориях, обычно бывает достаточно времени для того, чтобы собрать нужные силы и средства для борьбы с пожаром и исключения опасных последствий. С другой стороны, у граждан, обнаруживших пожар и заинтересованных в том, чтобы этот пожар не причинил им или другим людям ущерба, есть достаточно времени, чтобы не только экстренно сообщить в пожарную охрану о пожаре, но и задействовать при необходимости все возможные механизмы информирования ответственных лиц. Это может понадобиться, если должностные лица не реагируют на первое сообщение о начинающемся пожаре (что случается часто, поскольку значительная часть торфяных пожаров происходит на так называемых "землях запаса", фактически бесхозных), или если у пожарных не получается потушить тлеющий торф, а привлекать дополнительные силы они не решаются.
 

В любом случае, при обнаружении начинающегося торфяного пожара необходимо первым делом известить о нем уполномоченные органы государственной власти. Для этого надо использовать телефон 01 или 112 (телефон 112 официально введен постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года № 1101 как единый телефон для сообщения о разнообразных чрезвычайных ситуациях, в том числе о пожарах, вместо телефона 01 - но пока в большинстве регионов действует все-таки 01). В своем сообщении необходимо как можно точнее указать местонахождение торфяного пожара, рассказать, как к нему можно проехать, и дать свой телефон, желательно мобильный, для связи. Следует помнить, что у большинства пожарных нет приемников GPS и качественных карт, поэтому географические координаты пожара им, скорее всего, никак не помогут.
 

Если начинающийся торфяной пожар может так или иначе угрожать лесу, или если он находится на землях лесного фонда (если это известно), то очень желательно сообщить о нем не только в пожарную охрану по телефону 01 или 112, но и в специализированную лесопожарную или иную лесохозяйственную организацию. Следует учитывать, что лесохозяйственные организации, несмотря на разрушительные реформы последних лет, гораздо лучше подготовлены к борьбе с пожарами на природных территориях, чем подразделения государственной пожарной охраны и МЧС. Для того, чтобы сообщить о пожаре в органы лесного хозяйства, можно использовать или единый лесной "телефон доверия" 8-800-100-94-00 (его работа обеспечивается Федеральным агентством лесного хозяйства, но звонки должны переадресовываться в специализированные службы конкретных регионов - это, к сожалению, не везде работает), или специальный телефон горячей линии по лесным пожарам, какие есть в большинстве регионов России. Можно также попытаться связаться с конкретным лесничеством. Контактные данные органов управления лесами и лесничеств можно найти здесь:
 

Адреса и телефоны органов управления лесами и лесохозяйственных организаций
 

Телефонный справочник "Лесное хозяйство Российской Федерации"
 

В случае, если после всех звонков на начинающийся торфяной пожар никто не приехал, или приехавшие пожарные лишь притушили его с поверхности и бросили, а через несколько дней тление вновь вышло на поверхность - следует повторно позвонить по вышеуказанным телефонам, а кроме того, в письменном виде уведомить уполномоченные органы государственной власти, отвечающие за обеспечение пожарной безопасности, и надзорные органы.
 

Порядок работы с письменными обращениями граждан в органы государственной власти регулируется специальным федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В соответствии с этим законом, каждое правильно оформленное обращение должно быть рассмотрено, и в течение тридцати дней на него должен быть дан письменный ответ (с учетом времени на доставку ответа по почте, в реальности следует рассчитывать на получение ответа примерно через полтора месяца). Обращения фиксируются, а работа с ними конкретных чиновников проверяется, поэтому игнорировать такие обращения им гораздо труднее, чем просто звонки граждан. Кроме того, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, или причинения пожаром большого ущерба, письмо и ответ на него будут служить одним из доказательств того, что уполномоченными должностными лицами не были своевременно приняты должные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации и ущерба. Следует помнить, что закон устанавливает требования именно к органам государственной власти, поэтому сообщать в письменном виде о начинающемся торфяном пожаре, меры по ликвидации которого не принимаются, необходимо именно в органы государственной власти - региональную администрацию, Правительство РФ, МЧС и Генеральную прокуратуру (в какие именно органы надо обращаться, может зависеть от конкретной ситуации). Следует помнить, что если необходимые меры не принимаются какими-либо организациями регионального уровня, то для того, чтобы заставить их эти меры принимать, обращаться нужно в органы государственной власти федерального уровня, а если необходимые меры не принимаются подразделениями МЧС, то обращаться надо в надзорные инстанции федерального уровня (прежде всего, в Генеральную прокуратуру).
 

