Лесное просвещение

Материалы в помощь учителям, школам, школьным лесничествам


Опрос: какие лесные ВУЗы России вы считаете главными с точки зрения кадрового обеспечения лесного хозяйства?
 

11 ноября на Лесном форуме Гринпис размещен опрос: какие лесные ВУЗы России вы считаете главными с точки зрения кадрового обеспечения лесного хозяйства? В перечень вариантов вошли все ВУЗы и филиалы, осуществляющие в 2014 году подготовку бакалавров по направлению 250100 "Лесное дело".
 

Ссылка:
 

Какие лесные ВУЗы России вы считаете главными с точки зрения кадрового обеспечения лесного хозяйства?
 


* * * * *
 

Пример леса, выращенного школьниками: село Ханино Суворовского района Тульской области
 

В 2004 году к всероссийскому движению "Возродим наш лес" присоединилась школа села Ханино Суворовского района Тульской области. В этом селе на берегу красивого пруда начал разрастаться овраг - на одном из любимых мест отдыха жителей села земля смывалась и сползала в водоем. Школьники с учителем решили организовать здесь посадку леса, а для выращивания саженцев деревьев организовать на пришкольном участке маленький лесной питомник. Все это было начато под руководством сотрудников и добровольцев Гринпис, а потом уже школа продолжала выращивание леса самостоятельно. Деревья вполне смогли остановить рост оврага и обвалы берега. В первый год на этом месте сажали сеянцы сосны и лиственницы - ничего другого тогда у школы просто не было; потом к ним добавились дуб и ясень. Сейчас эта посадка выглядит вот так:
 


 

Ссылка:
 

Пример леса, выращенного школьниками: село Ханино Суворовского района Тульской области
 


* * * * *
 

Пример леса, выращенного школьниками: село Старобокино Сараевского района Рязанской области
 

Одной из первых участниц всероссийского движения "Возродим наш лес" стала Старобокинская сельская школа Сараевского района Рязанской области. В 2002 году ученики этой школы заложили у себя небольшой лесной питомник, а также начали сажать свой лес на участке неиспользуемых земель в километре от своего села. В 2002 году это был совершенно безлесный участок; теперь он называется "школьным лесом" и выглядит вот так:
 


 

Ссылка:
 

Пример леса, выращенного школьниками: село Старобокино Сараевского района Рязанской области
 


* * * * *
 

Важная статья: Почему наши дети учатся все хуже?
 

В июле 2013 года учительница М.В.Балуева опубликовала в своем блоге очень хорошую и важную обзорную статью: Почему наши дети учатся все хуже? Обозначенные в статье проблемы имеют прямое отношение в том числе к лесному просвещению.
 

Ссылка:
 

Почему наши дети учатся все хуже?
 


* * * * *
 

15-20 апреля в ВИПКЛХ пройдут курсы повышения квалификации руководителей школьных лесничеств
 

15-20 апреля 2013 года во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ВИПКЛХ) пройдут курсы повышения квалификации руководителей и специалистов в области дополнительного школьного образования из разных регионов России по программе "Школьные лесничества". В обучении будут принимать участие руководители подведомственных Рослесхозу организаций: ФБУ "Авиалесоохрана", ФБУ "Рослесозащита", ФБУ УМЦ, специалисты Министерства образования, представители WWF, Гринпис.
 

Ссылка:
 

15-20 апреля в ВИПКЛХ пройдут курсы повышения квалификации руководителей школьных лесничеств
 


* * * * *
 

Интересная коллекция публикаций, в том числе о лесах и лесном хозяйстве: Biodiversity Heritage Library
 

Большая коллекция разнообразных естественнонаучных публикаций, в том числе о лесах и лесном хозяйстве, собрана на сайте Biodiversity Heritage Library. Сайт поддерживается группой библиотек, специализирующихся на естественной истории и ботанике, объединившихся с целью оцифровки и размещения в открытом доступе научного наследия - литературы, связанной с биологическим разнообразием. Все книги, размещенные на этом сайте, находятся в свободном и бесплатном доступе. В основном на сайте размещена литература на английском языке, но есть и книги на других языках мира, в том числе на русском (хотя сам сайт - весь на английском). В общей сложности на сайте размещены почти 58 тысяч изданий общим объемом больше сорока миллионов страниц. Из них 1135 публикаций посвящены лесам и лесному хозяйству (почти все на английском). Из общего количества публикаций 152 единицы - на русском языке, но лесной литературы в русскоязычном разделе практически нет.
 