Об общих требованиях к оформлению обращения в органы государственной власти пока можно прочитать в буклете "Как добиться принятия мер по устранению экологических правонарушений". Рекомендации по подготовке письменных обращений в связи с торфяными пожарами будут размещены на Лесном форуме Гринпис России ближе к началу сезона торфяных пожаров.
 

Тушение торфяных пожаров
 

Проще всего потушить очаг тления торфа на самой ранней стадии, когда он только начинает заглубляться в осушенный торфяник - например, брошенный на торфе непотушенный костер, начинающийся пожар от непогашенного окурка или пала сухой травы.
 

При дефиците воды совсем маленький очаг тления торфа можно просто выкопать целиком (горящий торф с прилегающими к нему слоями холодного торфа), сложить в жестяные ведра, корыта или тому подобные емкости, и перенести к ближайшему водоему, где и вывалить в воду, и перемешать при необходимости до образования однородной холодной массы. При отсутствии водоема можно отнести горящий материал к участку с негорючим грунтом (песком, глиной) и перемешать лопатой до прекращения горения и полного охлаждения. Если торфяник неглубокий, то выкапывать следует весь торф до подстилающего негорючего грунта, и весь торф примыкающий к очагу (еще не горящий) на 20 см вокруг. Если торфяник глубокий и до подстилающего грунта больше, чем можно выкопать, то извлекается весь горящий торф и еще 10-15 см негорящего (холодного) торфа.
 

При наличии воды рядом в достаточном количестве нужно подавать воду в очаг (мотопомпой, ведрами) и перемешивать лопатой до образования в очаге однородной холодной массы. При этом необходимо срезать лопатой примыкающие к очагу участки негорящего торфа (не менее, чем на 20 см по всему периметру вокруг очага), и также перемешать с водой. Если торфяник неглубокий, то желательно перемешивать с водой весь слой торфа до подстилающего грунта, смешивая холодный мокрый торф с подстилающей негорючей массой (песком, глиной). Если торфяник глубокий, то перемешивать нужно не только горящий верхний слой (рыхлый, горячий), но и более нижние слои торфа (на 20-30 см ниже дна очага), тщательно измельчая торфяную массу и перемешивая ее с водой.
 

При наличии водоподающей техники (мотопомпы, пожарной машины и т.п.) воду следует подавать компактной струей, размывая и перемешивая горящий торф. Желательно при этом дополнительно перемешивать полученную массу лопатами, разбивая комки и спекшиеся твердые участки. При таком способе подачи воды в среднем расход воды составляет около 1 тонны на кубический метр горящего материала.
 

Если очаг глубокий (глубже 20 см), воду лучше сначала подать в центр очага, пробивая компактной струей до дна очага и перемешивая полученную массу. После этого смывать края очага и примыкающие к ним участки торфа. В противном случае (начав с краев), есть риск залить сверху холодной массой и не заметить оставшиеся горячие участки в центре (на дне), которые через несколько дней приведут к возобновлению тления.
 


Тушение торфяного пожара из ручного пожарного ствола РС-50 компактной струей (май 2011 г., Шатурский район Московской области)
 

В некоторых случаях (пожары на брошенных торфяных штабелях, караванах, когда очаги быстро уходят на большую глубину), бывает полезно использовать торфяные стволы ТС-1 и ТС-2. Стволы заглубляются на ту глубину, где предполагается тление торфа, и переставляются на 30-40 см после того, как визуально становится заметно насыщение водой обрабатываемого участка (холодная вода без пара выбивается на поверхность в 20-30 см вокруг точки ввода ствола). По возможности, торфяные стволы вводят, окружая очаг двумя рядами проколов (точек ввода стволов) – первый ряд в 10 см от видимой кромки, и второй ряд в 30 см от первого. Если есть возможность, после обработки участка торфяными стволами желательно окончательно размыть оставшийся торф компактной струей из обычных стволов "А" или "Б", или хотя бы проверить щупом-термометром надежность тушения.
 