Ссылки:
 

Biodiversity Heritage Library (главная страница)
 

Forests and forestry (страница по лесам и лесному хозяйству)
 

152 Titles in Russian (публикации на русском языке)
 


* * * * *
 

Опубликован Справочник добровольного лесного пожарного
 

Гринпис, Общество добровольных лесных пожарных, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное бюджетное учреждение "Авиалесоохрана" подготовили и выпустили Справочник добровольного лесного пожарного - компактное издание карманного формата, рассчитанное на руководителей групп добровольцев, прошедших первоначальную подготовку и уже имеющих некоторый опыт работы на природных пожарах. Это первое такое издание в России, рассчитанное именно на добровольцев, участвующих в борьбе с лесными, торфяными и травяными пожарами.
 

Ссылка: Справочник добровольного лесного пожарного
 


* * * * *
 

Генеральная ассамблея ООН объявила 21 марта Международным днем леса
 

21 декабря 2012 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию A/RES/67/200, в соответствии с которой 21 марта объявляется Международным днем леса (в проекте резолюции день значился как "International Day of Forests and the Tree" - "Международный день леса и дерева", окончательный текст пока недоступен). Этот день будет отмечаться с 2013 года.
 

Ссылка: Генеральная ассамблея ООН объявила 21 марта Международным днем леса
 


* * * * *
 

Обновленный перечень российских техникумов и колледжей, обучающих студентов по специальности 250202 - "Лесное и лесопарковое хозяйство"
 

В настоящее время около сорока российских средних специальных учебных заведений (техникумов и колледжей) обучают студентов по направлению (специальности) 250202 - "Лесное и лесопарковое хозяйство". Ссылка, приведенная ниже, ведет на перечень из 39 таких техникумов и колледжей со ссылками на их официальные сайты или, при отсутствии таковых, на иные информационные ресурсы, где можно найти информацию об этих средних специальных учебных заведениях.
 

Ссылка: Обновленный перечень российских техникумов и колледжей, обучающих студентов по специальности 250202 - "Лесное и лесопарковое хозяйство"
 


* * * * *
 

Обновленный перечень российских вузов, обучающих студентов по направлению 250100 - "Лесное дело"
 

В настоящее время более сорока российских высших учебных заведений обучают студентов по направлению (специальности) 250100 - "Лесное дело". Ссылка, приведенная ниже, ведет на перечень из 43 таких вузов со ссылками на их официальные сайты (где возможно, ссылки ведут на сайты факультетов или иных подразделений вузов, отвечающих за подготовку именно лесных специалистов).
 

Ссылка: обновленный перечень российских вузов, обучающих студентов по направлению 250100 - "Лесное дело"
 


* * * * *
 

О реформе образования, ее итогах и перспективах. Заявление Ученого совета филологического факультета МГУ
 

22 ноября 2012 года Ученый совет филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова единогласно принял на своем заседании заявление "О реформе образования, ее итогах и перспективах", и опубликовал это заявление на своем официальном сайте. В документе говорится о политике разгрома гуманитарного образования, проводимой Министерством образования, и о катастрофическом обрушении уровня этого образования. Фактически речь идет об умышленных действиях власти по снижению культурного уровня общества, по его одичанию.
 