Хорошо показывает себя применение при тушении торфяных пожаров смачивателей и пенообразователей (в качестве смачивателей), и ингибиторов горения. Добавление смачивателей снижает расход воды на тушение кубометра торфа на 30-40 процентов, а при использовании торфяных стволов заметно повышает надежность тушения.
 

При наличии тяжелой гусеничной техники можно использовать ее для тушения торфяника на ранней стадии. Тушение производится также перемешиванием горящего торфа с влажным не горящим; желательно также перемешивание с подстилающим негорючим грунтом.
 

При продолжительном горении торфяника эта технология может быть неприменима из-за высокого риска провалиться в прогары, большого количества завалов, затрудняющих работу, и высокой температуры (много тлеющего материала, при перемешивании с подстилающим грунтом механизмы сильно нагреваются). Наиболее важна тяжелая техника бывает для создания подъездных путей к месту пожара и для создания временных плотин для поднятия уровня воды.
 

Нередко, особенно в весенний период, горящие очаги торфа можно в буквальном смысле слова утопить, создав временные плотины на осушительных канавах немного ниже горящего очага. Этот способ особенно хорош при небольшом удалении горящего очага от осушительной канавы и при его расположении не на возвышении. К сожалению, нередко торфяные пожары возникают как раз на наиболее высоких участках – на отвалах канав, на естественных возвышениях, на брошенных торфяных штабелях. В таком случае создание плотины и подъем уровня воды позволят создать необходимый запас воды для тушения, а также ограничат возможное распространение огня.
 

Для создания плотины лучше выбрать участок, где потребуются минимальные трудозатраты по ее созданию, и где разобрать плотину не составит потом большого труда. Хорошее место для устройства плотины - трубопереезды (мостики через канавы для проезда техники, в основе которых обычно лежат железобетонные трубы). Иногда можно воспользоваться сохранившимися на таких переездах гидрозатворами (устройствами для перекрытия стока - металлическими шлюзами с механизмами для открывания и закрывания). В трубы можно вставить деревянные щиты, подобранные по форме и размеру. Такие временные плотины легко впоследствии демонтировать.
 

Если трубопереезда нет поблизости или невозможно установить деревянную заслонку, то можно сделать плотину из торфа. Для этого желательно использовать торф, упакованный в пластиковые мешки. Если для придания прочности используются еще и стволы деревьев, то их следует укладывать поперек канавы (положенные вдоль стволы создадут пустоты, по которым будет протекать вода). Тело плотины желательно уплотнять по мере строительства (прогоняя по ней технику).
 

При любой конструкции плотины, если вода должна подняться до краев канавы и разлиться на пространство выше плотины, необходимо подготовить русло для стока воды, иначе такое русло образуется само, возможно, в неудачном с точки зрения дальнейшей борьбы с пожаром месте.
 

При горении торфа на местах складирования (бурты, штабели, караваны), на местах добычи (фрезерованный торф на полях добычи), тушение осложняется тем, что сухой горящий торф быстро переносится ветром, создавая новые очаги. Нередко на больших горящих пространствах возникают "торфяные смерчи" - воздушные завихрения, переносящие частицы торфа на большие расстояния, преодолевающие канавы с водой и вызывающие появление новых очагов на ранее не горящих участках.
 

В таких случаях необходимо подавать не только компактные струи на тушение, но и, по возможности, распыленными струями смачивать поверхность горящего каравана или открытые участки, препятствуя раздуванию очагов.
 

При тушении глубоких торфяных пожаров, успевших развиться на большие площади, нередко тушение по всей площади становится нецелесообразным (не приводит к успеху в силу невозможности сосредоточить нужное количество техники, людей, из-за недостатка воды). Единственно возможной тактикой становится или обводнение (затопление) горящей площади, или создание вокруг горящих очагов глубоких (до подстилающего грунта) канав, заполненных водой, и борьба с новыми очагами, образующимися от переброса искр или горящего торфа на защищаемый участок.
 


"Пожаропритушивание" с помощью самолета-танкера Ил-76. Попасть водой с самолета в небольшой очаг торфяного пожара невозможно, а для большого очага такое количество воды - что для слона дробина. Самолеты-танкеры обеспечивают эффектные картинки, но значимого влияния на торфяные пожары не оказывают (Павлово-Посадский район Московской области, август 2011 года)
 

Проверка качества (надежности) тушения
 

При любом способе тушения торфяного пожара необходимо тщательно проверять результат. Для этого после охлаждения участка и после того, как перестанут выделяться дым и пар, следует с осторожностью проверить рукой температуру полученной влажной массы торфа. Если масса холодная, следует прощупать рукой потушенный участок по краям и в глубину до дна. При глубоких очагах (более полуметра) следует, выждав до получаса после подачи воды, прокопать небольшой шурф, прощупывая температуру на разной глубине. Желательно прокапать до глубоких, заведомо не горевших, слоев торфа, до уровня грунтовых вод или до подстилающего негорючего минерального грунта. Если весь очаг холодный, и на всю глубину заполнен однородной холодной влажной массой торфа, можно считать его надежно потушенным, и переходить, при необходимости, к тушению следующего.
 

При этом даже проверенные очаги необходимо контролировать в дальнейшем, в течение примерно недели. Проверять их состояние желательно в утреннее или вечернее время, когда лучше заметен дым и лучше чувствуется запах горящего торфа, и лучше ощущается контраст температур тлеющей и холодной поверхностей. При обнаружении недотушенных участков необходимо продолжить работу по их заливанию водой с еще более тщательным перемешиванием. Если в течение недели тление в очаге не возобновилось, его можно считать надежно потушенным.
 

Для инструментальной проверки надежности тушения, и для обнаружения скрытых очагов тления торфа, можно использовать торфяные щупы-термометры (специальные датчики-термопары в стальной трубке длиной до полутора метров, соединенные с дисплеем, показывающим температуру на конце щупа). Если такой щуп есть, то целесообразно выделение одного человека специально для работы с ним, для помощи в определении реальных границ очага тления, которые не всегда хорошо определяются с поверхности, и для определения качества тушения. Тлеющими следует считать участки, на которых температура торфа превышает 40 градусов. Кроме того, щупом-термометром необходимо пользоваться при определении безопасных подходов и подъездов к очагам тления торфа, при определении, есть ли под полотном дороги прогары и очаги тления торфа.
 

Сезонные особенности борьбы с торфяными пожарами
 

В отличие от лесных пожаров и палов сухой травянистой растительности, торфяные пожары развиваются и действуют долго - в течение нескольких месяцев, а иногда даже лет. Большинство торфяных пожаров начинается весной или летом, а заканчивается глубокой осенью, зимой или следующей весной при таянии снега. Размеры торфяного пожара, интенсивность выделения дыма и связанные с торфяным пожаром угрозы нарастают очень постепенно, в зависимости от сезона года и погодных условий. В связи с этим подходы к борьбе с торфяными пожарами должны меняться в течение года со сменой сезонов, с учетом погодных особенностей каждого конкретного сезона.
 

Весна
 

Критически важным сезоном с точки зрения борьбы с торфяными пожарами является весна. Именно весной палы сухой травы на поверхности осушенных торфяников и заброшенных торфяных месторождений приводят к появлению многочисленных очагов тления торфа на огромных площадях. Один пал сухой травы на осушенном торфянике может охватить площадь в десятки или сотни гектаров, и привести к появлению десятков небольших очагов тления в подходящих для этого местах - например, на быстро просыхающих весной отвалах осушительных каналов. Эти очаги тления могут казаться совершенно ничтожными по площади и не представляющими никакой опасности, но они, как правило, сами собой не гаснут, сохраняются до летней жары, и почти каждый из них в сухое лето может стать источником крупного торфяного пожара.
 

Кроме того, весной на многих осушенных торфяниках, особенно там, где есть значительные по площади водоемы, или где брошенные торфополя используются в качестве огородов, появляется большое количество людей - охотников, рыболовов, огородников. Многие из них наплевательски относятся к правилам пожарной безопасности, оставляют костры, бросают непогашенные окурки. Каждый оставленный костер или брошенный окурок может или вызвать пал сухой травы на поверхности торфяника, или сам по себе вызвать начало тления торфа (последнее весной менее опасно, поскольку торф все еще мокрый, и точечный источник огня чаще всего загорания торфа не вызывает). И, наконец, до весны доживает некоторое количество очагов тления торфа, сохранившихся с предыдущего года - как правило, таких очагов бывает немного, но и они представляют опасность.
 