Рекомендуем всем, кто так или иначе связан с образованием, прочитать этот документ полностью. Примерно такая же ситуация, если не хуже, наблюдается сейчас и в системе естественнонаучного образования: научные знания вообще перестают быть самостоятельной ценностью, причем часто не только в обществе в целом, но даже и в научной и околонаучной среде. Недавнее обсуждение перспектив создания вечного двигателя в "наукограде Сколково" - наглядный тому пример, причем, к сожалению, далеко не единственный.
 

Спасибо Ученому совету филологического факультета МГУ за это заявление.
 

Ссылка на полный текст документа и его обсуждение: О реформе образования, ее итогах и перспективах. Заявление Ученого совета филологического факультета МГУ
 


* * * * *
 

Опрос: какие критерии отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам вам кажутся правильными и важными?
 

Межведомственная рабочая группа по развитию Движения школьных лесничеств одобрила набор критериев отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам (эти критерии были официально одобрены 10 июля 2012 года, и представлены специалистам на Всероссийском совещании с руководителями школьных лесничеств в Пушкино 16 ноября). Приглашаем вас принять участие в опросе: какие из этих критериев вы считаете правильными и важными, действительно определяющими деятельность школьного лесничества в современных условиях?
 

Примечание. Сотрудники Рослесхоза, отвечающие за работу со школьными лесничествами, обещают, что набор критериев будет дорабатываться с учетом мнений и замечаний со стороны руководителей школьных лесничеств и других специалистов, занимающихся лесоохранительным просвещением школьников. Поэтому убедительно просим участников опроса, особенно тех, кто выберет последний вариант ответа, предлагать, по возможности, свои критерии (отличительные признаки) школьных лесничеств.
 

Ссылка на опрос и обсуждение критериев:
 

Какие критерии отнесения детских природоохранных объединений к школьным лесничествам вам кажутся правильными и важными?
 


* * * * *
 

16 ноября в подмосковном Пушкино состоялось Всероссийское совещание с руководителями школьных лесничеств
 

16 ноября в подмосковном Пушкино, во Всероссийском НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства, состоялось Всероссийское совещание с руководителями школьных лесничеств, организованное Федеральным агентством лесного хозяйства. Вопреки опасениям, мероприятие получилось в достаточной степени неформальным, информативным и интересным. В общей сложности в нем приняли участие около ста сорока человек, в основном представлявших органы управления лесами субъектов РФ, разнообразные детские образовательные учреждения и сами школьные лесничества.
 

Выступления участников показали, что движение школьных лесничеств, несмотря на разрушительные для лесного хозяйства реформы последних тринадцати лет, все еще живо, по крайней мере в значительной части регионов страны. Однако, единая система управления этим движением, равно как и система его поддержки на государственном уровне, утрачена, и ее остатки поддерживаются силами энтузиастов - где-то на уровне региональных уровней власти, где-то на уровне отдельных районов, а где-то и на уровне отдельных школ, лесничеств или лесхозов. Сколько именно в России сохранилось школьных лесничеств - точно пока неизвестно. По максимальной оценке, их сейчас существует около 3,6 тысяч (это "консервативная" оценка, учитывающая в том числе те школьные лесничества, судьба которых в последние годы достоверно неизвестна); по осторожной оценке Рослесхоза, основывающейся на данных недавней инвентаризации школьных лесничеств - их сейчас в стране чуть больше тысячи. Скорее всего, реальное количество активно действующих школьных лесничеств составляет несколько сотен. При этом единого формата работы школьных лесничеств, который раньше определялся соглашениями между органами управления лесами и органами образования, уже нет - в каждом конкретном школьном лесничестве делают то, на что у руководителей хватает сил и что представляется им уместным в существующих обстоятельствах.
 

Рослесхоз представил подготовленные проекты некоторых документов, регламентирующих работу школьных лесничеств, в том числе критериев школьного лесничества. Проекты вызвали опасения у многих участников совещания в связи с изрядным формализмом - они были в значительной степени ориентированы на старый ("дореформенный") формат работы школьных лесничеств, который сейчас в значительной степени утрачен, и который вряд ли можно в полном объеме восстановить сейчас - да и не факт, что нужно. Представители Рослесхоза - А.В.Панфилов и С.В.Старостин - по поводу этих опасений пояснили, что Рослесхоз будет стараться сделать нормативные и методические акты, касающиеся работы школьных лесничеств, максимально реалистичными, чтобы излишним формализмом не убить живые инициативы на местах. Рослесхоз намерен включить положения, касающиеся развития системы школьных лесничеств, в соглашения о взаимодействии со всеми субъектами РФ, заключаемыми на 2013 год.
 