Очаг торфяного пожара, сохранившийся с предыдущего года, переживший зиму и весеннее снеготаяние, и продолжающий тлеть даже под проливным весенним дождем (май 2011 г., Егорьевский район Московской области)
 

Весной торфяные пожары непосредственной опасности для людей, населенных пунктов и прилегающих природных территорий, как правило, еще не представляют - из-за того, что торфяные залежи весной еще насыщены водой (даже осушенные), тление распространяется очень медленно и охватывает только самые поверхностные слои торфа. Кроме того, весной на осушенных торфяниках еще много воды, необходимой для тушения - она держится почти во всех осушительных каналах, и ее, за редкими исключениями, не надо доставлять откуда-нибудь издалека. Весенние торфяные пожары относительно легко потушить: во-первых, они редко охватывают большую площадь и обычно бывают представлены разрозненными очагами площадью до нескольких квадратных метров, во-вторых, они редко уходят вглубь торфяной залежи больше чем на несколько десятков сантиметров, и в-третьих, поблизости от них практически всегда есть обильные источники воды для тушения. Как правило, весной для тушения торфяных пожаров не нужна тяжелая и дорогая техника - достаточно мотопомп с набором рукавов и пожарных стволов, а при совсем раннем обнаружении очагов даже ведер и лопат (об особенностях тушения торфяных пожаров - см. ниже).
 

Весной главной задачей по борьбе с торфяными пожарами должно быть как можно более оперативное выявление очагов начинающегося тления торфа, и как можно более быстрая и полная их ликвидация. Очень важно, чтобы это была именно ликвидация, т.е. прекращение тления торфа на всей глубине, а не притушивание поверхностного слоя торфа до стадии, когда из торфяника перестает идти дым. Если хотя бы небольшие очаги тлеющего торфа сохраняются в глубине торфяника, рано или поздно они вновь разрастутся, выйдут на поверхность и станут источниками новых пожаров, но уже в летнюю жару, когда потушить их будет в сотни раз труднее.
 

От того, как будет организована борьба с торфяными пожарами весной, во многом зависит то, сколько сил и средств понадобится для обеспечения пожарной безопасности на торфяниках летом и осенью, сколько сил и средств торфяники отвлекут в летнюю жару от борьбы с пожарами в лесах и в населенных пунктах!
 


Весенний торфяной пожар, возникший от пала сухой травы - множество отдельных очагов тления торфа, возникших на на насыпи заброшенной узкоколейной железной дороги и на отдельных микроповышениях в ее окрестностях (май 2011 года, Гусь-Хрустальный район Владимирской области)
 

Лето
 

В первой половине лета в осушенных торфяниках все еще сохраняются значительные запасы влаги, поэтому торфяные пожары, как правило, еще не приобретают катастрофических масштабов. Однако, по мере просыхания торфяных залежей, особенно при незначительном количестве осадков в мае и июне, они продолжают разрастаться и углубляться. В большинстве случаев торфяные пожары в первой половине лета распространяются по поверхности торфяника медленно, за счет тления поверхностных слоев торфа, горения листового опада или сухой растительности на наиболее сухих участках. Влажная свежая трава, особенно при обилии осадках, препятствует распространению огня и тления по поверхности, поэтому пожары, за редкими исключениями, все еще имеют весьма ограниченную площадь, в худших случаях исчисляющуюся первыми гектарами.
 

Во второй половине лета в осушенных торфяниках, особенно при небольшом количестве дождей, сохраняются минимальные запасы влаги, в результате чего уже в июле, и особенно в августе, травянистая растительность начинает подсыхать. В сухую и ветреную погоду такая растительность может вспыхивать от очагов тлеющего торфа, огонь может быстро распространяться на большие площади и приводить к возникновению множества новых очагов тления торфа, или даже к тлению всей поверхности торфяника на многих сотнях и даже тысячах гектаров. При таком развитии событий торфяные пожары из локальных быстро, в течение считанных дней, превращаются в катастрофические, выделение дыма многократно увеличивается, возникает чрезвычайная угроза примыкающим к торфяникам лесам и расположенным поблизости населенным пунктам, а также опасное для жизни и здоровья людей задымление огромных территорий.
 

Летом резко возрастает риск возникновения новых очагов тления торфа от точечных источников (непогашенных костров, брошенных окурков и т.д.), поскольку количество воды в осушенных торфяных залежах сильно снижается. Если сухая и жаркая погода продолжается неделю и больше, то поверхность торфа просыхает настолько, что любой брошенный окурок может вызвать появление нового очага тления торфа, который будет быстро разрастаться - быстрее, чем очаг, образовавшийся на еще влажном торфянике весной.
 

Летом большинство торфяных пожаров уже невозможно потушить малыми силами - даже для тушения пожаров, пока не перешедших в разряд катастрофических, требуется привлечение сотен людей, большого количества специализированной техники и оборудования. При жарком и сухом лете пожарным приходится распределять силы и технику между торфяными и лесными пожарами, поэтому ни людей, ни техники для полноценной борьбы с торфяными пожарами практически никогда не хватает. В отличие от весны, когда все усилия должны быть направлены именно на полную ликвидацию всех торфяных пожаров, летом необходимо разумное сочетание мер по ликвидации тех торфяных пожаров, которые все еще можно ликвидировать имеющимися силами, и мер по надежной локализации остальных - созданию преград, препятствующих распространению огня и тления на прилегающие территории, без тушения вплоть до поздней осени или зимы.
 


Летний торфяной пожар - сплошное тление поверхности торфа на площади в несколько сотен гектаров (август 2011 года, Переславский район Ярославской области)
 

Осень
 

Осенью, после начала затяжных дождей, опасность распространения торфяных пожаров на прилегающие территории, в том числе на леса и населенные пункты, практически исчезает (за исключением, возможно, отдельных сухих и теплых периодов - так называемого "бабьего лета"). Выделение дыма горящими торфяниками также многократно снижается. Запах торфяного дыма может сохраняться в прилегающих районах вплоть до зимы, но концентрация дыма осенью за пределами самих горящих торфяников почти никогда не достигает уровней, представляющих опасность для здоровья людей.
 

К осени очаги тления торфа достигают максимальной глубины, и для их тушения требуются большие силы, сравнимые с теми, которые требуются летом. При этом дожди, а в конце осени и снег, оказывают на торфяные пожары гораздо большее влияние, чем меры, принимаемые людьми (для сравнения: за среднюю осень в условиях Подмосковья на каждый гектар горящих торфяников выпадает примерно столько же воды, сколько ее может сбросить самолет-амфибия Бе-200 за двести сбросов, или сколько ее можно привезти автоцистерной на базе "Урала" на шестьсот рейсов). С учетом этого, в большинстве случаев оказывается более разумным не тратить огромные силы на тушение слабеющих с каждой неделей пожаров, а доверить борьбу с ними силам природы, обеспечивая лишь окарауливание границ пожаров в теплые и сухие периоды осени.
 


Осенний торфяной пожар - крупные и глубокие очаги тления торфа, которые, однако, уже не приводят к загоранию даже мертвого бурьяна, поскольку бурьян насквозь промок под осенними проливными дождями (ноябрь 2011 года, Переславский район Ярославской области)
 

Зима
 

Зимой торфяные пожары, которые не были ликвидированы летом и осенью, продолжают действовать, но интенсивность тления торфа и выделения дыма резко снижается. После сильных снегопадов выделение дыма может практически прекращаться, и некоторые очаги тления торфа могут на много дней вообще становиться незаметными (хотя над крупными очагами снег быстро тает). В бесснежные периоды, пусть даже морозные, интенсивность тления торфа увеличивается, но в целом она с течением времени, ближе к весне, снижается, многие очаги в течение зимы затухают. Наибольшее количество торфяных пожаров окончательно исчезает в конце зимы и начале весны, с началом таяния снега. К весне лишь на некоторых участках сохраняются отдельные очаги тления торфа, обычно выглядящими совсем безобидными и не опасными. Однако, они вполне могут дождаться весеннего тепла и стать источниками новых крупных торфяных пожаров.
 


Зимний торфяной пожар - очаг тления торфа, сохраняющийся под глубоким снежным покровом (январь 2011 г., Луховицкий район Московской области)

 

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Rambler's Top100