Краткая историческая справка. Родиной Всероссийского движения школьных лесничеств считается Жуковский лесхоз Брянской области - здесь в 1952 году появился ученический отряд "Лесной патруль", руководимый учителем, лесничим и директором лесхоза. Официальный статус и название "школьные лесничества" такие отряды получили в 1966 году, и тогда же за ними были закреплены свои участки леса, и некоторые связанные с этими участками права и обязанности. В классическом варианте школьные лесничества копировали структуру настоящих лесничеств, с их штатным расписанием и системой организации работ. С 1969 года в РСФСР проводились всероссийские смотры (в дальнейшем - конкурсы) школьных лесничеств, с 1978 года деятельность школьных лесничеств определялась Лесным кодексом. К середине 80-х г.г. прошлого века количество школьных лесничеств в РСФСР достигло примерно шести тысяч. Реформы системы лесоуправления начала 90-х г.г. прошлого века сильно подкосили работу школьных лесничеств, привели к частичному распаду централизованной системы управления ими - но на местах школьные лесничества продолжали существовать (оценочно, к концу 90-х г.г. в какой-то мере продолжали свою работу около трех тысяч школьных лесничеств - то есть около половины от максимального их количества). С самого конца 90-х г.г. федеральными органами исполнительной власти предпринимаются попытки оживления всей системы путем проведения разных всероссийских мероприятий (конкурса "Подрост" и других), но пока эти попытки были не особенно успешными. В настоящее время, по оценке Рослесхоза, школьных лесничеств, чья деятельность примерно соответствует первоначальному представлению о них, насчитывается чуть больше тысячи - то есть около одной шестой от максимального их количества, достигнутого около четверти века назад.
 

Обсуждение этой новости:
 

16 ноября в подмосковном Пушкино состоялось Всероссийское совещание с руководителями школьных лесничеств
 


* * * * *
 

По данным Минобрнауки, некоторые ведущие лесные ВУЗы России проявляют "признаки неэффективности"
 

Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало "Результаты мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов" - документ, на основании которого, скорее всего, будут приниматься решения о судьбе многих высших учебных заведений и их филиалов. ВУЗы и филиалы в этом документе поделены на две группы - "эффективные" и "с признаками неэффективности". Судьба первых, скорее всего, будет относительно благополучной, если в ближайшее время в Минобрнауки не произойдет каких-нибудь административных катаклизмов. Судьба вторых менее предсказуема - их, скорее всего, ждут какие-то преобразования, вплоть до слияния с более успешными вузами или даже ликвидации.
 

Крупнейшие российские лесные вузы - Московский государственный университет леса и Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет - попали в список эффективных вузов. В этом же списке оказались Поволжский государственный технологический университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Уральский государственный лесотехнический университет, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Петрозаводский государственный университет, Сыктывкарский лесной институт и многие другие вузы и филиалы, выпускающие лесных специалистов.
 

К сожалению, некоторые российские лесные вузы и вузы с лесными факультетами оказались в неблагополучном списке - среди тех, у кого выявлены "признаки неэффективности". К ним относятся, в частности, Брянская государственная инженерно-технологическая академия, Воронежская государственная лесотехническая академия, Дальневосточный государственный аграрный университет, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия, Костромской государственный технологический университет.
 

С полным перечнем вузов можно ознакомиться на сайте министерства: Результаты мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов
 

Обсуждение этой новости:
 

По данным Минобрнауки, некоторые ведущие лесные ВУЗы России проявляют "признаки неэффективности"

 

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Rambler's Top100